Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 04:00, контрольная работа
Формы и системы оплаты труда – это организационно-экономические механизмы соизмерения затрат и результатов труда работника с размером причитающейся ему заработной платы. Формы оплаты устанавливают принцип соизмерения – по времени или по количеству сделанного. В соответствии с выбранным принципом различают две основных формы оплаты – повременную и сдельную. Многочисленные разновидности этих форм называют системами оплаты. Системы оплаты определяют технологию соизмерения. т.е. конкретные методы, способы исчисления заработной платы в зависимости от затрат или результатов труда.
1. Формы и системы оплаты труда работников
1.1. Понятие, назначение и классификация форм и систем заработной платы…………………………………………………………………………..
3
1.2. Повременная форма оплаты труда, ее разновидности и условия применения…………………………………………………………………...
8
1.3. Сдельная оплата и условия ее эффективного применения………….
11
1.4. Краткая характеристика основных систем сдельной оплаты труда...
15
2. Организация системы обучения персонала предприятия
2.1. Определение потребности в обучении персонала предприятия…….
21
2.2. Составление планов и программ обучения…………………………...
24
2.3. Методы обучения и оценки результатов обучения…………………..
25
Задача………………………………………………………………………….
29
Список литературы………………………………………………………….. 32
При сдельно-прогрессивной системе оплаты заработок рабочего растет быстрее его производительности. Поэтому ее введение возможно лишь на ограниченный срок в случаях, когда возникает необходимость создать дополнительную заинтересованность в увеличении выпуска продукции, и нуждается в предварительной подготовке. Процесс подготовки к введению сдельно-прогрессивной системы включает:
В качестве исходной базы обычно принимается средний процент выполнения норм, сложившийся за последние три месяца. При выборе (одноступенчатая, многоступенчатая) и построении шкалы увеличения сдельных расценок учитываются степень производственной необходимости в росте выпуска продукции и возможности отдельных рабочих его обеспечить.
При определении максимально допустимого увеличения сдельных расценок исходят из того, что источником средств для него является экономия условно-постоянных расходов, образующаяся в результате увеличения выпуска продукции. Ориентировочный размер максимального увеличения сдельной расценки может быть рассчитан по формуле
Мув = УПР / ЗПп.с * Кэк
где Мув — максимальный размер увеличения сдельных расценок, % ;
УПР — условно-постоянные
расходы в себестоимости
ЗПп.с — прямая сдельная заработная плата в себестоимости единицы продукции, руб. или %;
Кэк — коэффициент использования экономии — доля экономии на условно-постоянных расходах, которую предполагается использовать для увеличения сдельных расценок, %.
Так, например, если в себестоимости продукции условно-постоянные расходы составляют 40%, прямая сдельная заработная плата с начислениями — 30% и на повышение расценок по сдельно-прогрессивной системе предполагается использовать 75% ожидаемой экономии условно-постоянных расходов, максимально допустимое увеличение сдельных расценок составит 100% (40% / 30% * 75%). Другими словами, сдельные расценки в этом случае могут быть повышены не более чем в два раза.
Сдельно-регрессивные системы оплаты труда. При использовании, которых размер заработной платы работника растет в меньшей степени, чем производительность его труда. В результате снижается зарплатоемкость продукции. Это достигается путем уменьшения сдельных расценок по мере перевыполнения рабочими установленной исходной базы. В пределах уровня выполнения норм, принятого за исходную базу, оплата производится по прямым сдельным расценкам (Рп.с), а за продукцию, произведенную сверх исходной базы, оплата производится по регрессивным (снижающимся) расценкам (Рр). Последние рассчитываются делением прямой сдельной расценки на коэффициент регрессии (Кр) или путем корректировки на установленный коэффициент уменьшения (Кум):
Рр = Рп.с / Кр = Рп.с * (1 - Кум)
Методы расчета сдельно-
ЗПр = Рп.с * Обаз + Рр * (Оф - Обаз);
ЗПр = Рп.с * Оф + (Рп.с - Рр) * (Оф - Обаз);
ЗПр = ЗПп.с - ЗПп.с * ((Кн.ф – Кн.баз) / Кн.ф) * Ку.р;
ЗПр = ЗПп.с * Σ ((Офi - О6азi) / Крi)
Применительно к отечественной практике сдельно-регрессивную систему оплаты целесообразно использовать в случаях падения по каким-либо причинам объемов производства при необходимости сохранения занятых в нем работников. Уместным можно считать ее применение при ограниченном объеме работ, чтобы наиболее опытные работники не перехватывали работу у более молодых, а также во всех случаях, когда нет особой необходимости стимулировать рост количества производимой продукции.
