Контрольная работа по курсу «История экономики»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Государство особенно сильно тогда, когда его граждане отличаются как высокой политической и правовой культурой, так и активностью своего участия в управлении.
Ясное и практически проявляемое гражданином понимание своей личной причастности, своей ответственности за состояние дел в государстве представляет собой необходимую предпосылку и обязательное условие формирования сильного государства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ экономического развития России.
1.1 Экономическая политика и экономический рост
1.1 Административная реформа
2. Программа дальнейших преобразований России
2.1 Основные задачи Правительства в этой сфере на 2005-2008 годы:
3. Экономика России 2009-2010

Работа содержит 1 файл

гтовая кур по эк. теории.doc

— 369.00 Кб (Скачать)


НОУ ВПО «Международный институт рынка»

 

ФАКУЛЬТЕТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по курсу «История экономики»

Вариант № 55

Выполнил

студент

_

Проверил __________

Оценка ____________

Дата  ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМАРА  2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Анализ экономического развития России.

1.1 Экономическая политика и экономический рост

1.1 Административная реформа

2. Программа дальнейших преобразований России

2.1 Основные задачи Правительства в этой сфере на 2005-2008 годы:

3. Экономика России 2009-2010


ВВЕДЕНИЕ

        Государство особенно сильно тогда, когда его граждане отличаются как высокой политической и правовой культурой, так и активностью своего участия в управлении.

Ясное и практически проявляемое гражданином понимание своей личной причастности, своей ответственности за состояние дел в государстве представляет собой необходимую предпосылку и обязательное условие формирования сильного государства.

         В современной России вопрос о доверии государству, власти – один из наиболее трудных и  сложных вопросов развития страны. Это, с одной стороны, вопрос о доверии к отдельным ветвям государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, к отдельным государственным институтам на разных уровнях власти, а с другой стороны, не только к власти в целом, но и к общественному строю.

        Надо отметить, что в последнее время власть предприняла ряд энергичных мер, направленных на укрепление государства. Есть веские основания говорить о том, что федеративное устройство России приводится в соответствие с конституционными принципами организации и деятельности.

        Главное достижения заключается в том, что удалось остановить начавшийся было процесс дезинтеграции федеративного государства, распада общефедерального правового пространства. Отменено или изменено около трех тысяч региональных правовых актов, которые нарушали федеральные законы. Созданы семь федеральных округов, введен институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в этих округах. Внесены изменения в порядок формировании Совета Федерации.

      


1. Анализ экономического развития России.

 

Электронный цикл уникальное для нашей страны явление, несомненно свидетельствую­щее о завершении революционной трансформации и переходе к "нормальным" механизмам формирования и функционирования ин­ститутов власти.

Экономическая ситуация в стране в 2003г. обусловливалась тремя основными факто­рами: продолжением экономического роста, сопровождавшимся рез­ким повышением темпов прироста объема инвестиций; благоприятной экономической конъюнктурой; обострением политической борьбы на фоне благоприятной экономической ситуации.

Некоторые показатели социально-экономического развития России в 2000-2003гг.( % к предшествующему году, если не указано иное)

Показатели

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

ВВП

10,0

5,1

4,7

7,3

Промышленное производство

11,9

4,9

3,7

7,0

Машиностроение и металлообработка

20,7

7,2

2,0

9,4

Доля машин, оборудования, и транспортных средств в экспорте

8,8

10,5

9,5

9,3

Доля машин, оборудования, и транспортных средств в импорте

31,4

34,0

36,2

35,4

Инвестиции в основной капитал

17,4

10,0

2,6

12,2

Индекс потребительских цен

20,2

18,8

15,1

12,0

Чистый вывоз капитала частным сектором млрд.долл.

