Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

В современной экономической науке принято различать позитивный и нормативный анализы (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений, а просто констатация факта. Нет рассуждений, справедливо это или нет, плохо или хорошо. Такой подход к позитивному анализу в экономической теории ничем не отличается от метода исследования в физике или химии. "Газы расширяются при нагревании" – здесь абсурден нормативный анализ.

Содержание

1. ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 3
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 4
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ 11
4. ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ 13
5. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ 16
6. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 18
ЗАДАЧА 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Работа содержит 1 файл

эк.теория.docx

— 79.71 Кб (Скачать)

Успешная реструктуризация предполагает проведение финансовой стабилизации, либерализации и приватизации. Для  обеспечения активного протекания инвестиционных и реструктуризационных процессов необходима предсказуемость экономического развития, уверенность менеджеров и инвесторов в том, что государство всегда станет на защиту прав собственности. Это является исходными условиями для успешного реструктурирования белорусской промышленности.

Такую уверенность в будущем  гарантируют финансовая стабилизация, обеспечивающая относительно низкий уровень  инфляции (менее 30% в год) и законодательство, защищающее права собственности  и реализуемое через эффективную  судебную систему. Свободная торговля и цены способствуют конкуренции, которая  является основным внешним стимулом для предприятий в проведении активной реструктуризации. В свою очередь приватизация позволяет  создать внутренние мотивации для  предприятий проводить активную реструктуризацию. Частная собственность  обеспечивает мотивацию поведения, ориентированного на максимизацию прибыли, что предполагает постоянную концентрацию управленческих усилий на повышении  эффективности бизнеса.

Предсказуемое развитие экономики  и сильные внешние и внутренние мотивации для менеджеров проводить  реструктуризацию предприятий представляют собой необходимые, но недостаточные  условия успеха. Необходимо, чтобы  эффективно функционировала финансовая система, реальная процентная ставка была низкой. Финансовые рынки, в первую очередь, фондовый рынок, должны обеспечивать доступ к финансовым ресурсам. В  Беларуси не выполнено ни одно из этих условий.

Промышленность - это самый  большой сектор экономики Беларуси. На начало 2000 г. его представляло 2773 предприятия. В промышленности производится около 32% ВВП, работает около 1,23 млн. человек (около 28% всех занятых в экономике). Промышленность потребляет 48% всей энергии (около 16 млрд. квт/ч). Уровень рентабельности за 2000 составил 15,7% (падение на 8% по сравнению с 1999 г.). Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП составил 25,8%. За 2000 г. прибыль по промышленности составила 1170,9 млрд. рублей (около 1,5 млрд. долл.), или 61% прибыли всей экономики.

Белорусская промышленность существует в условиях мягких бюджетных  ограничений, получая от правительства  значительные льготы и преференции. Однако экономическая ситуация на промышленных предприятиях несмотря на подобную "заботу" продолжает ухудшаться.

На долю предприятий промышленности приходится 54,7% просроченной кредиторской задолженности. Следствием опережения роста просроченной кредиторской задолженности  по сравнению с темпами роста  денежных средств на счетах предприятий  стало снижение их текущей платежеспособности. На 1 июня 2001 г. платежеспособность предприятий, характеризующаяся отношением денежных средств на счетах предприятий к просроченной кредиторской задолженности, составила 16,2% по сравнению с 19,7% на 1 января 2001 г. Низкая платежеспособность предприятий обусловлена значительной долей бартера в выручке - 19,3% по всей экономике, 28,2% - по промышленности (в том числе 69,3% - по тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, 53% - по электромеханической отрасли).

Из 2405 предприятий, учитываемых  в текущем порядке, в январе-июне 2001 г. увеличили выпуск продукции 1572 предприятия, или 65,4 % их общего числа. Удельный вес продукции этих предприятий  в общем объеме производства составил 75%. На 385 предприятиях объем производства возрос до 5%, на 290 - от 5% до 10%, на 191 - от 10% до 15%, на 138 - от 15% до 20%, на 568 предприятиях - от 20% и более. Объем производства промышленной продукции снизили 824 предприятия, или 34,3% их общего числа. Удельный вес продукции этих предприятий в общем объеме производства составил 25%. На 85 предприятиях выпуск продукции снизился до 5%, на 119 - от 5% до 10%, на 102 - от 10% до 15%, на 85 - от 15% до 20%, на 433 предприятиях - от 20% и более.

