Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

В современной экономической науке принято различать позитивный и нормативный анализы (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений, а просто констатация факта. Нет рассуждений, справедливо это или нет, плохо или хорошо. Такой подход к позитивному анализу в экономической теории ничем не отличается от метода исследования в физике или химии. "Газы расширяются при нагревании" – здесь абсурден нормативный анализ.

Содержание

1. ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 3
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 4
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ 11
4. ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ 13
5. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ 16
6. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 18
ЗАДАЧА 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Работа содержит 1 файл

эк.теория.docx

— 79.71 Кб (Скачать)

Производство продукции  в сельском хозяйстве связано  с формированием живых организмов и растений. Наряду с трудом человека в созидательном процессе принимает  непосредственное участие сама природа. По большинству видов продукции  рабочий цикл составляет год. Следовательно, оборачиваемость капитала имеет  строгие границы и ускорить его движение в целях получения большей прибыли далеко не всегда представляется возможным.

Эффективность приложения труда  и капитала зависит от стечения ряда обстоятельств, прежде всего, природных. Чрезмерно высокий урожай, равно  как и низкий, может отрицательно сказаться на выручке фермера, на его доходе. В сельскохозяйственном бизнесе больше риска, непредсказуемости.

Особенностью аграрных отношений  является и то, что в производстве сельскохозяйственной продукции взаимодействуют  три категории населения: земельные  собственники (частные, коллективные или  государство), предприниматели, вкладывающие капитал и свое знание, и наемные  работники. Каждая из групп и каждый человек в отдельности, вступая  в экономические отношения, рассчитывают на определенную долю дохода. Земельные  собственники стараются получить все большую ренту со своих земельных владений, опираясь на рост населения и неизменность географических границ государств.

Арендатор (предприниматель) будет поддерживать отношения с  землевладельцем только до тех пор, пока прибыль на его капитал будет  не меньше средней нормы прибыли  промышленника или торговца. Наемный  работник остается в этом тройственном союзе до появления возможности  более высокого заработка за свой труд.

Прежде чем обратиться к исследованию земельной ренты  необходимо определить некоторые категории, без которых анализ этого вида доходов был бы затруднителен.

Землевладение - есть признание  права физического или юридического лица на определенный участок земли  на исторически сложившихся основаниях, чаще всего под землевладением подразумевается  собственность на землю.

Землепользование - это пользование  землей в установленном обычаем  или законом порядке. Пользователь земли не обязательно является ее собственником. В обычном понимании - это арендатор. В реальной хозяйственной  жизни субъектов землевладения  и землепользования нередко олицетворяют разные лица.

Рента - это регулярно получаемый доход с капитала, имущества или  земли, не требующий предпринимательской  деятельности. Экономисты используют термин "Рента" в более узком  значении: экономическая рента - это  цена, уплачиваемая за использование  земли и других природных ресурсов, количество (запасы) которых строго ограничено. Именно уникальные условия  предложения земли и других природных  ресурсов - их фиксированное количество - отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли. Где бы практически не использовалась земля, ее предложение остается неизменным. В отличие от всех обычных средств производства, которые под воздействием спроса изготовляются в нужном количестве, земля не создается людьми, ее количество ограничено. В хозяйственном обороте любого государства ее столько-то - и ни гектаром больше. Фиксированный характер предложения земли означает, что спрос выступает единственным фактором, определяющим земельную ренту. Если спрос на землю близок к нулю, то и земельная рента будет равна нулю. Изменение величины ренты не оказывает никакого влияния на количество имеющейся земли. Исторически сформировались определенные формы собственности на землю. В большинстве государств она находится в частной собственности, и исходным условием для образования ренты является ее аренда. Аренда земли - это вид землепользования, при котором собственник передает свой участок на определенный срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства. В арендном договоре предусматривается плата собственнику - арендная плата.

 

Аренда земли возникла вместе с появлением рабовладельческого общества и до сих пор остается основной формой крестьянского землепользования в слаборазвитых странах. При  капитализме получила распространение  предпринимательская аренда, при  которой предприниматель вкладывает в землю собственный капитал  с целью получения прибыли  и ведет хозяйство с использованием наемного труда. Такая аренда распространена в США, Великобритании, Франции, Бельгии  и многих других государствах.