-24,8

-14,9

-8,2

-2,9

Золотовалютные резервы, млн.долл. на конец года

27951

36622

47703

76938

Цена на нефть долл./баррель в среднем за год (МВФ)

28,3

24,4

25,0

28,7

Цена на нефть Urals (clf, Средиземноморье), в среднем за год долл./баррель

26,62

22,90

23,70

27,20

Реальный эффективный курс рубля, 1999=1 (МВФ)

1,21

1,33

1,33

-

Реальный курс рубля к доллару, 1999=1

1,11

1,20

1,29

1,54

Реальный курс рубля к евро, 199=1

1,22

1,40

1,26

1,24

Рождаемость, на 1000 человек населения

8,70

9,10

9,80

10,3

Естественный прирост, на 1000 человек населения

-6,70

-6,50

-6,50

-6,2

Смертность по причине самоубийств, на 100000 человек населения

39,3

39,7

38,6

35,9


Приближение парламентских и президентских выборов стало важным фоновым фактором экономической политики России. Предвыборный характер прошедшего года проявился прежде всего в замедлении темпов экономических реформ, а также и оже­сточении политической борьбы вокруг итогов прошедшего десяти­летия,  острой дискуссии относительно социальной  справедливости сформировавшейся в России системы собственности и власти.

Правительство смогло существенно продвинуться по ряду важ­ных направлений повышения эффективности российском экономи­ки, среди которых переход к практической реализации реформы электроэнергетики и железнодорожного транспорта, начало пенси­онной реформы, реформы местного самоуправления, принятие либе­рального валютного законодательства. Административная реформа, реформа отраслей бюджет­ной сферы (прежде всего образования и здравоохранения), разви­тие системы ипотечного кредитования, формирование современного миграционного законодательствами

Основные проблемы здесь были связаны не столько с самим фактом приближения выборов, сколько с внутренними проблемами правительства: накопившаяся усталость, груз обязательств и компро­миссов, накопленный за минувшие четыре года, дефицит практических разработок. С формированием в Государственной думе еще в 2002 г. правительственного большинства ускорилось прохождение законопро­ектов, и "узким местом" оставался экспертно-аналитический ресурс исполнительной власти для разработки соответствующих докумен­тов — законов и подзаконных актов.

Лишь в отдельных случаях торможение с принятием назрев­ших мер было обусловлено предвыборной ситуацией. К таким при­мерам относится реформа ОАО "Газпром" — последней крупной естественной монополии, существующей практически в том же виде, в каком она была создана незадолго до краха СССР. Концепция реформирования "Газпрома" была проработана в правительстве и дважды выносилась на заседание кабинета министров. Но оба раза она была снята с обсуждения.

В политике правительства проявилось в наи­большей мере влияние приближающихся выборов. Главное — усиле­ние популизма в риторике и в действиях властей в политической сфере. Подобные действия будут оказывать непосредственное и, ско­рее всего, долгосрочное влияние       экономических агентов и, следовательно, на перспективы экономического развития страны. Здесь надо выделить несколько новых и важных феноменов.

Взаимоотношения власти и бизнеса.

Наиболее ярким событием предвыборного периода стала ситуация вокруг нефтяной компании ЮКОС. Проблема была связана не только с политической активно­стью М. Ходорковского, практически открыто декларировавшего свои амбиции по отношению к Думе и к исполнительной власти. Это стало только поводом для активизации курса на силовое разделение бизне­са и политики, указывающего бизнесу его место — вне политики и под контролем власти. Влияние этих событий на экономические про­цессы будет долгосрочным и неоднозначным.

Непосредственным результатом стало увеличение оттока капитала из России в III квартале 2003 г. (8,6 млрд. долл. против 3,6 млрд. долл. притока во II квартале), однако уже в IV квартале отток капита­ла сменился чистым притоком в размере 2,5 млрд. долл. Впрочем, отток портфельного капитала в нынешних макроэкономических условиях стал благоприятным фактором, сдерживающим укрепление рубля.

Другое дело — реакция бизнеса, за которым стоят прямые ин­вестиции. Здесь пока трудно делать однозначные выводы. С одной стороны, иностранные инвесторы, вкладывающие капитал в новые рынки, привыкли работать с жесткими (авторитарными) режима­ми и нередко предпочитают их слабым демократиям.

Тем не менее ряд характеристик ситуации с иностранными ин­вестициями достаточно тревожен. Во-первых, при том что отток капитала существенно сократился (с 8,1 млрд. долл. в 2002 г. до 2,9 млрд. долл. в 2003 г.), произошло это в основном за счет притока кредитов в банковский сектор, что вполне естественно при данной конъюнктуре цен на энергоносители и ослаблении доллара. В кор­поративном же секторе отток капитала увеличился соответственно с 10,8 млрд. до 12,3 млрд. долл., причем только в IV квартале этот показатель превысил 5 млрд. долл. Во-вторых, впервые с 1994 г. умень­шились прямые иностранные инвестиции — по оценке Центробан­ка, в IV квартале их падение превысило 2 млрд. долл.

