Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:21, курсовая работа
Государство особенно сильно тогда, когда его граждане отличаются как высокой политической и правовой культурой, так и активностью своего участия в управлении.
Ясное и практически проявляемое гражданином понимание своей личной причастности, своей ответственности за состояние дел в государстве представляет собой необходимую предпосылку и обязательное условие формирования сильного государства.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ экономического развития России.
1.1 Экономическая политика и экономический рост
1.1 Административная реформа
2. Программа дальнейших преобразований России
2.1 Основные задачи Правительства в этой сфере на 2005-2008 годы:
3. Экономика России 2009-2010
Отраслевые проблемы — наиболее сложные в аспекте современной экономической политики. Продолжая линию, намеченную еще и Стратегической программе 2000 г., правительство принципиально отказывалось от определения явных отраслевых приоритетов с трансформацией их и решения бюджетного характера. Отказ от отраслевых приоритетов связан с особенностями современного этапа технологического развития, когда практически невозможно априорно определять перспективные сектора и соответственно в централизованном порядке выделять им финансовые ресурсы.
В то же время задача диверсификации производства и экспорта, ускоренного развития секторов "новой экономики" становится одной из ключевых. В 2003 г. к ее обсуждению правительство и Минэкономразвития обращались неоднократно, велась интенсивная работа над концепцией диверсификации. В этой связи был поставлен вопрос об использовании специальных мер отраслевой политики, отличных от общих (макроэкономических и политических) факторов обеспечения благоприятного инвестиционного климата.
Таким образом, в правительственной концепции экономической политики акцент делался на создании необходимых институциональных предпосылок, а также на обеспечении макроэкономической стабильности как общей базы экономического роста. Предполагалось, что такой подход может обеспечить устойчивый и долгосрочный рост, ориентированный на реальные, а не на искусственные (навязанные государственными чиновниками или отраслевыми лоббистами) приоритеты. Однако эта модель политически уязвима. У нее нет внешних эффектов, она предполагает длительную, кропотливую и довольно скучную работу по "выращиванию" институтов. Кроме того, она в значительной мере зависит от внешнеэкономической конъюнктуры — сохранение высоких цен на нефть будет тормозить прогрессивные структурные сдвиги.
1.1 Административная реформа
Повышение эффективности принимаемых властью решений является одним из приоритетов экономической политики. Ограниченность возможностей государства решать стоящие перед ним задачи, обеспечивать выполнение законов является важным фактором, сужающим набор доступных инструментов экономической политики. Этому вопросу правительство в 2003 г. попыталось уделить повышенное внимание.
Административная реформа становится одним из основных направлений политики государства. Возможности обеспечения устойчивого роста при помощи собственно экономических рычагов практически исчерпаны. Налицо "падающая производительность" экономического законодательства, когда каждое новое продвижение в направлении улучшения нормативно-правовой базы экономической деятельности будет все менее и менее результативным при данной системе политических институтов.
Тенденции и приоритеты экономической политики на предстоящий период.
Подведение итогов 2003 г. предполагает определение приоритетов не только на следующий год, но и на более длительный период на весь следующим политический цикл. Эти вопросы были предметом интенсивной дискуссии в администрации Президента и в правительстве, а также среди близких к правительству экономистов уже с середины 2003 г. Параллельно работало несколько групп, состоявших из политиков, экономистов и юристов, идеологически достаточно близких друг другу.
Среди ключевых задач экономических реформ на среднесрочную перспективу выделяются следующие:
Проведение административной реформы как общего условия повышения эффективности государственного управления, в том числе и реализации собственно экономической политики.
Завершение концептуальной проработки и Начало масштабной реформы бюджетной сферы. Необходимо подвергнуть пересмотру процедуры принятия решений в бюджетной сфере, развивать систему бюджетирования по результатам, совершенствовать процедуры предоставления бюджетных средств, а также классифицировать сеть бюджетополучателей. Важным моментом здесь является постепенный переход к среднесрочному бюджетному планированию. Реформирование бюджетных расходов должно было следовать за налоговой реформой, однако за прошедшие два года продвинуться в этом направлении не удалось.
Доработка концепции преодоления сырьевой зависимости российской экономики и трансформация концепции в систему комплекса конкретных мероприятий.