Таким образом, проводимая промышленная политика привела к кризису. Мягкие бюджетные ограничения в условиях отсутствия конкуренции, отсутствия экономической  свободы в принятии управленческих решений, высокой инфляции, которая "съедает" оборотный капитал, неэффективной  административной системы управления предприятиями, размытых прав собственности, высоких налогов и тотального перераспределения приводят к разорению  предприятий. Сегодня промышленность работает с минимальной реальной рентабельностью, что постепенно снижает  ее конкурентоспособность.

Промышленная политика должна стимулировать реструктуризацию предприятий  и введение жестких бюджетных  ограничений для предприятий, устранять  административные препятствия на пути их развития, создавать равные условия  для предприятий всех форм собственности, их правовую защиту и имущественные  гарантии.

Основное требование к  промышленной политике - это ее комплексность. Ужесточение бюджетной дисциплины должно сопровождаться сокращением  и упрощением налогов для предприятий, введением строгого законодательства о банкротстве, улучшением условий  для инвестирования, сокращением  задолженности, упразднением долгов государства  и государственных предприятий.

Политика поддержки предприятий  посредством субсидий и преференций  потерпела крах во всех странах с  переходной экономикой, в том числе  и в Беларуси. Возможное сохранение на некоторое время минимальной  государственной поддержки предприятий  должно быть одним из инструментов содействия реструктуризации и приватизации предприятий. Формы государственной  поддержки должны обладать следующими характеристиками:

· поддержка должна быть направлена на интернализацию внешних эффектов, связанных с загрязнением окружающей среды, снятие с предприятий социальных обязательств, оплату переквалификации и перемещения работников;

· поддержка должна быть ограничена во времени. Лучший метод стимулирования предприятия к реструктуризации, сохраняя при этом ему поддержку, установить график, ограничивающей помощь во времени.

Приватизация имеет существенное значение для перераспределения  национальных ресурсов и перехода от субсидирования государственных предприятий  к инвестированию в инфраструктуру и социальные программы, более широкого распределения государственной  собственности, а также для поощрения  внутренних и внешних инвестиций. Приватизацию можно рассматривать  и как способ ослабления власти бывшей политической элиты и разделения процессов принятия политических и экономических решений.

Более того, приватизация способна генерировать доходы, необходимые для  создания новых рабочих мест для  тех, кто остался без работы в  результате реструктурирования промышленности. Приватизация - это продажа государственных  активов частным инвесторам. Более  широкая концепция приватизации включает в нее такие действия правительства, которые поощряют частный  сектор к активной деятельности в  области производства или предоставления услуг.

Основной целью приватизации является повышение эффективности  производства путем уменьшения роли государства экономике и улучшения  показателей предприятий. На макроэкономическом уровне приватизация должна:

· активизировать конкуренцию  и повысить эффективность экономики;

· ликвидировать государственные  субсидии реальному сектору экономики;

· повысить производительность труда и увеличить ВВП;

· стимулировать внутренние и иностранные инвестиции;

· увеличить число национальных собственников-акционеров бывших государственных  предприятий;

· повысить поступления в  бюджет за счет роста собираемости налогов на прибыль и доходов  приватизированных предприятий.

На уровне предприятий  приватизация позволит:

· - снизить расходы по производству и снабжению;

· повысить эффективность  производства и снабжения;

· улучшить доступ к современным  технологиям;

· дать большую гибкость предприятию  в реагировании на рыночные сигналы;

· создать более широкие  возможности для приобретения и  обслуживания оборудования;

· ввести систему управления, позволяющую принимать более  эффективные решения;

· снизить существующие ограничения  в процессах организации труда  и приема на работу.

Опыт реформ в странах  Центральной и Восточной Европы показал, что приватизация успешна  только тогда, когда она сопровождается последовательными институциональными реформами, которые вводят жесткие  бюджетные ограничения для предприятий, делают прозрачной деятельность открытых акционерных обществ, защищают права  акционеров, создают эффективный  фондовый рынок. В условиях институционального вакуума никто не заинтересован  или не в состоянии обеспечить эффективное функционирование приватизированных  предприятий в долгосрочном периоде - ни рабочие, ни управляющие, ни кредиторы, ни акционеры, ни государственные служащие, отвечающие за управление государственными пакетами акций приватизированных  предприятий. В таких условиях более  вероятными результатами и последствиями приватизации станут стагнация и сокращение активов предприятий, а не повышение эффективности их работы и улучшения финансово-экономических показателей.