Групповая (коллективная или бригадная) сдельная система оплаты труда. Ее применение предполагает соблюдение следующих условий:
При этой системе оплаты общий сдельный заработок коллектива (бригады) (ЗПбр) определяется как сумма произведений бригадных расценок (Рi) отдельных видов работ (продукции) на объем выполненных бригадой работ (количество изготовленной продукции) в принятых планово-учетных единицах (Оi): ЗПбр = Σ Рбрi * Оi
Методы определения бригадных расценок зависят от содержания и характера выполняемых работ, методов их нормирования и учета. При выполнении сборочных, монтажных, ремонтных работ, состоящих из операций различной сложности, бригадная сдельная расценка единицы продукции (работы) может быть рассчитана по формуле:
Рбр = Σ Сч i * Нвр i
где Рбр – комплексная бригадная расценка на единицу готовой продукции, руб.;
Сч i – часовая тарифная ставка по i-му разряду работ, руб.;
Нвр i – норма времени на выполнение операции (работ) i-го разряда, нормо-ч.
Если изготовление конечной продукции предполагает выполнение ряда работ, на которые устанавливаются самостоятельные расценки, комплексная бригадная расценка на единицу конечной продукции рассчитывается как:
Рбр = (Σ Рi * Оi) / Нвыр.бр
где Рi – расценка за единицу i-го вида работ, руб.;
Оi – объем i-го вида работ, входящих в комплекс, в соответствующих единицах измерения;
Нвыр.бр – бригадная норма выработки в единицах конечной продукции.
При обслуживании бригадой крупных агрегатов, аппаратов, автоматизированных линий бригадная расценка рассчитывается на основе данных о производительности машинной системы, определяющей норму выработки бригады, и нормативного состава бригады, необходимого для обслуживания этой системы:
Рбр = (Σ Сi) / Нвыр.бр
где Σ Сi – сумма тарифных ставок всех членов бригады, руб.;
Нвыр.бр – бригадная норма выработки на агрегат за период, соответствующий установленным тарифным ставкам (час, смена, месяц).
Иногда для каждого члена бригады устанавливается индивидуальная расценка (Ринд) на основе ставки присвоенного ему разряда (Сi) и бригадной нормы выработки (Нвыр.бр):
Ринд = Сi / Нвыр.бр
В данном случае сдельный заработок каждому члену бригады начисляется по индивидуальной расценке и фактической выработке всей бригады.
2. Организация
системы обучения персонала
2.1. Определение
потребности в обучении
Развитие или обучение персонала компании имеет, по крайней мере, три приоритетных области применения:
Этот список далеко не исчерпывается тремя пунктами. Скажем, к задачам, которые могут решаться с помощью обучения, можно отнести:
Развитие персонала - это совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом компании в области обучения персонала, его переподготовки и повышения квалификации. Эти мероприятия охватывают вопросы профессиональной адаптации, оценки кандидатов на вакантную должность, текущей периодической оценки кадров, планирования деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения кадров, работы с кадровым резервом.
По сути, термин «развитие» означает весь объем мероприятий, процессов и процедур, которые, во-первых, способствуют персоналу компании овладеть необходимыми компетенциями для эффективного выполнения настоящих, а главное, будущих задач, во-вторых — наиболее полному и всестороннему раскрытию потенциала каждого сотрудника компании.
