Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7), под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.)

Работа содержит 1 файл

курсовик по банковскому менеджменту.docx

— 41.77 Кб (Скачать)

    сбои  в функционировании систем и оборудования;

    неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся  вне контроля кредитной организации.

    Случаи  операционных убытков, возникающих  в результате различного сочетания  факторов операционного риска, рекомендуется  классифицировать на случаи убытков  вследствие:

    злоупотреблений или противоправных действий, осуществляемых служащими или с участием служащих кредитной организации (например, хищение, злоупотребление служебным положением, преднамеренное сокрытие фактов совершения банковских операций и других сделок, несанкционированное использование  информационных систем и ресурсов);

    противоправных  действий сторонних по отношению  к кредитной организации (третьих) лиц (например, подлог и(или) подделка платежных  и иных документов, несанкционированное  проникновение в информационные системы);

    нарушений кредитной организацией или служащими  трудового законодательства (например, нарушение условий трудового  договора, причинение вреда здоровью служащих);

    нарушений иного законодательства (в том  числе банковского, антимонопольного, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма); неисполнения или ненадлежащего исполнения возникающих  из договоров обязательств, связанных  с основной деятельностью, перед  клиентами, контрагентами и(или) иными  третьими лицами; нарушений обычаев  делового оборота (например, ненадлежащее использование конфиденциальной информации, навязывание услуг, сговор по ценам);

    повреждения или утраты основных средств и  других материальных активов (в результате актов терроризма, стихийных бедствий, пожара);

    выхода  из строя оборудования и систем (например, сбой (отказ) в работе автоматизированной банковской системы, систем связи, поломка оборудования);

    ненадлежащей  организации деятельности, ошибок управления и исполнения (например, в результате неадекватной организации внутренних процессов и процедур, отсутствия (несовершенства) системы защиты и(или) порядка доступа к информации, неправильной организации информационных потоков внутри кредитной организации, невыполнения обязательств перед кредитной  организацией поставщиками услуг (исполнителями  работ), ошибок при вводе и обработке  данных по операциям и сделкам, утери  документов и так далее).

    Операционные  убытки могут быть в виде:

    снижения  стоимости активов;

    досрочного  списания (выбытия) материальных активов;

    денежных  выплат на основании постановлений (решений) судов, решений органов, уполномоченных в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

    денежных  выплат клиентам и контрагентам, а  также служащим кредитной организации  в целях компенсации им во внесудебном  порядке убытков, понесенных ими по вине кредитной организации;

    затрат  на восстановление хозяйственной деятельности и устранение последствий ошибок, аварий, стихийных бедствий и других аналогичных обстоятельств;

    прочих  убытков.

    Управление  операционным риском входит в систему  управления рисками кредитной организации.

    Необходимость управления операционным риском определяется значительным размером возможных операционных убытков, которые могут создавать угрозу финансовой устойчивости кредитной организации. 

    Организационные основы управления операционным риском 

    Кредитной организации рекомендуется разработать  основные принципы управления операционным риском, определяющие:

    цели  и задачи управления операционным риском с учетом приоритетных направлений  деятельности кредитной организации;

    основные  методы выявления, оценки, мониторинга (постоянного наблюдения) операционного риска;

    основные  методы контроля и(или) минимизации  операционного риска (принятие мер  по поддержанию риска на уровне, не угрожающем интересам кредиторов и вкладчиков, устойчивости кредитной  организации);

    порядок представления отчетности и обмена информацией по вопросам управления операционным риском;

    распределение полномочий и ответственности между  советом директоров (наблюдательным советом) и исполнительными органами за реализацию основных принципов управления операционным риском.

    Степень детализации основных принципов  управления операционным риском зависит  от уровня операционного риска, которому подвергается кредитная организация.

    Основные  принципы управления операционным риском рекомендуется реализовывать во внутренних документах кредитной организации, определяющих:

    организационную структуру кредитной организации, разделение и делегирование полномочий, функциональные обязанности, порядок  взаимодействия подразделений, служащих и обмена информацией;

    порядок, правила, процедуры совершения банковских операций и других сделок, учетную  политику, организацию внутренних процессов;

    правила, порядки и процедуры функционирования систем (технических, информационных и других);

    порядок разработки и представления отчетности и иной информации;

    порядок стимулирования служащих и другие вопросы.

    При изменении, разработке и принятии новых  внутренних документов кредитной организации  необходимо проводить оценку их соответствия основным принципам управления операционным риском.

