Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

В современной экономической науке принято различать позитивный и нормативный анализы (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений, а просто констатация факта. Нет рассуждений, справедливо это или нет, плохо или хорошо. Такой подход к позитивному анализу в экономической теории ничем не отличается от метода исследования в физике или химии. "Газы расширяются при нагревании" – здесь абсурден нормативный анализ.

Содержание

1. ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 3
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 4
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ 11
4. ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ 13
5. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ 16
6. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 18
ЗАДАЧА 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Работа содержит 1 файл

эк.теория.docx

— 79.71 Кб (Скачать)

 

Второй основной экономический  выбор — как производить. Почти  для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством  капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно  делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда  и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а  «Лотус» — вторым. То же самое  можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком  классе, где один преподаватель у  доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать  и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

 

Эффективность — это ключевое соображение при принятии решения  о том, как производить. В обыденной  речи слово эффективность означает, что производство идет с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность  обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно  удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью Парето, по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето.

 

Несмотря на то, что язык, которым изложено это определение, может быть вам незнаком, само определение фактически очень близко к общепринятому понятию эффективности. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью — это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.

 

Понятие экономической эффективности  имеет множество приложений, одним  из которых является вопрос о том, как производить. Эффективность  в производстве — это такая  ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого  товара.

 

Понятие эффективности в  производстве, как и более широкое  понятие экономической эффективности, включает в себя общепринятый смысл  — избежание потерь. Например, человек, выращивающий яблоки, всегда стремится  применять удобрения в строго определенных количествах, не больше, чем требуется каждому из деревьев. Превышение дозы неэффективно в общепринятом смысле этого слова; после определенной точки увеличение количества удобрений  уже не приводит к увеличению количества яблок (закон ограниченной доходности — Law of Diminishing Returns). Гораздо лучше было бы использовать избыточные удобрения в производстве, например, персиков. В этом случае будет произведено больше персиков без уменьшения урожая яблок.

 

[править]

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

 

Вопрос о том, что и  как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось  решать, ловить рыбу или охотиться  на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему  пользоваться — сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это — одна из причин того, что  экономика считается общественной наукой.

 

Вопрос о том, кто и  какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым — фермером утром, портным  — днем и поэтом — вечером? Или  люди должны кооперироваться — работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному  числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

 

Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий  может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько  часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля  на складе. Этот пример показывает, что  даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных  умений, совместная работа дает хороший  результат.

 

Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда  нужно выполнять разные работы, используя  разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют  производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные  занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными  способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих  средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.

 

Третья причина необходимости  кооперации вступает в силу, когда  процесс обучения выработает различные  умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное  преимущество — это способность  выполнять работу или выпускать  товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

 

[править]

Для кого производить товары

 

Преимущества совместного  труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут  производить более эффективно, осуществляя  кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

 

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого?» имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение  любого данного количества благо  может быть улучшено посредством  обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

 

Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении  и эффективность в производстве — это два аспекта общего понятия  экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между  распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения  зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство  людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и  количество этих факторов, которые  они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что  правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые  люди могут напряженно работать в  поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

 

Справедливость в распределении. Эффективность — это не единственная проблема, возникающая при решении  вопроса о том, для кого производить  товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о  распределении. Согласно одной очень  распространенной точке зрения, равенство  есть основа справедливости. Эта концепция  справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту  принадлежности к человечеству, заслуживают  того, чтобы получить порцию товаров  и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые  полагают, что весь доход и богатство  должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, — услуги, пища и образование — должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

 

Альтернативная точка  зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного  механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

 

[править]

Позитивная  и нормативная экономическая  теория

 

Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами  эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются  как часть позитивной экономической  теории, которая имеет дело с фактами  и реальными зависимостями. Дискуссии  же о справедливости — это часть  нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая  выносит суждения о том, хороши или  плохи конкретные экономические  условия и политика.

 

Нормативная экономическая  теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении  продукта. Оценочные суждения также  возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить  производство табака и алкогольных  напитков, и в то же время запретить  производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

 

 

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

 

[править]

Координирование экономических  выборов

 

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ — иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

 

В экономической теории главным  примером действия стихийного порядка  является координирование решений  в процессе рыночной активности. Рынок  — это любое взаимодействие, в  которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое  многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны  людям для принятия решений.

 

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы  координировать свои действия, так  и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных  товаров и факторов производства. Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или  фактор производства становится более  редким, то его цена растет. Рост цен  дает потребителям сигнал, что нужно  экономить этот товар, а производители  начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей  на рынок. Платина становится более  редкой, чем раньше по отношению  к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту  его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там  где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая  технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно  распространяется на рынке в форме  более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование  платины, а производители этого  металла перебросят часть своих  ресурсов в производство других, более  необходимых благ.

 

В дополнение к знаниям  о том, как использовать ресурс наилучшим  образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с  помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа  будет происходить по наиболее высокой  цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли  заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где  их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

 

Адам Смит, которого часто  называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания  и прогресса. В знаменитом разделе  своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические  роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание  огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"