Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:24, курсовая работа
Предмет исследования – кредитная политика Беларуси.
Цель исследования – рассмотреть сущность, функции и формы кредита, предоставляемого в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты кредита, его сущность, принципы, функции;
Проанализировать кредитную политику в Республике Беларусь на современном этапе развития рыночной экономики.
Рассмотреть особенности кредитной политики зарубежных стран.
В августе 2012 г. курс евро на мировых рынках значительно укрепился к доллару США (с 1,22 до 1,26 доллара США за 1 евро).
На этом фоне чистый спрос иностранной валюты на внутреннем валютном рынке обусловил следующую динамику курса белорусского рубля к основным валютам: белорусский рубль ослаб к евро - на 4,1 процента, к российскому рублю - на 1,6 процента и к доллару США - на 1,9 процента.
В целом за январь-август 2012 г. белорусский рубль укрепился к евро на 2,3 процента (до 10 550 рублей за 1 евро) и к российскому рублю - на 0,2 процента (до 260,5 рубля за 1 российский рубль), а также снизился к доллару США на 0,7 процента (до 8 410 рублей за 1 доллар США)
Рублевая денежная база на 1 сентября 2012 г. сложилась в объеме 25,4 трлн. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2012 г. на 0,25 трлн. рублей.
Увеличению рублевой денежной базы в августе 2012 г. способствовали операции Правительства Республики Беларусь (снижение объема депозитов в Национальном банке и продажа иностранной валюты) в сумме 2,09 трлн. рублей. К уменьшению денежной эмиссии привели операции Национального банка в объеме 1,84 трлн. рублей (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 - Динамика изменения факторов рублевой денежной базы в январе-августе 2012 г. млрд. рублей
Примечание – Источник: [14]
Денежная масса в белорусских рублях (агрегат М2*) в августе 2012 г. увеличилась на 2,7 трлн. рублей, или на 4,5 процента. На 1 сентября 2012 г. она составила 61,7 трлн. рублей.
В августе 2012 г. отмечается рост всех составляющих рублевой денежной массы, за исключением переводных депозитов юридических лиц (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 - Изменение показателей денежной массы за август 2012 г. млрд. рублей
Примечание – Источник: [14]
Наиболее быстрыми темпами росли наличные деньги в обращении, срочные депозиты юридических лиц и ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте соответственно на 5,3 процента, 11 процентов и 20,2 процента. Несмотря на значительное увеличение срочных депозитов предприятий в августе 2012 г. в целом за 8 месяцев 2012 г. прирост данного показателя не выделяется из общей картины изменения агрегатов денежной массы. При этом наибольший прирост с начала 2012 г. принадлежит срочным депозитам физических лиц, которые увеличились за указанный период на 53,7 процента.
С 15 августа 2012 г. ставка рефинансирования была снижена на 0,5 процентного пункта до 30,5 процента годовых. C 12 сентября 2012 г. принято решение о ее последующем снижении до 30 процентов годовых, поскольку в реальном выражении она остается на относительно высоком уровне [2, c. 13].
В августе 2012 г. процентные ставки по операциям поддержки и изъятия ликвидности банков Национальным банком не изменялись. Так, ставки по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт, сделки СВОП овернайт), формирующие верхнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном рублевом межбанковском рынке (далее - ставка МБК), остались на уровне 50 процентов годовых, а процентные ставки, формирующие нижнюю границу (депозит овернайт) - на уровне 19 процентов годовых (рисунок 3.5).
Ставка МБК в августе 2012 г. находилась в диапазоне значений от 20,1 до 18,7 процента годовых. На 1 сентября 2012 г. ставка МБК сложилась на уровне 19,7 процента.
Рисунок 3.5 - Динамика процентных ставок по операциям Национального банка Республики Беларусь процентов годовых
Примечание – Источник: [14]
В августе в банковской системе продолжал сохраняться избыток ликвидности. С целью сдерживания роста денежного предложения Национальный банк проводил операции по ее изъятию через постоянно доступные операции (депозиты) и операции на открытом рынке краткосрочных облигаций. Кроме того, Национальным банком принято решение об увеличении с 1 сентября 2012 г. размера нормативов обязательных резервов от привлеченных средств в иностранной валюте с 10 до 12 процентов.
Среднедневной остаток задолженности
по операциям регулирования
Ключевая роль в денежно-кредитной сфере Беларуси в 2013 году будет отведена процентной политике. Об этом говорится в Основных направлениях денежно-кредитной политики Беларуси на 2013 год, утвержденных 25 сентября 2012 года указом №419 [1].
Таким образом, в 2013 году денежно-кредитная политика Беларуси сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).
В Республике Беларусь учитывается мировой опыт антикризисной политики, Национальным банком и Правительством Республики Беларусь был реализован комплекс краткосрочных мер, направленных на поддержку ликвидности и платежеспособности банков, повышение доверия к банковской системе, сохранение ее устойчивости, часть из которых носили превентивный характер.
В целях недопущения оттока вкладов населения и в целом снижения доверия населения к банкам был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 22, в соответствии с которым государство гарантировало полную сохранность и возмещение всей суммы денежных средств физических лиц, размещенных во всех банках и валютах. Банкам оказывалась значительная финансовая поддержка с применением всех доступных инструментов рефинансирования.
Для поддержания ликвидности и платежеспособности банковской системы в крупнейших банках государством размещались значительные денежные средства в форме депозитов. Объем средств, размещенных органами государственного управления в банках, увеличился за 2012 г. на 7,1 трлн. руб., что составило свыше 40% от общего прироста обязательств банковского сектора. Кроме того, для предотвращения системной нестабильности в банковском секторе было принято решение о дополнительной капитализации государственных банков в размере 3,1 трлн. руб., или порядка 1,4 млрд. долл. США в эквиваленте [11, с. 130].
