Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование методов и инструментов кредитно-денежной политики.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие кредитно-денежной политики;
изучить, какими методами и инструментами пользуется Национальный Банк РБ в настоящее время, их преимущества и недостатки;
рассмотреть результаты кредитно-денежной политики с точки зрения монетаристов и кейнсианцев;
рассмотреть кредитно-денежную политику зарубежных стран на примере наиболее развитых стран мира;
описать возможности использования опыта проведения денежно-кредитной политики развитых стран в условиях переходной экономики Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Денежно-кредитная политика, ее основные цели и
инструменты........................................................................................................6
2.Особенности реализации денежно-кредитной политики в
развитых странах, ее последствия для экономики………………………….15
3.Возможности использования опыта проведения
денежно-кредитной политики развитых стран в условиях
переходной экономики (на примере Республики Беларусь)………………..24
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников…...……………………………………..34
Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочно "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции [6, с.22].
Денежно-кредитная политика в Мексике
Денежно-кредитная политика в США
Одной из самых серьезных трудностей, с которой столкнулась экономика на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенно стала остро в 70-х годах. Так, например, в США темпы инфляции в десятилетие утроились с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации в Соединенных Штатах явилась утрата доверия к тому, как управляется американская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютных рынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительно повысились нормы процента за их предоставление.
Усиление инфляционных процессов заставило экономистов провести ряд исследований в данной области. В результате проведенной работы ученые сделали вывод о необходимости установления контроля над кредитно-денежными агрегатами. Другими словами, специалисты заключили, что скорость обращения денег, выраженная отношением номинального объема производства к величине спроса населения на денежные средства, является показателем достаточно стабильным и предсказуемым.
V=Y/M, (2.1.)
где: V - скорость обращения денежной массы;
Y - номинальный объем производства;
M - величина денежной массы в обращении.
Исходя формулы 2.1., было предложено бороться с инфляцией. Если скорость обращения стабильна, тогда желаемого объема производства можно достичь, задавая соответствующие значения величины денежной массы в обращении. Нужно отметить, что на практике данный процесс более сложен, поскольку выбор монетарной переменной влияет на уровень процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие "на степень привлекательности хранения на счетах денежных средств", то есть на скорость обращения денег. Величина номинального дохода может быть выражена следующим образом:
Y=P*y, (2.2.) где: Y - рост номинального дохода;
P - темпы инфляции;
у - темпы роста реального объема производства.
Было признано, что современные темпы роста реального объема производства будут приближаться к потенциальным темпам роста объемов, вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов, а также их производительности. Денежно-кредитная политика не сможет оказывать серьезного влияния на долговременную тенденцию роста объемов производства, или это влияние будет носить негативный характер, поскольку дестабилизируется денежная система, и создаются препятствия на пути капиталовложений в экономику. При таких условиях изменение темпов роста величины номинального дохода будет означать аналогичные изменения темпов инфляции. Следовательно, ликвидация инфляции и восстановления контроля в области ценообразования требует замедления роста денежной массы. Денежно-кредитная политика США основывается на вышеизложенной концепции. На основании ее в 1978 году Конгресс США принял законодательство, обязывающее Федеральную Резервную Систему (ФРС) установить пределы роста денежной и кредитной массы. Также был принят "Акт о полной занятости и сбалансированном росте". В нем указывались цели денежно-кредитной политики: обеспечение высокого уровня занятости и поддержания стабильности цен. Для достижения этого ФРС предписывалось ежегодно объявлять величину денежной массы и кредитных ресурсов на следующий год, что должно воздействовать на ожидаемое функционирование экономики и темпы инфляции.
Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемое соотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития, закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежной массы. Однако, в случае, если расхождение имеет место, ФРС должна объяснить их причины. Величины денежной массы и кредитной эмиссии объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе, представляемом в конгресс в июне. В этом докладе также называются предварительные оценки указанных величин на следующий год.
Данная политика преследует три основные цели: во-первых, ограничение роста цен. Во-вторых, извещение общественности о будущей стратегии ФРС, чтобы юридические и физические лица могли соотносить свое экономическое поведение с намерениями центрального банка. В-третьих, усиление подотчетности и ответственности Центрального Банка за принимаемые им решения и достижение намеченной цели.
Нужно отметить, что опыт американских экономистов в области борьбы с инфляцией может быть полезен при проведении антиинфляционных мер [15, с.105].
