Контрольная работа по "Экономике малого бизнесса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

1.Место малого бизнеса в экономическом, социальном и политическом развитии общества.

2.Структура, организация и функции органов поддержки малого предпринимательства в России.

3.Структура и состав законодательства о регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства в РФ.

4.Подходы к обоснованию выбора организационно-правовой формы малого предприятия.

Работа содержит 1 файл

Зачет.эк.мал.биз.docx

— 68.43 Кб (Скачать)

высокоэффективным    наукоемким    проектам,     разрабатываемым     малыми предприятиями.

 К инфраструктуре малого предпринимательства следует отнести Российское

агентство  поддержки  малого  и  среднего  бизнеса,  Российскую   ассоциацию маркетинга.   Международный   фонд   поддержки   инновационных   предприятий «Инносоюз», Институт  малого  предпринимательства  Высшей  школы  экономики, общероссийские общественные объединения предпринимателей и др.

  Однако,  на  наш взгляд,  ведущая роль   в   инфраструктуре   малого

предпринимательства принадлежит  органам  исполнительной  и  законодательной власти субъектов РФ,  созданным  ими  региональным  структурам  поддержки  и развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают  проблемы,  с которыми сталкиваются при осуществлении  деятельности  предприниматели,  они могут  все  мероприятия  по  поддержке  проводить  более  адресно  с  учетом

приоритетных  направлений работы субъектов малого  предпринимательства. 

 Инфраструктура  малого предпринимательства   включает  также  лизинговые

фирмы   и   компании,   технопарки,   бизнес-инкубаторы,    производственно-

технологические центры, учебные  центры,  страховые  компании,  кредитные  и другие организации, оказывающие различные формы поддержки  субъектам  малого предпринимательства.

      В  соответствии  с  законодательством   финансово-кредитная   поддержка

малого  предпринимательства  осуществляется  федеральным  Фондом  поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое  обеспечение  фондами государственных    и    муниципальных     программ     поддержки     малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней,  а также   средств,   поступающих   от   приватизации    государственного    и муниципального  имущества,  доходов  от  собственной  деятельности  фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных  бумаг,  а  также  по  процентам  от

льготных  кредитов,  выделенных  на  конкурсной  основе  субъектам   малого предпринимательства.

 Фонды поддержки малого предпринимательства всех  уровней  осуществляют следующие    мероприятия     по     финансированию     субъектов     малого предпринимательства:

  -предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных  ссуд,  краткосрочных  займов  без  приобретения  лицензии  на банковскую деятельность;

- предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования  производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка  в  соответствии  с действующим законодательством;

-выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам

малых предприятий;

-долевое участие в создании  и  деятельности  хозяйствующих  субъектов,

обеспечивающих    развитие    инфраструктуры    рынка, специализированных консультационных  организаций  и  информационных  систем  поддержки   малого предпринимательства   и   развития       конкуренции,   систем   потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

- финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке  и повышению квалификации кадров для малых  предприятий,  поддержке  новых  экономических структур, защите прав потребителей;

  -финансирование научных исследований, научно- практических конференций, симпозиумов,   совещаний,   в   том   числе   международных,   связанных   с деятельностью фондов.

В  Указе  Президента  РФ  «О  первоочередных   мерах   государственной поддержки малого предпринимательства в Российской  Федерации»  от  4  апреля 1996 г. № 491  предусмотрено выделение финансовых  средств на  поддержку малого предпринимательства, в том числе выделение  государственных  льготных инвестиционных  кредитов,  для  формирования   и   предоставления   гарантий федерального    Фонда    на    получение    кредитов    субъектам     малого предпринимательства, на предоставление государственных гарантий  иностранным кредитным   организациям,   выделяющим   кредиты   на    поддержку    малого предпринимательства.

 В  соответствии  с  законодательством  кредитование  субъектов  малого предпринимательства  осуществляется  на  льготных  условиях  с  компенсацией соответствующей  разницы  кредитным  организациям  за  счет  средств  фондов поддержки  малого   предпринимательства,   которые   вправе   компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы  при кредитовании субъектов  малого  предпринимательства  на  льготных  условиях.

 Важное  место  в  механизме  поддержки  предпринимательства   занимает

производственно-технологическая  и имущественная поддержка,  оказание  помощи субъектам малого  предпринимательства  в  предоставлении  в  аренду  (или  в собственность)  сооружении,  оборудования производственных   и   служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или  муниципальной собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ  и

органам  местного  самоуправления,  которые  имеют  большую  возможность   в создании сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько  лет успешно  функционирует  Московская  лизинговая   компания,   предоставляющая субъектам малого предпринимательства по  договорам  оборудование  в  лизинг.

  В Федеральном законе  РФ   «О   государственной   поддержке   малого

предпринимательства»  говорится,  что  государственная   поддержка   союзов (ассоциаций)  субъектов малого  предпринимательства осуществляется  путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями  и  средствами связи,  необходимыми  для  деятельности  указанных  союзов  (ассоциаций)  и создаваемых  ими  предприятий,  учреждений  и  организации,  а  также   для проведения  организационных  или   публичных   мероприятий. 
 