В развитие двух предыдущих пунктов (реформы бюджетных расходов и диверсификации экономики) необходимо начать работу по повышению эффективности здравоохранения. Эта отрасль, помимо гуманитарной составляющей, может дать значительный мультипликативный эффект для развития других секторов экономики: она создаст цепочку экспансии спроса во многих других секторах и отраслях, причем спроса, ориентированного на реальные, а не надуманные потребности. Принципиальным направлением здесь является переход к преимущественно страховому принципу, причем не только при консолидации, но и при расходовании средств (иными словами, переход к индивидуальным страховым схемам в здравоохранении).
Существенное продвижение сдоенной реформе, прежде всего в изменении принципов комплектования вооруженных сил. Это важно не только с политической и военной, но также и с экономической точек зрения: решение задач постиндустриального прорыва несовместимо с отвлечением молодежи на длительные сроки от учебы и творческой деятельности. Дискуссии 2002 г. в сочетании с ростом прозрачности расходов на оборону и бюджете 2003 г. создают базу для принятия более решительных мер, чем это делалось до сих пор, по переходу к профессиональной армии.
Продолжение реформирования естественных монополий.
Завершение переговоров о присоединении к ВТО и принятие необходимых для этого законодательных актов. Дальнейшее затягивание переговоров чревато перенесением практического решения этой задачи па неопределенный срок в связи с перспективами реформирования самого ВТО.
Развитие нормативно-правовой базы и рост эффективности функционирования финансовых институтов, продолжение реформирования банковской системы в целях повышения ее надежности. Впрочем, здесь надо понимать, что полноценное решение этой проблемы сгинет
возможным только по мере формирования кредитной истории основной массы экономических агентов (фирм, банков, граждан, государства).
Уточнение политики по отношению к ЕС как основному внешне экономическому партнеру России. В 2003 г. стало уже ясно, что в обозримом будущем ЕС увязнет в собственных проблемах (расширение, единая валюта) и вряд ли будет активно заниматься вопросами. Общего экономического пространства. Тем важнее России определиться относительно значимости европейского законодательства (институтов) "для внутреннего употребления" и соответствующим образом ориентировать свое нормотворчество.
И, наконец, все более актуальной темой становится сохранение того, что было сформировано и достигнуто, что касается как общих принципов функционирования страны, так и многих конкретных институтов. В .политической сфере — это в первую очередь сохранение демократической системы и Конституции 1993 г. В экономической сфере — Сохранение складывавшейся в 2000-2003 гг. модели налоговой системы, предполагающей низкие налоги при плоской шкале и минимизации льгот.
Итак, подведем итоги:
1.Высокие темпы экономического развития в РФ в 2003 г. во многом связаны с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, вследствие чего экономика более всего ориентирована на добычу нефти и экспорт ее за рубеж (65% от добычи).
2. В качестве положительных тенденций современной модели экономического роста можно назвать растущее значение инвестиционной составляющей, изменение структуры ВВП. Положительным моментом является опережающий рост доходов и потребления относительно ВВП. Но данная тенденция может сохранять свое положительное значение до определенного момента, после которого будут преобладать инфляционные процессы.
3. Сложившаяся структура экономики не способна длительное время сохранять высокие темпы экономического роста из-за перекосов в сторону сырьевой составляющей. Структура экономики характеризуется в разных аспектах – отраслевом, потребительском (степень удовлетворения потребностей), региональном.
Более того, специфика российской экономики такова, что отсутствие в нашей стране широкой основы частного предпринимательства, ограниченность финансовых ресурсов населения и предпринимательских структур, распад традиционных внутренних и внешних хозяйственных связей (в связи с распадом СССР) и резкое ухудшение стартовых условий перехода к социально ориентированной рыночной экономике обусловливают на этапе перехода к этой экономике необходимость значительно более широких масштабов государственного сектора по сравнению с существующей мировой практикой.
