Контрольная работа по "Экономике малого бизнесса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

1.Место малого бизнеса в экономическом, социальном и политическом развитии общества.

2.Структура, организация и функции органов поддержки малого предпринимательства в России.

3.Структура и состав законодательства о регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства в РФ.

4.Подходы к обоснованию выбора организационно-правовой формы малого предприятия.

Работа содержит 1 файл

Зачет.эк.мал.биз.docx

— 68.43 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО  ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

        

           РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

               УНИВЕРСИТЕТ 

        Факультет управления

Кафедра управления                                                                               

 Клинова  Мария Александровна

                                                                                       

    Контрольная работа по экономике  малого бизнесса

заочного 5 года обучения (5-летнего срока обучения)

      Группа Б  
 

                                                  Научный руководитель:

                                                                           Преп.: Стрельцов А.А.

                                                

                                                        Москва 2011 

1.Место малого  бизнеса в экономическом, социальном  и политическом развитии общества.

2.Структура, организация  и функции органов поддержки  малого предпринимательства в  России.

3.Структура и состав  законодательства о регулировании  деятельности субъектов малого  предпринимательства в РФ.

4.Подходы к обоснованию  выбора организационно-правовой  формы малого предприятия. 

1.Место  малого бизнеса  в экономическом,  социальном и политическом  развитии общества.

1.1. Место малого бизнеса в структуре экономики

Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп

имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение  к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Малый бизнес, или  малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства  образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно  связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых  предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это  позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом  любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально  существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие  мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного  потенциала, подлинной основой жизни  стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как  наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в  секторе малого предпринимательства  создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые  являются питательной средой для  среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость  и массовый охват практически  всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики  и способствуют стабильности политического  климата.

1.2. Особенности малого предпринимательства в России

Малый бизнес в  России обладает некоторыми отличающими  его от малого бизнеса большинства  зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве  случаев ориентироваться на однопродуктовую  модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как  значительная часть зарубежных малых  предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический  уровень и низкая технологическая  оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

Российские малые  предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной  экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией  общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий  негативно сказывается на функционировании данного сектора.

1.3.Место малого бизнеса в социальном развитии общества.

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных  работников, общая численность которых  является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой  страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения  обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и  услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует  отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств  к существованию, но и способом раскрытия  внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики  вынуждает все большее число  граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства способен создавать  новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы  и социальной напряженности в  стране. Массовое развитие малых предприятий  способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному  иждивенчеству.

1.4.Место малого бизнеса в политическом развитии общества.

Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно стала  основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и являющегося  выразителем политических предпочтений значительной части населения. В  условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам  демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность  при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие  от крупных и средних собственников  для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи  малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость  от национальной основы и составляет питательную среду для его  патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников  в условиях экономического спада  и политической нестабильности могут  принимать крайние формы и  подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

1.5.Место малого бизнеса в экономическом развитии общества.

Существенная  роль малого предпринимательства в  экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает  новые виды продукции и экономические  ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий  являются способность к ускоренному  освоению инвестиций и высокая оборачиваемость  оборотных средств. Еще одной  характерной чертой этого сектора  является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству гибкость и  высокая приспособляемость к  изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность  труда, сложности с внедрением новых  технологий, ограниченность собственных  ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе  МП вследствие массовых банкротств или  переспециализации деятельности. Приведенные  данные — при их сопоставлении  с относительной стабильностью  общей численности малых предприятий  и объёмами производства- указывают  на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования  их потенциала в условиях рыночной экономики.

2.Структура,  организация и  функции органов  поддержки малого  предпринимательства  в России.

В настоящее  время реализуется Федеральная  программа государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 121 и постановлением Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2000 года № 298-Ш-ГД.

Основной целью  Федеральной программы на 2000-2001 гг. является обеспечение благоприятных  условий для развития малого предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности  мер государственной поддержки  на федеральном уровне.

Реализация мероприятий  Федеральной программы осуществляется по шести разделам, отражающим приоритетные направления государственной поддержки  малого предпринимательства: нормативное  правовое обеспечение малого предпринимательства; развитие прогрессивных финансовых технологий; реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства; повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем; научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности; международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

В соответствии со ст.7 п. 3 и ст.8 п.2 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» финансовое обеспечение  Федеральной программы государственной  поддержки малого предпринимательства  осуществляется ежегодно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов. Объем  обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной  части федерального бюджета отдельной  строкой по представлению Правительства  Российской Федерации. Финансирование мероприятий по государственной  поддержке предпринимательства  осуществляет Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства.

В 2000-2001 гг. федеральные  органы исполнительной власти реализовали  мероприятия Федеральной программы  по всем ее основным разделам, при этом финансирование Федеральной программы  в течение 2000 г. за счет средств федерального бюджета не осуществлялось.

Выделение ассигнований на реализацию мероприятий по государственной  поддержке малого предпринимательства  в 2000 г. предусмотрено Федеральным  законом «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «О федеральном бюджете на 2000 год» за счет превышения доходов над учтенными  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2000 год» (в размере 50 млн. рублей).

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике малого бизнесса"