    В целях создания условий для эффективного управления операционным риском кредитной  организации рекомендуется учредительными и(или) внутренними документами отнести  к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) следующие  вопросы:

    утверждение основных принципов управления операционным риском;

    создание  организационной структуры кредитной  организации, соответствующей основным принципам управления операционным риском;

    осуществление контроля за полнотой и периодичностью проверок службой внутреннего контроля соблюдения основных принципов управления операционным риском отдельными подразделениями  и кредитной организацией в целом;

    утверждение мер по обеспечению непрерывности  финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, включая планы  действий на случай непредвиденных обстоятельств (планы по обеспечению непрерывности  и(или) восстановления финансово-хозяйственной  деятельности);

    оценка  эффективности управления операционным риском;

    контроль  за деятельностью исполнительных органов  кредитной организации по управлению операционным риском.

    Учредительными  и(или) внутренними документами к  компетенции исполнительных органов  рекомендуется отнести следующие вопросы:

    обеспечение принятия внутренних документов, определяющих правила и процедуры управления операционным риском, в целях соблюдения основных принципов управления операционным риском, утвержденных советом директоров (наблюдательным советом);

    распределение полномочий и ответственности по управлению операционным риском между  руководителями подразделений различных  уровней, обеспечение их необходимыми ресурсами, установление порядка взаимодействия и представления отчетности.

      С учетом характера и масштабов  деятельности, а также в целях  концентрации ресурсов и усилий  по управлению операционным риском  кредитной организации рекомендуется  оценить целесообразность создания  подразделения (назначения служащего), отвечающего за координацию и  централизацию управления операционным  риском (далее — подразделение  (служащий) по управлению операционным  риском). В случае принятия решения  о создании подразделения (назначении  служащего) по управлению операционным  риском рекомендуется во внутренних  документах определить его полномочия, порядок взаимодействия с подразделениями,  осуществляющими банковские операции  и другие сделки и отвечающими  за управление другими банковскими  рисками (кредитным, рыночным  и т.д.), а также со службой  внутреннего контроля. На указанное  подразделение (служащего) рекомендуется  возложить разработку и(или) апробацию  методик оценки и проведение  оценки операционного риска, разработку  и внедрение мер, процедур, механизмов  и технологий по ограничению  и(или) снижению операционного  риска.

    Кредитной организации рекомендуется проводить  работу по формированию у служащих знаний об операционном риске, который  может возникать в связи с  выполнением ими должностных  обязанностей, а также мотивации  на выявление факторов (причин) операционного  риска. 

      Управление операционным риском 

    Управление  операционным риском состоит из выявления, оценки, мониторинга, контроля и(или) минимизации  операционного риска.

    Выявление операционного риска предполагает анализ всех условий функционирования кредитной организации на предмет  наличия или возможности возникновения факторов операционного риска, который рекомендуется проводить на нескольких уровнях:

    анализ  изменений в финансовой сфере  в целом (например, внедрение новых  технологий или финансовых инноваций), которые могут оказать влияние  на эффективность деятельности кредитной организации;

    анализ  подверженности операционному риску  направлений деятельности1 с учетом приоритетов кредитной организации (составление так называемого  “риск-профиля” банка);

    анализ  отдельных банковских операций и других сделок;

    анализ  внутренних процедур, включая систему отчетности и обмена информацией.

    На  этапе выявления операционного  риска особое внимание необходимо обращать на случаи пересечения полномочий и  ответственности подразделений, служащих кредитной организации.

    Все нововведения, производимые кредитной  организацией, — изменения структуры  или процедур, внедрение новых  услуг и технологий (в том числе  с использованием аутсорсинга — привлечения специализированной сторонней организации (поставщика услуг) для выполнения отдельных видов работ), освоение новых направлений деятельности — рекомендуется на этапе разработки подвергать тщательному анализу с целью выявления факторов операционного риска.

    В целях обеспечения условий для  эффективного выявления операционного  риска, а также его оценки рекомендуется  создать и вести аналитическую  базу данных о понесенных операционных убытках, в которой отражать сведения об их видах и размерах в разрезе  направлений деятельности, отдельных  банковских операций и других сделок, обстоятельств их возникновения  и выявления.

    Для обеспечения унификации подходов и  сопоставимости данных может быть использована классификация случаев операционных, а также классификация направлений деятельности кредитной организации, которая приведена в приложении к настоящим Рекомендациям.

    Порядок ведения аналитической базы данных о понесенных операционных убытках, форму представления и требования к содержанию вводимой информации рекомендуется  установить во внутренних документах кредитной организации.

      Кредитным организациям рекомендуется  наряду с ведением аналитической  базы данных о понесенных операционных  убытках на постоянной основе  с использованием различных источников  собирать и анализировать информацию  о случаях операционных убытков  в других кредитных и финансовых  организациях.

    Оценка  операционного риска предполагает оценку вероятности наступления  событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и оценку размера потенциальных убытков.

    Во  внутренних документах кредитной организации  рекомендуется определить методы оценки операционного риска. Кредитные  организации могут разрабатывать  методы оценки операционного риска  самостоятельно либо использовать методы, принятые в международной банковской практике. В международной банковской практике применяются следующие  методы:

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"