Контрольная работа по курсу «История экономики»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Государство особенно сильно тогда, когда его граждане отличаются как высокой политической и правовой культурой, так и активностью своего участия в управлении.
Ясное и практически проявляемое гражданином понимание своей личной причастности, своей ответственности за состояние дел в государстве представляет собой необходимую предпосылку и обязательное условие формирования сильного государства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ экономического развития России.
1.1 Экономическая политика и экономический рост
1.1 Административная реформа
2. Программа дальнейших преобразований России
2.1 Основные задачи Правительства в этой сфере на 2005-2008 годы:
3. Экономика России 2009-2010

Работа содержит 1 файл

гтовая кур по эк. теории.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

Отраслевые проблемы — наиболее сложные в аспекте современ­ной экономической политики. Продолжая линию, намеченную еще и Стратегической программе 2000 г., правительство принципиально отка­зывалось от определения явных отраслевых приоритетов с трансформацией их и решения бюджетного характера. Отказ от отраслевых приоритетов связан с особенностями современного этапа технологическо­го развития, когда практически невозможно априорно определять пер­спективные сектора и соответственно в централизованном порядке выделять им финансовые ресурсы.

В то же время задача диверсификации производства и экспорта, ускоренного развития секторов "новой экономики" становится одной из ключевых. В 2003 г. к ее обсуждению правительство и Минэконом­развития обращались неоднократно, велась интенсивная работа над концепцией диверсификации. В этой связи был поставлен вопрос об использовании специальных мер отраслевой политики, отличных от общих (макроэкономических и политических) факторов обеспече­ния благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, в правительственной концепции экономической политики акцент делался на создании необходимых институцио­нальных предпосылок, а также на обеспечении макроэкономической стабильности как общей базы экономического роста. Предполага­лось, что такой подход может обеспечить устойчивый и долгосроч­ный рост, ориентированный на реальные, а не на искусственные (на­вязанные государственными чиновниками или отраслевыми лоб­бистами) приоритеты. Однако эта модель политически уязвима. У нее нет внешних эффектов, она предполагает длительную, кропотли­вую и довольно скучную работу по "выращиванию" институтов. Кроме того, она в значительной мере зависит от внешнеэкономической конъ­юнктуры — сохранение высоких цен на нефть будет тормозить про­грессивные структурные сдвиги.

 


1.1 Административная реформа

 

Повышение эффективности при­нимаемых властью решений является одним из приоритетов экономи­ческой политики. Ограниченность возможностей государства решать стоящие перед ним задачи, обеспечивать выполнение законов являет­ся важным фактором, сужающим набор доступных инструментов эко­номической политики. Этому вопросу правительство в 2003 г. попыталось уделить повышенное внимание.

Административная реформа становится одним из основных на­правлений политики государства. Возможности обеспечения устой­чивого роста при помощи собственно экономических рычагов прак­тически исчерпаны. Налицо "падающая производительность" экономи­ческого законодательства, когда каждое новое продвижение в направ­лении улучшения нормативно-правовой базы экономической деятель­ности будет все менее и менее результативным при данной системе политических институтов.

Тенденции и приоритеты экономической политики на предстоящий период.

Подведение итогов 2003 г. предполагает определение приорите­тов не только на следующий год, но и на более длительный период на весь следующим политический цикл. Эти вопросы были предметом интенсивной дискуссии в администрации Президента и в правительстве, а также среди близких к правительству экономистов уже с середины 2003 г. Параллельно работало несколько групп, состоявших из политиков, экономистов и юристов, идеологически достаточно близких друг другу.

Среди ключевых задач экономических реформ на среднесроч­ную перспективу выделяются следующие:

Проведение административной реформы как общего условия повышения эффективности государственного управления, в том чис­ле и реализации собственно экономической политики.

Завершение концептуальной проработки и Начало масштаб­ной реформы бюджетной сферы. Необходимо подвергнуть пересмот­ру процедуры принятия решений в бюджетной сфере, развивать сис­тему бюджетирования по результатам, совершенствовать процедуры предоставления бюджетных средств, а также классифицировать сеть  бюджетополучателей. Важным моментом здесь является постепенный  переход к среднесрочному бюджетному планированию. Реформирование бюджетных расходов должно было следовать за налоговой реформой, однако за прошедшие два года продвинуться в этом направлении не удалось.

