Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:53, контрольная работа
В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7), под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.)
статистический анализ распределения фактических убытков;
балльно-весовой метод (метод оценочных карт);
моделирование (сценарный анализ).
Методы,
основанные на применении статистического
анализа распределения
Сущность балльно-весового метода заключается в оценке операционного риска в сопоставлении с мерами по его минимизации.
На
основе экспертного анализа выбираются
информативные для целей
Применение балльно-весового метода (метода оценочных карт) наряду с оценкой операционного риска позволяет выявить слабые и сильные стороны в управлении операционным риском.
В
рамках метода моделирования (сценарного
анализа) на основе экспертного анализа
для направлений деятельности кредитной
организации, отдельных видов банковских
операций и других сделок определяются
возможные сценарии возникновения
событий или обстоятельств, приводящих
к операционным убыткам, и разрабатывается
модель распределения частоты
Кредитным
организациям рекомендуется регулярно
производить оценку операционного
риска в целом по кредитной
организации и его
Периодичность проведения оценки операционного риска рекомендуется определять во внутренних документах кредитной организации.
В целях предупреждения возможности повышения уровня операционного риска рекомендуется проводить мониторинг операционного риска.
Мониторинг
операционного риска
Кредитной
организации рекомендуется
В
целях мониторинга
В
качестве индикаторов уровня операционного
риска могут быть использованы сведения
о количестве несостоявшихся или
незавершенных банковских операций
и других сделок, увеличении их частоты
и(или) объемов, текучести кадров, частоте
допускаемых ошибок и нарушений,
времени (продолжительности) простоя
информационно-технологических
Для каждого индикатора рекомендуется установить лимиты (пороговые значения), что позволит обеспечить выявление значимых для кредитной организации операционных рисков и своевременное адекватное воздействие на них.
Кроме того, рекомендуется установить периодичность пересмотра системы индикаторов уровня операционного риска.
Мониторинг
операционного риска может
Минимизация
операционного риска
Основным
методом минимизации
Контроль
за соблюдением установленных
В отношении контроля за операционным риском наиболее важным является:
контроль
за соблюдением установленных
соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка;
надлежащая подготовка персонала;
регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и другим сделкам.
Снижению
операционного риска может
Снижение уровня отдельных видов операционного риска может быть осуществлено путем передачи риска или его части третьим лицам.
Решение об использовании механизмов передачи риска (например, аутсорсинга) рекомендуется принимать по результатам тщательного анализа с учетом ожидаемого эффекта, стоимости и возможности трансформации одного вида риска в другой. Кредитной организации рекомендуется наряду с контролем за уровнем остаточного риска сохранять возможность контроля за размером передаваемого операционного риска.
При применении аутсорсинга рекомендуется обратить внимание на то, что в этом случае кредитная организация несет ответственность не только за конечный результат деятельности, но и за способ его достижения, поэтому целесообразно установить контроль за уровнем надежности, качества и соблюдением законодательства Российской Федерации при оказании услуг.
Аутсорсинг рекомендуется осуществлять на основе договоров, предусматривающих распределение прав, обязанностей и ответственности между кредитной организацией и поставщиком услуг. Кредитной организации рекомендуется предусмотреть во внутренних документах порядок регулирования рисков, связанных с аутсорсингом, в том числе риска отказа в обслуживании.
Уменьшение финансовых последствий операционного риска (вплоть до полного покрытия потенциальных операционных убытков) возможно с помощью страхования. С использованием традиционных видов имущественного и личного страхования кредитными организациями могут быть застрахованы:
здания и иное имущество (в том числе валютные ценности и внутренние ценные бумаги) — от разрушений, повреждений, утраты в результате стихийных бедствий и других случайных событий, а также в результате действий третьих лиц;
сотрудники банка — от несчастных случаев и причинения вреда здоровью;
носители информации и сама информация — на случай утраты.
Страхование
может быть использовано и в отношении
специфических банковских рисков как
на комплексной основе (полис комплексного
банковского страхования), так и
применительно к отдельным
Кредитным организациям рекомендуется оценивать целесообразность использования страхования на комплексной основе с учетом как стоимости страхования, так и вероятности наступления и влияния страхового события
на финансовое положение кредитной организации. Оценки страховщиков, произведенные в ходе заключения договора о страховании, могут быть использованы в целях оптимизации управления операционным риском.
При заключении договоров страхования кредитным организациям рекомендуется обращать особое внимание на процедуры и сроки выплат страхового возмещения.
В
целях ограничения
При разработке планов по обеспечению непрерывности и(или) восстановления финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется оценивать возможный ущерб от непредвиденных событий (обстоятельств) относительно предполагаемых затрат на подготовку и реализацию соответствующих планов с учетом всех возможных (предполагаемых) сценариев развития событий, создающих угрозу убытков, особенно для рисков, характеризующихся низкой вероятностью, но большими размерами потенциальных убытков, источники которых находятся вне контроля кредитной организации.
Под планом по обеспечению непрерывности и(или) восстановления финансово-хозяйственной деятельности в целях настоящих Рекомендаций понимается документ, который содержит следующие элементы:
определение
защищаемого внутреннего
степень
обеспечиваемой защиты (поддержание
в течение определенного
процедуры перехода в аварийный режим и порядок работы в этом режиме;
необходимые ресурсы (например, помещения, обеспечение квалифицированным персоналом, оборудованием и вычислительной техникой, программным обеспечением, средствами связи);
перераспределение функций, полномочий и обязанностей подразделений и служащих;
порядок восстановления работоспособности нарушенных внутренних процессов и систем и возврата к режиму нормальной работы;
дополнительные
процедуры нормального режима работы,
направленные на создание условий перехода
в аварийный режим и