2. Программа дальнейших преобразований России
2.1 Основные задачи Правительства в этой сфере на 2005-2008 годы:
-принятие законодательных и организационных мер, направленных на сокращение избыточной части государственного и муниципального сектора, которая не обеспечивает выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
-повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
К 2004 году Банком России и Правительством Российской Федерации сформированы механизмы эффективного управления ликвидностью банковской системы, включая, в частности, механизм решения проблемы избыточной ликвидности, т.е. чрезмерного накопления средств на счетах коммерческих банков в ЦБ РФ вследствие покупок Банком России экспортной выручки на валютном рынке. Действия Банка России по стерилизации избыточной ликвидности поддерживаются эффективным функционированием Стабилизационного фонда Правительства Российской Федерации, в результате чего удается обеспечивать соответствие денежного предложения складывающемуся спросу на деньги, формирование процентных ставок на низком положительном реальном уровне, а также контроль за потоками капитала. Постепенное снижение доходности на рынке государственных ценных бумаг и поддержание Банком России низких ставок по депозитным операциям стимулировало кредитную активность банков, повышение спроса на корпоративные ценные бумаги. К настоящему времени практически восстановлено доверие к российскому рублю.
По итогам 2006 г. основной индикатор фондового рынка — индекс РТС вырос почти на 70%, к концу года достигнув отметки 1911 пунктов.
За два последних года российские акции в среднем подорожали втрое, и это лучшие показатели не только среди Emerging Markets, но и среди всех мировых рынков.
После столь длительного и впечатляющего роста у многих скептиков появляются вполне резонные сомнения в дальнейшей позитивной динамике рынка. Но для подобных прогнозов есть все основания. Ведь ни для кого не секрет, что главными кирпичиками в фундаменте относительно благополучного развития рынка ценных бумаг длительное время были растущая цена на нефть и пресловутая политическая стабильность.
В этом году эти факторы, безусловно, сохранятся, но их влияние будет заметно ослаблено.
Прошедший год стал рекордным по объему предложения российских акций. Так, общая сумма выручки от проведенных IPO превысила 20 млрд. долл. Но в наступившем году этот рекорд может быть побит за счет крупнейших банковских размещений Сбербанка и ВТБ, — общим объемом 12 млрд.долл.
Нефтяные котировки традиционно являются главным индикатором развития российского рынка ценных бумаг, да и, пожалуй, всей экономики. Стоимость барреля нефти почти напрямую определяет стоимость бумаг наших нефтяных и газовых компаний.
Рынок в целом сформировал коридор в диапазоне 55—65 долл. за баррель Brent без четкой тенденции к росту или падению, в рамках которого и будут «дрейфовать» нефтяные котировки.
Уже в конце 2006 года многие российские бумаги нефтегазового сектора перестали быть флагманами рынка по текущей доходности.
По данным Госкомстата России, численность постоянного населения к началу 2006 г. сократилась по сравнению с 2003 г. более чем на 750 тыс. человек и составила 142,7 млн. чел. (в 1990 г. – 147,7 млн. чел.). На территориях Центрального и Северо-Западного районов России, исконных для русского народа, естественная убыль населения в два и более раза превышает средние показатели по стране. Трудоспособный возраст в нашей стране считается с 16 до 55 лет у женщин и с 16 до 60 лет у мужчин. Людей в трудоспособном возрасте в России около 55%. Женщины составляют 53% всего населения республики, мужчины – 47%. Для народного хозяйства важно не только количество трудовых ресурсов, но и их размещение по территории страны. По состоянию на конец 2004 г. трудовые ресурсы России составляли 84,3 млн. чел., или почти 60% населения страны. Более 90% общего количества трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные). Численность рабочей силы в России по состоянию на конец пошлого тысячелетия составила 72,3 млн. чел., что также соответствует 4-му месту в мире.
В таблице 3 приведены официальные данные, утвержденные недавно правительством России. ВВП в бюджете 2004г. определен в размере 15,3 трлн. руб. Из данных таблицы следует, что ВВП растет, хотя рост носит колебательный характер. Импорт товаров растет в процентном отношении быстрее, чем ВВП, т.е в обществе отдается предпочтение импортным товарам. Судя по динамике инвестиций, отечественные и зарубежные предприниматели оценивают развитие экономики оптимистически. Уровень инфляции пока выше, чем в передовых странах.
Информация о работе Контрольная работа по курсу «История экономики»