Реакция отечественного бизнеса критична для дальнейшего раз­вития экономики еще и потому, что иностранный капитал приходит только на фоне широкой инвестиционной активности отечественного бизнеса. Тем более, что актуально и России, из которой значительные капиталы вывезены за рубеж и в настоящее время возвращаются, как правило, в форме капитала иностранного.

Экономическая система в значительной степени  определяет условия и возможности экономического роста. Темпы экономического развития характеризуют эффективность общественного устройства.

                       Современный уровень экономического развития предполагает смягчение проблемы ресурсов для экономического роста.  Любая страна, импортирующая ресурсы, должна  инвестировать средства в проекты, имеющие уровень окупаемости достаточный для возмещения затрат  и получения прибыли.

 

1.1 Экономическая политика и экономический рост

 

Вопросы экономического роста оставались в 2003 г. центральной темой экономико-политической дискуссии. Этому способствовал  и Президент, выдвинувший в Послании Федеральному собранию задачу удвоения ВВП в течение 10 лет, что стимулировало обсуждение вопроса о возможности и целесообразности достижения такой цели.

После глубокого и длительного спада первая фаза роста связана исключительно с политической стабилизацией, восстановле­нием спроса и соответствующим вовлечением в производство задействованных мощностей. По мере исчерпания свободных ресурсов темп роста неизбежно должен затухать. Новое же повышение темпов должно произойти позднее и будет обусловлено усилением инвестиционной активности, то есть переходом от роста, основанного на вовлечении имеющихся мощностей, к росту на основе новых инвестиций.

Итоги 2003 года перехода от восстановительной к инвестиционной модели экономического роста показывают, что в 2003 г. по сравнению с 2002 г. не только повы­сились темпы роста ВВП — с 4 до 7,3%, но и с 2,5 до 12,2% возрос объем инвестиций. Производство машиностроительной продукции уве­личилось на 9,3% — второе место по этому показателю после топлив­ной промышленности

Во-первых, насколько послед­ний свидетельствует о возможностях роста всех отраслей народного хозяйства или же является по преимуществу результатом благопри­ятной внешнеэкономической конъюнктуры. Топливная промышлен­ность в истекшем году так же, как и в 2001-2002 гг., доминировала в объеме инвестиций — 21-22%. Далее следуют транспорт (17%), ЖКХ (15%), электроэнергетика (5%), пищевая промышленность и связь (по 4%), черная металлургия и машиностроение (более 3% каждая).

Во-вторых, сохранение высокой конъюнктуры цен па основные товары российского экспорта объективно тормозит структурную пе­рестройку отечественной экономики. Благоприятные для бюджета высокие цены па нефть будут оказывать все более угнетающее воз­действие на экономику — через завышение как реального курса рубля, так и отдачи на капитал в сырьевых отраслях, делая инвестиции в несырьевые сектора относительно менее эффективными.

В-третьих,  устойчивость новой тенденции  к  инвестиционному росту зависит от политических обстоятельств и в первую очередь от способности власти создать благоприятные условия для инвесторов, как отечественных, так и иностранных.

Переход от восстановительного роста к инвестиционному полити­чески очень уязвим. Уязвимость эта — следствие переплетения двух тенденций. С одной стороны, власть укрепляется, а ей непременно ну­жен рост, от которого власть хочет и может получать максимальные дивиденды. С другой — отсутствует глубинная политическая стабиль­ность, сохраняется высокий уровень недоверия между практически всеми участниками экономико-политического процесса — государством, собственниками, работниками. Внешне кажется, что стабилизация состоялась, и политическая обста­новка благоприятствует предпринимательской активности. Однако ощу­щается отсутствие консенсуса между основными политическими сила­ми, но ключевым проблемам функционирования страны, и это сдерживает предпринимательскую активность. Возникает конфликт между властью, которая ждет немедленных экономических дивидендов, и хозяйственным сообществом. Власть начинает искать виноватых — в предпринимательской или в политической сфере, среди бизнеса, чинов­ников, политических партий. А это еще более осложняет ситуацию, становится дополнительным препятствием на пути экономического роста.

Информация о работе Контрольная работа по курсу «История экономики»