Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7), под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.)

Работа содержит 1 файл

курсовик по банковскому менеджменту.docx

— 41.77 Кб (Скачать)

    статистический  анализ распределения фактических убытков;

    балльно-весовой метод (метод оценочных карт);

    моделирование (сценарный анализ).

    Методы, основанные на применении статистического  анализа распределения фактических  убытков, позволяют сделать прогноз  потенциальных операционных убытков  исходя из размеров операционных убытков, имевших место в данной кредитной  организации в прошлом. При применении этих методов в качестве исходных данных рекомендуется использовать информацию, накопленную в аналитической  базе данных о понесенных операционных убытках.

    Сущность  балльно-весового метода заключается в оценке операционного риска в сопоставлении с мерами по его минимизации.

    На  основе экспертного анализа выбираются информативные для целей управления операционным риском показатели и определяется их относительная значимость (весовые  коэффициенты). Затем выбранные показатели сводятся в таблицы (оценочные карты) и оцениваются с использованием различных шкал. Полученные результаты обрабатываются с учетом весовых  коэффициентов и сопоставляются в разрезе направлений деятельности кредитной организации, отдельных  видов банковских операций и других сделок.

    Применение  балльно-весового метода (метода оценочных карт) наряду с оценкой операционного риска позволяет выявить слабые и сильные стороны в управлении операционным риском.

    В рамках метода моделирования (сценарного анализа) на основе экспертного анализа  для направлений деятельности кредитной  организации, отдельных видов банковских операций и других сделок определяются возможные сценарии возникновения  событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и разрабатывается  модель распределения частоты возникновения  и размеров убытков, которая затем  используется для оценки операционного  риска.

    Кредитным организациям рекомендуется регулярно  производить оценку операционного  риска в целом по кредитной  организации и его распределения  в разрезе направлений деятельности кредитной организации, внутренних процессов, информационно-технологических  систем и банковских продуктов, составляющих эти направления деятельности.

    Периодичность проведения оценки операционного риска  рекомендуется определять во внутренних документах кредитной организации.

    В целях предупреждения возможности  повышения уровня операционного  риска рекомендуется проводить  мониторинг операционного риска.

    Мониторинг  операционного риска рекомендуется  осуществлять путем регулярного  изучения системы показателей (в  том числе статистических, финансовых) деятельности кредитной организации.

    Кредитной организации рекомендуется определять периодичность осуществления мониторинга  операционного риска на основе его  существенности для соответствующего направления деятельности, внутреннего  процесса или информационно-технологической  системы.

    В целях мониторинга операционного  риска рекомендуется создание системы  индикаторов уровня операционного  риска — показателей или параметров, которые теоретически или эмпирически  связаны с уровнем операционного  риска, принимаемого кредитной организацией.

    В качестве индикаторов уровня операционного  риска могут быть использованы сведения о количестве несостоявшихся или  незавершенных банковских операций и других сделок, увеличении их частоты  и(или) объемов, текучести кадров, частоте  допускаемых ошибок и нарушений, времени (продолжительности) простоя  информационно-технологических систем и других показателях.

    Для каждого индикатора рекомендуется  установить лимиты (пороговые значения), что позволит обеспечить выявление  значимых для кредитной организации  операционных рисков и своевременное  адекватное воздействие на них.

    Кроме того, рекомендуется установить периодичность  пересмотра системы индикаторов  уровня операционного риска.

    Мониторинг  операционного риска может проводиться  как на уровне подразделений, так  и в целом по кредитной организации. Полученную в процессе мониторинга  операционного риска информацию о потенциальном изменении уровня риска рекомендуется своевременно доводить до соответствующих органов  управления, подразделений, служащих для  принятия необходимых мер.

    Минимизация операционного риска предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления  событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и(или) на уменьшение (ограничение) размера потенциальных  операционных убытков. Методы минимизации  операционного риска рекомендуется  применять с учетом характера  и масштабов деятельности кредитной  организации.

    Основным  методом минимизации операционного  риска, контролируемого на уровне кредитной  организации, является разработка организационной  структуры, внутренних правил и процедур совершения банковских операций и других сделок таким образом, чтобы исключить (минимизировать) возможность возникновения  факторов операционного риска. При  этом особое внимание рекомендуется  обращать на соблюдение принципов разделения полномочий, порядка утверждения (согласования) и подотчетности по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

    Контроль  за соблюдением установленных правил и процедур осуществляется в рамках системы внутреннего контроля.

    В отношении контроля за операционным риском наиболее важным является:

    контроль  за соблюдением установленных лимитов  по проводимым банковским операциям и другим сделкам;

    соблюдение  установленного порядка доступа  к информации и материальным активам  банка;

    надлежащая подготовка персонала;

    регулярная  выверка первичных документов и  счетов по проводимым банковским операциям  и другим сделкам.