Формально в Беларуси существуют все институты, необходимые для  проведения успешной приватизации. Принято  законодательство о банкротстве, подготовлены антикризисные управляющие, способные  проводить процесс санации и  банкротства предприятий. Для того чтобы этот закон начал работать, нужна политическая воля, снимающая  существующие неформальные ограничения  для его работы.

Существует законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, фондовая биржа и комиссия по ценным бумагам, но нет работающего фондового  рынка. Чтобы этот рынок начал  работать, необходимо провести финансовую стабилизацию, обеспечивающую предсказуемую  инфляцию на уровне менее 30% и внести некоторые изменения в законодательство, усиливающие ответственность всех участников фондового рынка и  повышающих прозрачность их деятельности.

В Беларуси принят гражданский  кодекс, в котором заложены нормы, регулирующие деятельность открытых акционерных  обществ. Однако эти нормы и существующая судебная практика не обеспечивают эффективность  корпоративного управления в открытых акционерных обществах, и не гарантируют  в полной мере защиту прав акционеров, особенно мелких.

Эффективное корпоративное  управление означает максимизацию нераспределенной прибыли, а если контрольным пакетом  владеют инвесторы, то - пропорциональную выплату дивидендов. То, насколько  руководство акционерного общества следует этим принципам, зависит  от структуры ограничений и стимулов заложенных в регулирующем деятельность компаний законодательстве. Неэффективное  корпоративное управление означает, что руководство акционерного общества не выполняет одно или оба условия.

Приватизация предприятий  в условиях неэффективного корпоративного управления приводит к тому, что  предприятия не проводят долгосрочную реструктуризацию. Сдерживающим фактором в этом случае выступает неуверенность  инвесторов в справедливом распределении  прав собственности. Например, инсайдеры (акционеры, работающие внутри компании, в первую очередь руководство  акционерного общества) могут уменьшать  стоимость акций внешних акционеров, присваивая активы, не выплачивая дивиденды, а так же прибегая ко многим другим мерам, лишающим внешних акционеров их пропорциональной прибыли, полученной от деятельности компании.

 

Задача

Представлены четыре альтернативных варианта производства продуктов А и В:

А 0 1 2 3

В 22 20 12 0

 

А) Постройте кривую производственных возможностей;

Б) Определите вмененные издержки второй единицы продукта А;

В) Чему равны совокупные вмененные издержки двух единиц продукта А?

 

 

Вмененные издержки второй единицы  продукта А равны 40-2=38.

Совокупные вмененные  издержки двух единиц продукта А равны (22+20+12) – (2+3+1)х2 = 42.

 

Список использованных источников

1. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика”, 1993 год.

2. Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”,  “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.

3. Нуриев Р., Авдашева С.. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993 год.

4. Нуриев Р., Розанова Н.. Поведение потребителя в рыночной  экономике. Вопросы экономики  № 1, 1994 год.

5. Основы рыночной экономики.  Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 1992 год.

6. Сажина М. Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский  экономический журнал № 4, 1994 год.

7. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994 год.

8. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994

 

 

 

 

 

Эконо́мика (от греч. éikos — дом и nomos — закон, буквально — правила ведения хозяйства) — хозяйственная деятельность (производство, распределение[1], обмен[2] и потребление товаров), а также наука, изучающая закономерности её развития[3].

 

Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Экономическая  действительность является объектом экономических  наук, которые подразделяется на научные и прикладные. Научную экономику также называют экономической теорией — наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.

 

Ввиду широты экономической  действительности экономическая наука  представляет собой целый ряд  дисциплин, отличных друг от друга предметом  исследования. К экономическим относится большое число научных дисциплин, среди которых можно выделить как общие: экономическая теория, статистика, история экономических учений, история экономики и специальные (или конкретные): контроллинг, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский учёт, управленческий учёт, финансовый учёт и др.

 

Также необходимо учитывать, что для познания экономической  действительности применяются не только экономические дисциплины, но и междисциплинарные  исследования, например, прикладная статистика и теория принятия решений.

 

Как самостоятельная наука  экономика выделяется в XVIII веке с  выходом в свет книги Адама  Смита «Исследование о природе  и причине богатства народов» (распространённое название «Богатство народов») в 1776 году. Однако по замечанию  Й. Шумпетера, внутреннюю логику экономических явлений понимали и до Адама Смита, но на интуитивном, преднаучном уровне.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"