Постоянные изменения внешней и внутренней среды Компании влияют на квалификационные требования, предъявляемые к работникам, что влечет за собой необходимость приведения компетенций персонала в соответствие с новыми изменившимися условиями.
Потенциал сотрудников с необходимой, требуемой квалификацией может быть создан только посредством развития персонала.
Развитие персонала служит гарантией повышения конкурентоспособности компании на внешнем рынке, а также ее способности к экспансии, расширению.
Компания, исповедующая
развитие персонала, оказывает на рынок
труда благоприятное
При наличии в компании действенных процедур развития персонала она получает возможность набирать менее квалифицированных и, соответственно, более «дешевых» работников, правда, обязательно обладающих достаточным потенциалом, чтобы довести их компетенции до требуемого уровня, но уже в стенах самой компании.
Развитие персонала является существенной составной частью политики сохранения кадров и стимулирования производительности труда, частью мотивационных программ компании, созвучных ожиданиям сотрудников и их личным профессиональным планам и устремлениям .
Компетенции персонала являются активом компании, так как будущие успехи складываются не только из основного и оборотного капитала, но и потенциала сотрудников. Поэтому расходы на развитие кадров являются нематериальными инвестициями, которые должны в будущем повысить доходы компании и понизить ее затраты. Как показывает международный опыт, расходы на развитие персонала быстро окупаются.
Развитие кадров —
это обязанность и
Развитие персонала способствует сохранению социального статуса человека, так как представления о том, что однажды приобретенные знания, способности и опыт достаточны для профессиональной деятельности в течение всей жизни, потеряли свою актуальность в наше время. Тот, кто хочет утвердиться в обществе, должен в течение всей жизни учиться, учиться и учиться.
Покрытие недостатка в кадрах, особенно в руководящих, может быть осуществлено только лишь посредством развития персонала собственной компании.
2.2. Составление планов и программ обучения.
Прежде чем сформулировать
необходимые условия
Программа обучения должна включать в себя:
Во-первых, анализ и обобщение собственного опыта участников обучения. Совместное обсуждение такого опыта приводит к обогащению участников уникальными практическими знаниями.
Во-вторых, ознакомление слушателей с результатами исследований и разработок по выбранной теме. Соотнесение этих знаний с опытом участников позволит увязать теорию с практикой работы каждого их них в отдельности и компании в целом.
В-третьих, освоение участниками обучения новых инструментов или технологий.
В-четвертых, использование разных методов обучения. Важно строить процесс занятий таким образом, чтобы ритм и методы работы были разнообразны и предполагали самостоятельную активность участников, их включенность в процесс выработки и получения новых знаний.
Существуют четыре необходимых условия эффективного обучения.
1. Для обучения необходима мотивация, причем сотрудники компании должны ясно понимать цели программы, т.е. каким образом обучение повысит производительность их труда, удовлетворенность работой и, соответственно, каким образом результаты обучения скажутся на будущем благосостоянии сотрудника.
2. Руководство компании должно создать климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие сотрудников в процессе обучения, стремление к познанию нового, стремление к анализу своих достижений и ошибок, поддержку со стороны преподавателей и руководства компании, желание отвечать на вопросы, проведение обучения в специальных учебных центрах. Кстати, компании с подобным, поощряющим и поддерживающим климатом называются «самообучающимися организациями».
3. Процесс обучения
следует разбивать на
4. Необходима положительная
обратная связь, похвала,
При составлении планов обучения сотрудников на год важно обратить внимание на то, чтобы этот план был сбалансирован между разными подразделениями и учитывал распределение бюджета на обучение на год. Важно, чтобы периодичность обучения для сотрудников одного подразделения была не чаще 1 раза в 3 месяца, чтобы не перегружать сотрудников и дать им возможность хорошо усвоить и начать применять навыки, полученные на предыдущем обучении. Необходимо обратить внимание на процедуры поддержки и оценки выживаемости знаний и навыков между обучениями.