Кредитно-денежная политика на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование методов и инструментов кредитно-денежной политики.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие кредитно-денежной политики;
изучить, какими методами и инструментами пользуется Национальный Банк РБ в настоящее время, их преимущества и недостатки;
рассмотреть результаты кредитно-денежной политики с точки зрения монетаристов и кейнсианцев;
рассмотреть кредитно-денежную политику зарубежных стран на примере наиболее развитых стран мира;
описать возможности использования опыта проведения денежно-кредитной политики развитых стран в условиях переходной экономики Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Денежно-кредитная политика, ее основные цели и
инструменты........................................................................................................6
2.Особенности реализации денежно-кредитной политики в
развитых странах, ее последствия для экономики………………………….15
3.Возможности использования опыта проведения
денежно-кредитной политики развитых стран в условиях
переходной экономики (на примере Республики Беларусь)………………..24
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников…...……………………………………..34

Работа содержит 1 файл

КДП.doc

— 524.50 Кб (Скачать)

Сходные черты  можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии.  Не  полагаясь на косвенный контроль,  Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках  банковского кредитования,  в первую  очередь  краткосрочно "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный  эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение  уровня  процента  или  либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе  высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики,  определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от  населения  и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции [6, с.22].

Денежно-кредитная политика в Мексике

В первой половине 80-х годов мексиканская экономика находилась в кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней  задолженности,  нарастающей  инфляцией  и  массовым бегством  частных капиталов из страны. К тому же особенностью развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков, суровая централизованность  государственного регулирования деятельности национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить экономическую реформу.

В результате антикризисных  мероприятий правительства  начался  поворот  финансово-экономической политики в сторону модернизации и либерализации экономики,  развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство. Остановимся на основных моментах стабилизационной политики Мексики.  Регулирование  денежного  обращения мексиканское правительство  и центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать как  инструмент  реструктивной  монетарной политики и придерживаться следующих положений:  денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в  четыре  раза стоимость официальных инвалютных резервов страны; лимиты финансирования, предоставляемого Банком  Мексики, определялись "потолком" (максимальной суммой, который устанавливался конгрессом ежегодно при рассмотрении федерального бюджета). Кредитные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских коммерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вложений", который применялся до недавнего времени.  Помимо обычных резервных  требований,  для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов  селективного отраслевого  кредита и так называемый коэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных  ценных  бумаг). Вплоть  до  1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям коммерческих банков.

Денежно-кредитное регулирование  в Мексике традиционно было довольно жестким и сложным. Кредитным учреждениям приписывалось  обязательное кредитование приоритетных (с точки зрения государственных экономических программ) отраслей.  Административному  регулированию подлежали также ставки банковского процента и кассовая наличность банков. "Зарегулированность " банковской  деятельности существенно ограничивала финансовую базу для активных операций, сужала маневренность банков. Поэтому в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также  были  отменены некоторые нормативы обязательного страхования.  Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования, как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").

В 1991 году ситуация в кредитной  сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит  резко  возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности.  Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор,  как бездефицитный государственный бюджет,  не требующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя-  "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Мексику иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых "беглых" капиталов из зарубежных  банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении.

Либерализация государственного  регулирования  банковской системы  не означает полной его отмены и  осуществляется теперь по следующим  направлениям:

  • операции Банка  Мексики  как  кредитора  всех  банков в последней инстанции;
  • поддержание нормативов минимума  собственного  капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;
  • хранение всеми банками депозитов  до  востребования,  а также кассовой наличности в Банке Мексики;
  • интервенции Центрального Банка на денежном рынке;
  • осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных отраслей в основном  через государственные банки развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;
  • введения для банков нового норматива контроля -  "коэффициента инвалютной ликвидности";
  • создание специальных резервов банков  под  сомнительные долги;
  • разработка более строгих  правил  и  условий  для  предоставления кредита  лицам и организациям, связанных с акционерами и руководством банка;
  • более   четкое   определение   содержания  должностного преступления в банковской сфере и  применение соответствующих санкций к банковским служащим, совершающим такие преступления;
  • разрешение на ассоциирование банковских и  небанковских финансовых учреждений.

Весь этот комплекс мер  позволил  к  1992  году  добиться успеха  в  деле стабилизации национальной валюты и внутренних цен, снизить  темпы инфляции до 9,7%,  достичь темпа роста ВНП на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2% [6, с.30].

 Денежно-кредитная  политика в США 

Одной  из  самых  серьезных  трудностей, с  которой   столкнулась  экономика на современном  этапе, явилась инфляция.  Эта  проблема особенно стала остро в 70-х годах. Так,  например,  в США темпы инфляции в десятилетие утроились с 4% до  13%  в  год.  Причиной такой ситуации в Соединенных Штатах явилась утрата доверия к тому,  как  управляется  американская  экономика.  Позиции  доллара   на зарубежных  валютных  рынках  ослабли,  а  на  рынках   кредитных ресурсов   значительно   повысились   нормы   процента   за    их предоставление.