Доработка концепции преодоления сырьевой зависимости российской экономики  и трансформация  концепции  в систему  комп­лекса конкретных мероприятий.

В развитие двух предыдущих пунктов (реформы бюджетных расходов и диверсификации экономики) необходимо начать работу по повышению эффективности здравоохранения. Эта отрасль, помимо гуманитарной составляющей, может дать значительный мультиплика­тивный эффект для развития других секторов экономики: она создаст цепочку экспансии спроса во многих других секторах и отраслях, причем спроса, ориентированного на реальные, а не надуманные потребности. Принципиальным направлением здесь является переход к преимущественно страховому принципу, причем не только при кон­солидации, но и при расходовании средств (иными словами, пере­ход к индивидуальным страховым схемам в здравоохранении).

Существенное продвижение сдоенной реформе, прежде всего в изменении принципов комплектования вооруженных сил. Это важно не только с политической и военной, но также и с экономической точек зрения: решение задач постиндустриального прорыва несовме­стимо с отвлечением молодежи на длительные сроки от учебы и творческой деятельности. Дискуссии 2002 г. в сочетании с ростом прозрачности расходов на оборону и бюджете 2003 г. создают базу для принятия более решительных мер, чем это делалось до сих пор, по переходу к профессиональной армии.

Продолжение реформирования естественных монополий.

Завершение переговоров о присоединении к ВТО и принятие необходимых для этого законодательных актов. Дальнейшее затяги­вание переговоров чревато перенесением практического решения этой задачи па неопределенный срок в связи с перспективами реформи­рования самого ВТО.

Развитие нормативно-правовой базы и рост эффективности функционирования финансовых институтов, продолжение реформиро­вания банковской системы в целях повышения ее надежности. Впрочем, здесь надо понимать, что полноценное решение этой проблемы сгинет
возможным только по мере формирования кредитной истории основ­ной массы экономических агентов (фирм, банков, граждан, государства).

Уточнение политики по отношению к ЕС как основному внешне­ экономическому партнеру России. В 2003 г. стало уже ясно, что в обо­зримом будущем ЕС увязнет в собственных проблемах (расширение, единая валюта) и вряд ли будет активно заниматься вопросами. Общего экономического пространства. Тем важнее России опреде­литься относительно значимости европейского законодательства (ин­ститутов) "для внутреннего употребления" и соответствующим образом ориентировать свое нормотворчество.

И, наконец, все более актуальной темой становится сохранение того, что было сформировано и достигнуто, что касается как общих принци­пов функционирования страны, так и многих конкретных институтов. В .политической сфере — это в первую очередь сохранение демократичес­кой системы и Конституции 1993 г. В экономической сфере — Сохране­ние складывавшейся в 2000-2003 гг. модели налоговой системы, предпо­лагающей низкие налоги при плоской шкале и минимизации льгот.

Итак, подведем итоги:

1.Высокие темпы экономического развития в РФ в 2003 г. во многом связаны с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, вследствие чего экономика более всего ориентирована на добычу нефти и экспорт ее за рубеж (65% от добычи).

2. В качестве положительных тенденций современной модели  экономического роста можно назвать растущее значение инвестиционной составляющей, изменение структуры ВВП. Положительным моментом является опережающий рост доходов и потребления относительно ВВП. Но данная тенденция может сохранять свое положительное значение до определенного момента, после которого будут преобладать инфляционные процессы.

3.  Сложившаяся структура экономики не способна длительное время сохранять высокие темпы экономического роста из-за перекосов в сторону сырьевой составляющей. Структура экономики характеризуется в разных аспектах – отраслевом, потребительском (степень удовлетворения потребностей), региональном.

        Более того, специфика российской экономики такова, что отсутствие в нашей стране широкой основы частного предпринимательства, ограниченность финансовых ресурсов населения и предпринимательских структур, распад традиционных внутренних и внешних хозяйственных связей   (в связи с распадом СССР) и резкое ухудшение стартовых условий перехода к социально ориентированной рыночной экономике обусловливают на этапе перехода к этой экономике необходимость значительно более широких масштабов государственного сектора по сравнению с существующей мировой практикой.