На протяжении всего ХХ столетия наблюдается тенденция  к соединению земельного собственника и предпринимателя в одном  лице. Однако и при этом рентные  отношения не исчезают. В стоимость продукции сельского хозяйства включаются наряду с материальными затратами, зарплатой, нормативная прибыль и плата за землю (рента) как за собственный производительный ресурс, вовлеченный в производство.

Специалисты давно утверждают, что всякая земельная рента есть не заработанный доход, ибо земля  является бесплатным даром природы  и не требует никаких затрат на ее производство. Земля, по их утверждению, должна находиться в собственности  государства.

В СССР земля была национализирована  и предоставлена на условиях аренды (на вечное пользование) колхозам, совхозам, многочисленным предприятиям, организациям и лицам. Арендодателем выступало  государство, но это не повлекло за собой ликвидации рентных отношений. Через систему налогов и цены на сельскохозяйственную продукцию, государство  изымало значительную часть доходов  колхозов, совхозов и граждан.

Рентные отношения складываются между собственника-ми земли и арендатором по распределению дохода. Одна его часть - в виде обычной прибыли - присваивается предпринимателем, а другая передается земельному собственнику. Рента - это излишек (сверхприбыль) над обычной средней прибылью предпринимателя-арендатора.

Рентные отношения исследовались  крупнейшими экономистами (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл и др.) и несмотря на различие подходов и взглядов, все они подчеркивали неоднородность качества различных земельных участков.

Арендная плата за землю, как правило, бывает больше ренты, она  учитывает, кроме того, процент на капитал, вложенный в имущество  землевладельцами. Это могут быть жилые и хозяйственные постройки, ирригационные сооружения, средства связи и т.д. Величина арендной платы - это продукт конкурентных торгов двух сторон: земельного собственника и арендатора.

Землевладелец (частный собственник, кооператив или государство) обладает монополией собственности на землю  и передает свое право использования  невоспроизводимого фактора производства предпринимателю, который на условиях арендного договора временно становится обладателем монополии хозяйствования на земле. С монополией на землю как  на объект хозяйствования и связан механизм превращения части дохода в дифференциальную ренту.

Выше рассматривалась  ситуация, когда землевладение и  землепользование разъединены и  рентные отношения строятся между  землевладельцем и арендатором. В мире широко распространена практика, когда фермер сам является собственником  земли. Справедливо ли в этом случае присвоение фермером-собственником  ренты? Он не создавал земельного участка, не приложил усилий для появления  на свет этого фактора производства, а присваивает ренту как "божий  дар". На самом деле рента как  экономическая категория не "растет из земли", она есть результат  функционирования системы экономических  отношений рыночного хозяйства. Точно также, как владелец капитала присваивает процент, фермер-собственник имеет доход с имущества (земли), вовлеченного в хозяйственную деятельность.

Принцип установления ренты, или арендной платы как уравновешивающей цены таков же, как и в случае других факторов производства.

Неэластичность предложения - это одна из проблем, которая исследуется  при определении уровня ренты. Другая проблема заключается в том, что  сам спрос на землю является производным  спросом. Например, если цена на пшеницу  снизилась, то и производный спрос  на землю для выращивания пшеницы уменьшается. А если спрос уменьшится, то и ставки арендной платы будут снижаться.

5. Совершенная конкуренция:  понятие, признаки

В экономической теории совершенной  конкуренцией называют такую форму  организации рынка, при которой  исключены все силы соперничества как между продавцами, так и между покупателями.

В чем же проявляется соперничество? Среди производителей оно проявляется  в предложении новых товаров, улучшении качества уже выпускаемых, мерах по продвижению их на рынок  и т.п. Среди потребителей соперничество  может выражаться в стремлении получить новые скидки, в поисках более  выгодных поставщиков и т.д.

Различие соперничества  и конкуренции возникло лишь с  появлением и развитием теории строения рынка. В современном понимании  термин "соперничество" относится  к действительному поведению, тогда  как термин "конкуренция" относится  к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения  на определенном рынке.