Усиление   инфляционных   процессов   заставило   экономистов  провести  ряд  исследований  в  данной  области.   В   результате проведенной  работы  ученые   сделали   вывод   о   необходимости установления контроля над кредитно-денежными агрегатами.  Другими словами, специалисты заключили,  что  скорость  обращения  денег, выраженная отношением номинального объема производства к величине спроса  населения  на  денежные  средства,  является  показателем достаточно стабильным и предсказуемым.

                                               V=Y/M,                                                        (2.1.)

где:  V - скорость обращения денежной массы;

  Y - номинальный объем производства;

  M - величина денежной массы в обращении.

Исходя формулы 2.1., было предложено бороться с инфляцией. Если  скорость  обращения стабильна,  тогда   желаемого   объема производства  можно  достичь,  задавая  соответствующие  значения величины денежной массы  в  обращении.  Нужно  отметить,  что  на практике данный процесс более сложен, поскольку выбор  монетарной переменной влияет на  уровень  процентных  ставок,  что,  в  свою очередь,  оказывает  воздействие  "на  степень  привлекательности хранения  на  счетах  денежных  средств",  то  есть  на  скорость обращения денег. Величина номинального дохода может  быть  выражена  следующим  образом:

                                             Y=P*y,                                                          (2.2.)            где:  Y - рост номинального дохода;

   P - темпы инфляции;

   у - темпы роста реального объема производства.

Было признано, что  современные темпы роста  реального  объема производства будут  приближаться  к  потенциальным  темпам роста объемов, вовлеченных в  экономическую  деятельность  ресурсов, а также их производительности.  Денежно-кредитная  политика  не сможет оказывать серьезного влияния на  долговременную  тенденцию роста  объемов  производства, или  это   влияние   будет   носить негативный характер, поскольку дестабилизируется денежная система, и создаются препятствия на пути капиталовложений в экономику. При таких  условиях  изменение  темпов  роста  величины  номинального дохода будет  означать  аналогичные  изменения  темпов  инфляции. Следовательно, ликвидация инфляции и  восстановления  контроля  в области ценообразования требует замедления роста денежной массы.    Денежно-кредитная   политика   США   основывается    на вышеизложенной  концепции.  На основании ее в 1978 году  Конгресс  США   принял законодательство, обязывающее Федеральную Резервную Систему (ФРС) установить пределы роста денежной и кредитной  массы.  Также  был принят "Акт о полной занятости и сбалансированном росте".  В  нем указывались  цели  денежно-кредитной  политики:   обеспечение высокого уровня занятости и  поддержания  стабильности  цен.  Для достижения этого ФРС предписывалось ежегодно  объявлять  величину денежной массы и кредитных ресурсов на следующий год, что  должно воздействовать на ожидаемое функционирование  экономики  и  темпы инфляции.

Признавая,  что  не  всегда  можно  поддерживать   желаемое соотношение между ростом денежной массы и темпами  экономического развития, закон  не  обязывает  ФРС  точно  соблюдать заявленные параметры денежной массы.  Однако,  в  случае,  если  расхождение имеет место, ФРС должна объяснить их причины.  Величины  денежной массы и кредитной эмиссии объявляются в феврале  каждого  года  и корректируются в докладе, представляемом в  конгресс  в  июне.  В этом докладе также называются  предварительные  оценки  указанных величин на следующий год.

Данная политика преследует три основные цели:  во-первых, ограничение роста  цен. Во-вторых,  извещение  общественности  о будущей стратегии ФРС, чтобы юридические и физические лица  могли соотносить    свое    экономическое    поведение с    намерениями центрального  банка. В-третьих,  усиление   подотчетности   и ответственности Центрального Банка за принимаемые  им  решения  и достижение намеченной цели.

Нужно  отметить,  что  опыт  американских  экономистов   в области борьбы  с  инфляцией  может  быть полезен  при проведении антиинфляционных  мер [15, с.105].

 

 

 

 

 

3. Возможности использования опыта проведения денежно-кредитной политики развитых стран в условиях переходной экономики (на примере Республики Беларусь)

Рассмотрим  особенности функционирования банковской системы Беларуси и эффективность воздействия на нее денежно кредитной политики Национального банка в 1998-2006 гг.. Здесь можно выделить два периода - 1998-2000 гг. и 2001-2006 гг. Под воздействием российского кризиса в 1998-2000 гг. экономика страны находилась в фазе спада, а в 2001-2006 гг. начался ее подъем. 2000 г. стал переходным годом, в течение которого произошла радикальная переориентация экономической политики Правительства от проводимого ранее административного «нажима» на экономику, высокого уровня инфляции и девальвации к более реалистичной политике.