 

2. Программа дальнейших преобразований России

 

2.1 Основные задачи Правительства в этой сфере на 2005-2008 годы:

 

-принятие законодательных и организационных мер, направленных на сокращение избыточной части государственного и муниципального сектора, которая не обеспечивает выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

-повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

К 2004 году Банком России и Правительством Российской Федерации сформированы механизмы эффективного управления ликвидностью банковской системы, включая, в частности, механизм решения проблемы избыточной ликвидности, т.е. чрезмерного накопления средств на счетах коммерческих банков в ЦБ РФ вследствие покупок Банком России экспортной выручки на валютном рынке. Действия Банка России по стерилизации избыточной ликвидности поддерживаются эффективным функционированием Стабилизационного фонда Правительства Российской Федерации, в результате чего удается обеспечивать соответствие денежного предложения складывающемуся спросу на деньги, формирование процентных ставок на низком положительном реальном уровне, а также контроль за потоками капитала.  Постепенное снижение доходности на рынке государственных ценных бумаг и поддержание Банком России низких ставок по депозитным операциям стимулировало кредитную активность банков, повышение спроса на корпоративные ценные бумаги. К настоящему времени практически восстановлено доверие к российскому рублю. 

  По итогам 2006 г. основной инди­катор фондового рынка — ин­декс РТС  вырос почти на 70%, к концу года достигнув отметки 1911 пунктов.

За два последних года россий­ские акции в среднем подорожа­ли втрое, и это лучшие показате­ли не только среди Emerging Markets, но и среди всех мировых рынков.

 

 

После столь длительного и впечатляющего роста у многих скептиков появляются вполне резонные сомнения в дальней­шей позитивной динамике рын­ка. Но для подобных прогнозов есть все основания. Ведь ни для кого не секрет, что главными кирпичиками в фундаменте от­носительно благополучного раз­вития рынка ценных бумаг дли­тельное время были растущая це­на на нефть и пресловутая поли­тическая стабильность.

В этом году эти факторы, безу­словно, сохранятся, но их влия­ние будет заметно ослаблено.

Прошедший год стал рекордным по объему предложения россий­ских акций. Так, общая сумма выручки от проведенных IPO превысила 20 млрд. долл. Но в на­ступившем году этот рекорд мо­жет быть побит за счет крупней­ших банковских размещений Сбербанка и ВТБ, — общим объ­емом 12 млрд.долл.

Нефтяные котировки традицион­но являются главным индикато­ром развития российского рынка ценных бумаг, да и, пожалуй, всей экономики. Стоимость барреля нефти почти напрямую определя­ет стоимость бумаг наших нефтя­ных и газовых компаний.

Рынок в целом сфор­мировал коридор в диапазоне 55—65 долл. за баррель Brent без четкой тенденции к росту или па­дению, в рамках которого и будут «дрейфовать» нефтяные коти­ровки.

Уже в конце 2006 года многие российские бумаги нефте­газового сектора перестали быть флагманами рынка по текущей доходности.

         По данным Госкомстата России, численность постоянного населения к началу 2006 г. сократилась по сравнению с 2003 г. более чем на 750 тыс. человек и составила 142,7 млн. чел. (в 1990 г. – 147,7 млн. чел.). На территориях Центрального и Северо-Западного районов России, исконных для русского народа, естественная убыль населения в два и более раза превышает средние показатели по стране.  Трудоспособный возраст в нашей стране считается с 16 до 55 лет у женщин и с 16 до 60 лет у мужчин. Людей в трудоспособном возрасте в России около 55%. Женщины составляют 53% всего населения республики, муж­чины – 47%. Для народного хозяйства важно не только коли­чество трудовых ресурсов, но и их размещение по территории страны.   По состоянию на конец 2004 г. трудовые ресурсы России составляли 84,3 млн. чел., или почти 60% населения страны. Более 90% общего количества трудовых ре­сурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные). Численность рабочей силы в России по состоянию на конец  пошлого тысячелетия  составила 72,3 млн. чел., что так­же соответствует 4-му месту в мире.

         В таблице 3 приведены официальные данные, утвержденные недавно правительством России. ВВП в бюджете 2004г. определен в размере 15,3 трлн. руб. Из данных таблицы следует, что ВВП растет, хотя рост носит колебательный характер. Импорт товаров растет в процентном отношении быстрее, чем ВВП, т.е в обществе отдается предпочтение импортным товарам. Судя по динамике инвестиций, отечественные и зарубежные предприниматели оценивают развитие экономики оптимистически. Уровень инфляции пока выше, чем в передовых странах.

Информация о работе Контрольная работа по курсу «История экономики»