Совершенная конкуренция - такая  организация рынка, при которой  каждое предприятие может продавать  по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает. А на уровень  цен не может повлиять ни отдельный  продавец, ни отдельный покупатель. Рынок совершенной конкуренции - это рынок, где удовлетворяются  условия совершенной конкуренции.

Модель совершенной конкуренции  основана на ряде допущений относительно организации рынка.

1. Рынок состоит из многих  конкурирующих продавцов, каждый  из которых продает стандартизированную  продукцию многим покупателям.  Стандартизированность или однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей. Продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных фирм означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары фирм-производителей близка к бесконечности. Это значит, что малое повышение цены одной фирмой сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию других фирм. Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

2. Малость и множественность.

Доля каждой фирмы на рынке  отрасли незначительна, так что  ни одна из

них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта.

На конкурентном рынке  фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как "прайс-тейкер". Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна, т. е. абсолютно эластична.

В случае увеличения объема производства отдельной фирмой, выступающей  на рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает. Общая выручка  предприятия TR изменяется пропорционально  изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (P = AR = MR). Малость субъектов рынка предполагает и их множественность, т.е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие (формальных и неформальных) соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке.

3. Отсутствуют входные  барьеры для вступления в отрасль  нового производителя и возможности  свободного выхода из отрасли.  Свободный вход и выход помогают  гарантировать то, что существующие  в отрасли фирмы не могут  повышать цену посредством соглашения  о сокращении выпуска, поскольку  любое повышение цены может,  как правило, способствовать вхождению  новых фирм, которые увеличат  объем предложения. Вход в отрасль  не требует сколько-нибудь существенных  затрат, существует совершенная  мобильность покупателей и продавцов  внутри рынка. Свобода входа  и выхода обеспечивается мобильностью  производственных ресурсов, их свободным  переливом в отрасли, где их  альтернативная ценность выше.

4. Полная информированность  всех участников рынка. Информация  о ценах, технологии и вероятной  прибыли является общедоступной  и распространяется среди субъектов  рынка мгновенно и ничего им  не стоит. На данном допущении  основан так называемый закон  единой цены. Данное допущение  является наименее реалистичным, так как на практике информация  дефицитна, ее получение и использование  требует значительных затрат. В  конкретных же условиях наблюдается  дисперсия цен, т.е. множественность  рыночных цен на однородный  товар на каждом рынке.

5. Субъекты рынка действуют  независимо друг от друга, преследуя  собственные интересы. Фирмы не  интересуются производственными  решениями своих конкурентов,  ни одна из фирм не рассматривает  конкурентов как угрозу ее  рыночной доли продаж.

Итак, совершенная конкуренция  представляет собой такую рыночную структуру, при которой неограниченное количество фирм производят и продают  однородную продукцию; вход и выход  субъектов хозяйствования из отрасли  ничем не ограничен, число субъектов  рынка (покупателей и продавцов) весьма велико; все покупатели и  продавцы обладают полной информацией  о ценах продаваемых товаров.

В условиях совершенной конкуренции  предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой, но оно не может оказать влияние на цену продукции.

6. Основные задачи переходной  экономики и пути их решения

Существует два направления  повышения эффективности экономики  в нашей стране. Первое - это структурная  перестройка экономики, при которой  ресурсы перераспределяются от менее  производительных предприятий и  отраслей к более производительным. В этом случае возникают или расширяются предприятия, чья продукция удовлетворяет предъявляемый спрос, а старые неэффективные предприятия закрываются. Второе направление - это реструктуризация деятельности предприятий в соответствии с требованиями рынка (в первую очередь - введение новых и усовершенствование старых продуктов и производственных процессов, организационные изменения). И структурная перестройка экономики, и реструктуризация являются взаимодополняющими процессами, стимулирующими рост ВВП. И тот, и другой путь предполагает необходимость определенного инвестирования. Однако если перераспределение ресурсов между отраслями и предприятиями не оказывает серьезного влияние на производительность труда, то реструктуризация является важнейшим фактором ее роста и повышения эффективности производства.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"