Экономическая политика 2000-2006 гг. характеризуется применением антиинфляционных мер, введением единого валютного курса рубля, контролем расходов государственного бюджета. Это относится к классическим стабилизационным мероприятиям, которые нельзя рассматривать как программу относительной либерализации экономики. Во-первых, сохранялся административный контроль над товарными ценами. Во-вторых, процесс приватизации был заторможен, развитие малого и среднего бизнеса ограничено. В-третьих, действующие в экономике Беларуси несовершенные рыночные регуляторы ориентируют многие государственные предприятия на извлечение рентных доходов. Присваиваемая привилегированными государственными предприятиями и банками рента не определяется конкурентными рыночными ценами покупателей и ростом их факторной производительности что внутренне присуще конкурентной рыночной экономике. В экономике Беларуси продолжает работать механизм перераспределения доходов от эффективных к неэффективным. Однако, несмотря на эти ограничения, стабилизационная программа Правительства достигла значимых успехов, хотя в 2006 г. стали очевидными объективные пределы. Сравнение двух противоположных типов проведения государством экономической политики, различных по своей целевой направленности и содержанию, позволит более ясно представить, что же радикально нового произошло в экономике и банковской системе страны в течение последних девяти лет.

Проведем  анализ тенденций, сформировавшихся в экономике и банковской системе в течение 2006 г., на основании чего рассмотрим возможные сценарии их развития в будущем. Из анализа сделаем вывод о том, какие цели и задачи являются приоритетными для банковской системы страны и какие изменения объективно требуются. Будут исследованы три ключевых вопроса.

  • Во-первых, насколько проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика адекватна реальностям экономики, какова степень воздействия на проводимую денежно-кредитную политику общегосударственных целей и средств их реализаций.
  • Во-вторых, важно определить степень эффективности денежно-кредитной политики Национального банка, ее влияние на финансовое состояние банков, предприятий и граждан.
  • В-третьих, нуждается ли денежно-кредитная политика Национального банка в коррекции, и если так, то в чем состоит ее содержание.

С целью ответа на эти вопросы проанализируем характер и направленность тенденций, сложившихся в экономике. Здесь мы выделим один важный фактор ухудшения ситуации на валютном рынке - в 2006 г. их накопилось уже достаточно много, и они формируются в систему факторов. В 2000-2005 гг. Национальный банк только покупал валюту на рынке: в 2005 г. им было куплено 445 млн. долл. США, в 2004 г. - 108, в 2003 г.-142, в 2002 г. - 73, в 2001 г. - 8, в 2000 г. - 82 млн.долл. США. Это позволило Национальному банку увеличить свои чистые иностранные активы, которые выросли с 52 млн. долл. США (1.01.2000 г.) до 1576 млн. (1.11 2006 г.). В отличие от 2000-2005 гг. за 10 месяцев 2006 г. Национальный банк продал 98 млн. долл., что уменьшило золотовалютные резервы Правительства, которыми он оперирует [19, с.50].

 

 

 

Денежно-кредитная  политика Национального банка Беларуси в

экономической системе страны в 2000-2005гг.

В 2000 г. Национальный банк стал осуществлять умеренно жесткую монетарную политику: была снижена инфляция с трехзначного уровня (294% в 1999 г.) до двузначного, ликвидирована система множественных валютных курсов, установлен единый валютный курс. Национальный банк значительно ужесточил бюджетные ограничения для всех субъектов денежного рынка, «переключая» их спрос с преимущественного использования иностранных валют на все большее использование белорусского рубля. Следствием этих мер стало постепенное изменение целей, приоритетов и мотивов поведения субъектов экономики.

Большая часть  рублевой эмиссии (от 50 до 75%) в 2000-2005 гг. направлялась Национальным банком на покупку иностранной валюты. Ежегодный уровень прироста потребительских цен последовательно снижался. В 2002 г. инфляция составила 43%, в 2003 г. -28, в 2004 г. - 18,3, в 2005 г. - 10,5, в 2006 г. - 6%. За 9 месяцев 2006 г. Правительству удалось достичь рекордно низкого уровня инфляции - 3,6%. Однако ввиду действия перераспределительной системы каждый новый антиинфляционный шаг государству дается все с большим трудом. Благоприятная конъюнктура внешних экспортных рынков способствует высоким темпам роста экономики. Особенно выгодным для Республики было увеличение спреда между долларовыми ценами на импортируемую и экспортируемую нефть, который в 2002 г. составил 43,3 долл. США, в 2003 г. - 52,2, в 2004 г. - 72,8 долл.

Информация о работе Кредитно-денежная политика на примере Республики Беларусь