Однако, как показывает опыт других стран, возникшие в банковском секторе проблемы сложно решить только с помощью введения государственных гарантий на выполнение банками своих обязательств, краткосрочных инструментов монетарной политики, поддержки ликвидности и рекапитализации банков. Не менее важным является решение задач, связанных с построением такой системы финансового надзора и регулирования, которая в будущем способствовала бы снижению вероятности возникновения и уменьшению негативных проявлений финансовых кризисов.
С учетом этого Национальным банком и Правительством Республики Беларусь предпринимаются также меры, направленные на улучшение институциональной структуры банковской системы, повышение качества корпоративного управления, дальнейшее совершенствование банковского надзора.
Принимая во внимание тот факт, что одним из наиболее существенных источников рисков для банковской системы в Республике Беларусь является широкое вовлечение системообразующих банков в финансирование государственных программ, в настоящее время проводится работа по созданию специализированного учреждения государственной формы собственности для обеспечения льготного финансирования таких государственных программ — Финансового агентства развития (далее — Агентство). Помимо снижения нагрузки на банковскую систему создание Агентства будет содействовать повышению качества активов банков за счет передачи на баланс Агентства проблемных активов крупнейших государственных банков, в том числе кредитов, выданных под гарантии Правительства, а также местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь.
В целях формирования эффективного механизма по работе с проблемной задолженностью ведется также работа по созданию и развитию института коллекторства в Республике Беларусь. В настоящее время межведомственная группа разрабатывает предложения по устранению ограничений в законодательстве, препятствующих осуществлению коллекторской деятельности в Республике Беларусь [3, с. 34].
Проводится постоянная работа по повышению прозрачности финансовой отчетности банков, качества корпоративного управления, снятию ограничений на доступ нерезидентов на внутренний финансовый рынок страны. Начиная с 2009 г. Национальный банк Республики Беларусь и банки наряду с финансовой отчетностью, составляемой в соответствии с национальными стандартами, перешли на подготовку бухгалтерского баланса, отчета о прибыли и убытках, об изменении капитала, движении денежных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Осуществляется дальнейшее совершенствование надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе путем введения нормативов безопасного функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк.
В целях приближения
В среднесрочной перспективе также продолжится работа по реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение банками эффективного распределения финансовых ресурсов, управление рисками; расширение состава и качества банковских услуг; укрепление доверия к банковскому сектору и защиту интересов вкладчиков, инвесторов и кредиторов банков; улучшение качественных параметров деятельности банков [3, с. 34].
Реальное укрепление национальной валюты традиционно сопутствует успешным рыночным преобразованиям в странах с переходной экономикой.
Прогресс в проведении структурных преобразований повышает привлекательность активов, номинированных в национальной валюте, что привлекает прямые и портфельные инвестиции, поддерживает рост производительности труда, и, как результат, приводит к объективно обусловленному укреплению национальной валюты.
Основной задачей
К решению этой проблемы можно подходить с различных сторон. Всё зависит от глубины планирования банком проведения своих операций. В частности, при отсутствии необходимости для банка точно планировать объёмы активных и пассивных операций, получаемую прибыль, коммерческий банк может использовать обыкновенную балансировку привлечённых средств. Балансироваться будут активы (направления инвестирования средств) и пассивы (источники их привлечения). При этом, в принципе, возможно два варианта составления баланса: на основе стоимости; на основе срочности.
При проведении операций банк может
сталкиваться с временной нехваткой
ресурсов, для восполнения которой
он может воспользоваться
Подводя итог, следует отметить, что выбор каждого конкретного инструмента балансирования активов и пассивов банка зависит от степени планирования руководством банка объёмы прибыли. На основании описанных выше инструментов каждый банк в отдельности определяет минимальные неснижаемые остатки по каждой группе счетов, наиболее приемлемую структуру активов, в целях недопущения слишком больших временных интервалов между поступлениями денежных средств и их изъятием. Что же касается действующего законодательства, то банк, используя коэффициенты ликвидности, может добиться балансировки активов и пассивов по срокам, однако в этом случае эффективность его операций может значительно уменьшаться (если показатели ликвидности будут намного больше нормативно устанавливаемых значений).
Отмеченный недостаток ретроспективного анализа практически наверняка не позволит банку точным образом спрогнозировать необходимый объём ликвидности на каждый день. Как уже отмечалось, даже срочные вклады не обладают абсолютной стабильностью, так как могут быть изъяты с потерей процентов по ним. Это подразумевает неточность оценки банком реальной величины своей ресурсной базы, а значит проблема регулирования текущей ликвидности банка не может быть решена посредством экономико-математических методов.
Для точного определения требуемого объёма средств коммерческому банку необходимо осуществлять ресурсное регулирование в оперативном порядке. При этом наиболее целесообразным для банка, по нашему мнению, является составление бюджета ликвидности. При помощи этого инструмента вполне реально осуществлять сопоставление ожидаемых поступлений и обязательств, подлежащих погашению на конкретную дату на ежедневной основе. В случае наличия временно свободных ресурсов их можно использовать на увеличение кредитных вложений (либо на иные виды активных операций, приносящих доход) или для реализации на рынке МБК. Кроме того, наряду с оперативным регулированием ликвидности коммерческие банки получают возможность составления перспективных планов и прогнозов на месяц посредством сопоставления всех ожидаемых (а также оцениваемых) поступлений и расходований денежных ресурсов.