  4.Подходы к обоснованию выбора организационно-правовой формы малого предприятия.

 Выбор организационно-правовых  форм малого предприятия

Предпринимательская деятельность в России регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), отдельными законами и подзаконными нормативными актами.

Согласно статье 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица с момента государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность юридических лиц определяется статьей 49 ГК РФ, устанавливающей правоспособность юридического лица [4].

Юридическим лицом  признается организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и  ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или  смету [4].

Юридическими  лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль  между участниками (некоммерческие организации).

На выбор организационно-правовых форм малых предприятий влияют следующие  факторы:

1. Общие. К  общим факторам относятся: планируемые  масштабы деятельности, капиталоемкость  избранного вида деятельности, прогнозируемые  темпы развития предприятия, особенности  представления налоговых и других  льгот предприятиям отдельных  форм, государственное регулирование  минимального размера уставного  фонда предприятий отдельных  форм;

2. Индивидуальные. К ним относятся: имеющийся  (возможный) размер стартового  капитала, индивидуальные особенности  предпринимателя (предрасположенность  к индивидуальной или коллективной  деятельности), уровень профессионализма  предпринимателя, отношение предпринимателя  к коммерческим рискам и личной  имущественной ответственности  по обязательствам (Осипов, 1992).

Гражданским Кодексом (ГК) РФ предусмотрены различные  организации. За исключением крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) они имеют  статус организационно-правовых форм (ОПФ) или их разновидностей.

Эти организации  отличаются друг от друга по ряду параметров, наиболее существенные из которых относятся  к области управления ими (особенности  принятия управленческих решений, порядок  формирования органов управления, мера ответственности и т.д.). Практика показывает, что перечисленные отличия  требуют избирательного подхода  к выбору ОПФ. Из этого следует, правильный выбор ОПФ является одним из направлений  повышения эффективности производства.

В развитых странах  данной проблеме уделяется серьезное  внимание. К примеру, немецкие ученые К. Бёме и Д. Шпаар считают, что  «Каждая правовая форма аграрных предприятий имеет преимущества и недостатки. Максимальное использование  преимуществ и ослабление недостатков  — решающее условие для будущего всех правовых форм хозяйствования». Следует  отметить, что разработки западных ученых в этой области не пригодны для использования в России. Объясняется  это различием налоговых систем, несоответствием видов и характеристик ОПФ.

Как показывает опыт, руководители и специалисты  российских хозяйств осознают необходимость  обоснованного выбора ОПФ предприятия. Вместе с тем, в этом важном вопросе  наукой и практикой пока не накоплено  достаточного опыта. Наглядным подтверждением тому служат следующие факты: в Московской области большинство сельхозпредприятий являются акционерными обществами закрытого  типа (АОЗТ); в последние годы в  Орловской области создаются  преимущественно ТНВ — товариществ  на вере, а в Нижегородской области  — формированием ООО — обществ  с ограниченной ответственностью.

Таким образом, сегодня практика нуждается в  информационно-справочных и методических разработках, которые помогли бы руководителям хозяйств: изучить  особенности ОПФ; осуществить объективный  выбор ОПФ,для этого необходимо решение двух задач.

Реализация первой задачи осуществлялась следующим образом: согласно пожеланиям руководителей  было разработано несколько вариантов  информационно-справочных материалов; затем проводилась их экспертная оценка опытными работниками управления хозяйств; на завершающем этапе материал дорабатывался с учетом замечаний  экспертов, согласовывался с юристом, знающим практику реорганизации предприятий.

Вторая задача — подготовка предложений по выбору ОПФ — решалась на основе анализа  особенностей различных организационно-правовых форм, опросов руководителей и  специалистов хозяйств, изучения предварительных  итогов работы ряда реорганизованных предприятий Московской и Рязанской  областей. В результате было установлено, что главная роль в выборе ОПФ  принадлежит факторам, определяющим эффективность управления. К ним  относятся: особенности руководителя (степень соответствия требованиям  должности, уровень доверия к  нему со стороны участников); соотношение  уровня квалификации руководителя и  других работников управления; особенности  участников (численность, взаимоотношения, доля работающих в хозяйстве); параметры  предприятия (численность коллектива, площадь сельскохозяйственных угодий, компактность территории и расположения объектов, состояние экономики), уровень  развития производственной базы (производство, переработка, хранение), наличие надежных и эффективных каналов реализации, степень производственного риска, необходимость повышения доверия  со стороны кредиторов, наличие выбора у участников и т.д.; особенности  государственной политики в области  сельского хозяйства (наличие налоговых  льгот в настоящее время стимулирует  создание КФХ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1.Александр Иоффе.  Только развитие предпринимательства  обеспечит ускорение роста экономики  / «Бизнес для всех» № 10, 2002

2.Воронов А.А.  Малый бизнес – стратегический  приоритет национальной конкурентоспособности  России/ «Малое предприятие» №11, 2002.31.Гальперин В.М. Микроэкономика. В 2-х тт. Издательство: Экономическая  школа, 1999.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике малого бизнесса"