3. Возможности использования опыта проведения денежно-кредитной политики развитых стран в условиях переходной экономики (на примере Республики Беларусь)
Рассмотрим особенности функционирования банковской системы Беларуси и эффективность воздействия на нее денежно кредитной политики Национального банка в 1998-2006 гг.. Здесь можно выделить два периода - 1998-2000 гг. и 2001-2006 гг. Под воздействием российского кризиса в 1998-2000 гг. экономика страны находилась в фазе спада, а в 2001-2006 гг. начался ее подъем. 2000 г. стал переходным годом, в течение которого произошла радикальная переориентация экономической политики Правительства от проводимого ранее административного «нажима» на экономику, высокого уровня инфляции и девальвации к более реалистичной политике.
Экономическая политика 2000-2006 гг. характеризуется применением антиинфляционных мер, введением единого валютного курса рубля, контролем расходов государственного бюджета. Это относится к классическим стабилизационным мероприятиям, которые нельзя рассматривать как программу относительной либерализации экономики. Во-первых, сохранялся административный контроль над товарными ценами. Во-вторых, процесс приватизации был заторможен, развитие малого и среднего бизнеса ограничено. В-третьих, действующие в экономике Беларуси несовершенные рыночные регуляторы ориентируют многие государственные предприятия на извлечение рентных доходов. Присваиваемая привилегированными государственными предприятиями и банками рента не определяется конкурентными рыночными ценами покупателей и ростом их факторной производительности что внутренне присуще конкурентной рыночной экономике. В экономике Беларуси продолжает работать механизм перераспределения доходов от эффективных к неэффективным. Однако, несмотря на эти ограничения, стабилизационная программа Правительства достигла значимых успехов, хотя в 2006 г. стали очевидными объективные пределы. Сравнение двух противоположных типов проведения государством экономической политики, различных по своей целевой направленности и содержанию, позволит более ясно представить, что же радикально нового произошло в экономике и банковской системе страны в течение последних девяти лет.
Проведем анализ тенденций, сформировавшихся в экономике и банковской системе в течение 2006 г., на основании чего рассмотрим возможные сценарии их развития в будущем. Из анализа сделаем вывод о том, какие цели и задачи являются приоритетными для банковской системы страны и какие изменения объективно требуются. Будут исследованы три ключевых вопроса.
С целью ответа на эти вопросы проанализируем характер и направленность тенденций, сложившихся в экономике. Здесь мы выделим один важный фактор ухудшения ситуации на валютном рынке - в 2006 г. их накопилось уже достаточно много, и они формируются в систему факторов. В 2000-2005 гг. Национальный банк только покупал валюту на рынке: в 2005 г. им было куплено 445 млн. долл. США, в 2004 г. - 108, в 2003 г.-142, в 2002 г. - 73, в 2001 г. - 8, в 2000 г. - 82 млн.долл. США. Это позволило Национальному банку увеличить свои чистые иностранные активы, которые выросли с 52 млн. долл. США (1.01.2000 г.) до 1576 млн. (1.11 2006 г.). В отличие от 2000-2005 гг. за 10 месяцев 2006 г. Национальный банк продал 98 млн. долл., что уменьшило золотовалютные резервы Правительства, которыми он оперирует [19, с.50].
Денежно-кредитная политика Национального банка Беларуси в
экономической системе страны в 2000-2005гг.
В 2000 г. Национальный банк стал осуществлять умеренно жесткую монетарную политику: была снижена инфляция с трехзначного уровня (294% в 1999 г.) до двузначного, ликвидирована система множественных валютных курсов, установлен единый валютный курс. Национальный банк значительно ужесточил бюджетные ограничения для всех субъектов денежного рынка, «переключая» их спрос с преимущественного использования иностранных валют на все большее использование белорусского рубля. Следствием этих мер стало постепенное изменение целей, приоритетов и мотивов поведения субъектов экономики.
Большая часть рублевой эмиссии (от 50 до 75%) в 2000-2005 гг. направлялась Национальным банком на покупку иностранной валюты. Ежегодный уровень прироста потребительских цен последовательно снижался. В 2002 г. инфляция составила 43%, в 2003 г. -28, в 2004 г. - 18,3, в 2005 г. - 10,5, в 2006 г. - 6%. За 9 месяцев 2006 г. Правительству удалось достичь рекордно низкого уровня инфляции - 3,6%. Однако ввиду действия перераспределительной системы каждый новый антиинфляционный шаг государству дается все с большим трудом. Благоприятная конъюнктура внешних экспортных рынков способствует высоким темпам роста экономики. Особенно выгодным для Республики было увеличение спреда между долларовыми ценами на импортируемую и экспортируемую нефть, который в 2002 г. составил 43,3 долл. США, в 2003 г. - 52,2, в 2004 г. - 72,8 долл.
Информация о работе Кредитно-денежная политика на примере Республики Беларусь