    Снижению  операционного риска может способствовать развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации. При  этом кредитной организации рекомендуется  принимать во внимание возможную  трансформацию операционного риска: при ручной (неавтоматизированной) обработке существует высокая вероятность  наступления события, приводящего  к убыткам (например, ошибка при вводе  данных), а величина потенциальных  убытков — небольшая или умеренная, в то время как с повышением уровня автоматизации вероятность наступления события, приводящего к убыткам, снижается, но величина потенциальных убытков может быть весьма значительной (например, ошибка в программном обеспечении или системный сбой).

    Снижение  уровня отдельных видов операционного  риска может быть осуществлено путем  передачи риска или его части третьим лицам.

    Решение об использовании механизмов передачи риска (например, аутсорсинга) рекомендуется принимать по результатам тщательного анализа с учетом ожидаемого эффекта, стоимости и возможности трансформации одного вида риска в другой. Кредитной организации рекомендуется наряду с контролем за уровнем остаточного риска сохранять возможность контроля за размером передаваемого операционного риска.

    При применении аутсорсинга рекомендуется обратить внимание на то, что в этом случае кредитная организация несет ответственность не только за конечный результат деятельности, но и за способ его достижения, поэтому целесообразно установить контроль за уровнем надежности, качества и соблюдением законодательства Российской Федерации при оказании услуг.

    Аутсорсинг рекомендуется осуществлять на основе договоров, предусматривающих распределение прав, обязанностей и ответственности между кредитной организацией и поставщиком услуг. Кредитной организации рекомендуется предусмотреть во внутренних документах порядок регулирования рисков, связанных с аутсорсингом, в том числе риска отказа в обслуживании.

    Уменьшение  финансовых последствий операционного  риска (вплоть до полного покрытия потенциальных  операционных убытков) возможно с помощью  страхования. С использованием традиционных видов имущественного и личного  страхования кредитными организациями могут быть застрахованы:

    здания  и иное имущество (в том числе  валютные ценности и внутренние ценные бумаги) — от разрушений, повреждений, утраты в результате стихийных бедствий и других случайных событий, а  также в результате действий третьих  лиц;

    сотрудники  банка — от несчастных случаев и причинения вреда здоровью;

    носители  информации и сама информация —  на случай утраты.

    Страхование может быть использовано и в отношении  специфических банковских рисков как  на комплексной основе (полис комплексного банковского страхования), так и  применительно к отдельным видам  рисков (например, страхование рисков, связанных с эмиссией и обращением платежных карт, страхование профессиональной ответственности служащих кредитной  организации, страхование ущерба от преступлений в сфере компьютерной информации).

    Кредитным организациям рекомендуется оценивать  целесообразность использования страхования  на комплексной основе с учетом как  стоимости страхования, так и  вероятности наступления и влияния страхового события

    на  финансовое положение кредитной  организации. Оценки страховщиков, произведенные  в ходе заключения договора о страховании, могут быть использованы в целях  оптимизации управления операционным риском.

    При заключении договоров страхования  кредитным организациям рекомендуется  обращать особое внимание на процедуры  и сроки выплат страхового возмещения.

    В целях ограничения операционного  риска рекомендуется предусмотреть  комплексную систему мер по обеспечению  непрерывности финансово-хозяйственной  деятельности при совершении банковских операций и других сделок, включая  планы действий на случай непредвиденных обстоятельств (планы по обеспечению  непрерывности и(или) восстановления финансово-хозяйственной деятельности).

    При разработке планов по обеспечению непрерывности  и(или) восстановления финансово-хозяйственной  деятельности рекомендуется оценивать  возможный ущерб от непредвиденных событий (обстоятельств) относительно предполагаемых затрат на подготовку и реализацию соответствующих планов с учетом всех возможных (предполагаемых) сценариев развития событий, создающих  угрозу убытков, особенно для рисков, характеризующихся низкой вероятностью, но большими размерами потенциальных  убытков, источники которых находятся  вне контроля кредитной организации.

    Под планом по обеспечению непрерывности  и(или) восстановления финансово-хозяйственной  деятельности в целях настоящих  Рекомендаций понимается документ, который содержит следующие элементы:

    определение защищаемого внутреннего процесса;

    степень обеспечиваемой защиты (поддержание  в течение определенного времени  нормальной работы, поддержание в  течение определенного времени  работы на минимально приемлемом уровне, продолжение работы в режиме постепенной  деградации, наиболее быстрое и(или) безопасное прекращение работы или  нарушенного процесса, обеспечение  последующего восстановления нормального  режима работы прерванного процесса);

    процедуры перехода в аварийный режим и  порядок работы в этом режиме;

    необходимые ресурсы (например, помещения, обеспечение  квалифицированным персоналом, оборудованием  и вычислительной техникой, программным  обеспечением, средствами связи);

    перераспределение функций, полномочий и обязанностей подразделений и служащих;

    порядок восстановления работоспособности  нарушенных внутренних процессов и  систем и возврата к режиму нормальной работы;

    дополнительные  процедуры нормального режима работы, направленные на создание условий перехода в аварийный режим и возможности  работы в нем (например, резервное  копирование информации, ведение  архива автоматизированной системы  на бумажных носителях).

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"