Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:44, контрольная работа
3. Какие задачи на современном этапе развития общества решает наука экономика труда, а какие социология труда?
Экономика труда — это исследование функционирования и результатов рынка в сфере труда, а в узком понятии — поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, прибыли и не денежных факторов в области трудовых взаимоотношений
1-я часть. Ответы на вопросы………………………………………………..3
2-я часть. Решение задач……………………………………………………….7
3-я часть. Реферат на тему «История возникновения научной организации труда за рубежом»…………………………………………………………………….15
Американцы подчеркивают важность подбора и подготовки младшего руководящего персонала. Старый метод формирования кадров мастеров из числа способных рабочих все более заменяется подбором людей, специально подготовленных для административной работы.
Кадровая политика в американских фирмах обычно строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.
Подбор кадров. Общими критериями при этом являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.
Условия труда. Внедрение автоматизации в производство внесло существенные изменения в условия труда персонала: замена жестких перечней профессий и должностных инструкций более широкими, более приемлемыми и удобными для работников; переход на более гибкие формы оплаты труда.
Компании всячески стараются поднять
авторитет мастеров. Значительная разница
между зарплатой мастера и
заработком рабочего отражает возложенную
на мастера ответственность. На него
часто смотрят как на управляющего
цехом, который должен проникнуться
сознанием необходимости
Перед тем как вводить новые методы, на мастеров часто возлагают обязанности инструктировать и обучать рабочих в процессе работы.
В США исключительно важную роль играют промышленные консультанты и различные ассоциации администраторов.
О том, как была поставлена наука организации и управления в Соединенных Штатах Америки, д.э.н. В.И. Терещенко говорил следующее: «Прожив в Америке 30 лет, я видел там отлично оборудованные заводы и фермы, работал в первоклассно оснащенных учреждениях, преподавал в крупнейших учебных заведениях.
Наиболее примечательным в этой стране я считаю не машины, а методы организации управления»9.
Тейлор первым бросил лозунг о грядущем
значении системы. Если прежде вопросы
управления были сферой проявления организаторских
способностей руководителей-одиночек,
то теперь, по мнению Тейлора, на первое
место выходила система, в результате
которой многие текущие организационно-
Преподаванием и изучением вопросов организации и управления в США уже в середине 60-х годов занимались более чем в 250 учреждениях. В 50 специальных учебных заведениях им посвящена вся программа обучения. Курс «Организация и управление» входит в программу большинства университетов. На связанную с этим научно-исследовательскую работу крупные фирмы выделяют значительные средства. По этой проблеме выходят многочисленные журналы, существует ряд ассоциаций по обмену опытом и изучению проблем организации и управления. Не менее 60 % руководящих служащих промышленности имеют специальную подготовку в этой области. Новая наука первоначально изучала в основном промышленное производство, но постепенно она охватила все стороны хозяйственной жизни страны.
Кадры управленцев в США сначала
формировались из инженеров. Характер
современной науки сделал такого
рода квалификацию недостаточной. Технологические
вопросы теперь не включаются в сферу
компетенции специалистов по организации
и управлению. Какие, например, удобрения
следует вносить в данную почву
– решает агроном. Специалист же по
вопросам организации и управления
указывает не что делать, а как
делать, организует процесс учета, контроля,
делопроизводства, дает оценку экономической
эффективности и рекомендации в
отношении рационального
Деятельность многочисленных американских консультационных бюро по вопросам организации и управления весьма многообразна. Обращается в подобное бюро, к примеру, руководство завода, изготовляющего точные приборы: «Не понимаем, в чем наша ошибка. Применяем самую лучшую технику, инженеры у нас знающие, себестоимость продукции ниже, чем у конкурентов, цены на наши продукты выгодные, и все же прибыль маленькая». Неделями, а иногда и месяцами сидит консультант из бюро на заводе. Плывущие по конвейеру детали приборов его не интересуют, да он их и не знает. Он смотрит, как идет работа, расспрашивает рабочих, молча сидит на заседаниях совета директоров, изучает бухгалтерские книги, читает корреспонденцию. Проходит время, и консультант подает отчет-предложение. Директор ожидал услышать какие-то необыкновенные советы, а консультант говорит ему: «Необходимо реорганизовать отдел информации и корреспонденции. К вашим людям попадает такое количество бумаг, что если бы человек весь день читал, то все равно бы не успевал все прочесть. Письма лежат неделями, нарушается синхронизация в работе». Директор скептически пожимает плечами, но все же внедряет предложение, и… прибыль идет вверх!
В деле организации и управления производством американцы достигли многого благодаря вниманию ко всем вопросам, возникающим в процессе промышленного производства.
Вот еще один пример их внимания к так называемым мелочам. Профессор Р.М. Картер провел эксперимент по рационализации производственного процесса на одной молочной ферме, где было 22 коровы. Израсходовав всего 50 долл. на покупку нескольких приспособлений, Картер уменьшил затраты труда на 760 чел. – ч в год и сократил хождение рабочих во время работы на 1277 км в год!
Правильное использование
В американской науке об организации труда и управлении действует непреложный и общепринятый принцип: никогда ни один человек не должен делать работу, которую может выполнить другой служащий, получающий более низкую зарплату. Несоблюдение этого правила ведет к повышению себестоимости выпускаемого проекта, постройки, печатающейся книги и т. п.
В погоне за снижением издержек на административно-управленческий аппарат американский предприниматель стремится довести до минимума число дорого обходящихся начальников. Максимальное количество простых функций, не требующих больших знаний, поручается при этом менее квалифицированному, а потому и нижеоплачиваемому персоналу10.
За рубежом управление все в большей мере переводят не на распоряжения и приказы, на письменные процедуры: что и как делать в типичных ситуациях?
Работая в годы войны в министерстве
сельского хозяйства США, В.И. Терещенко
отмечал следующий порядок
Такой порядок ознакомления с процедурами касался всех: и руководителей, и подчиненных. Например, у секретаря сломалась пишущая машинка. Что делать в этом случае, к кому обратиться? Нет копировальной бумаги – как поступить, раскладывать страницы или нет; в каком виде брать в печать бумаги, а в каком не брать и т. д.
И работу не дадут начать, пока человек все это не выучит, не усвоит. В итоге громадная экономия времени. А если нет таких процедур, то в результате – огромные траты времени, ненужные хождения.
Мы часто и справедливо
Грамотное управление требует стабильности в работе, а без документов стабильности не будет. Руководитель – живой человек, подвержен эмоциям, настроениям, хорошее настроение – одно решение, плохое настроение – другое решение. В результате может пострадать дело.
Доказано, что человек лучше реагирует на письменное, чем на устное, распоряжение11.
Когда распоряжение устное – считает, что посягают на его свободу, подсознательно ему кажется, что под него копают, придираются, наступают на ноги.
А письменные правила – вроде бы обезличены, они могут не нравиться, но на руководителя уже не обижаются.
Руководитель лишил секретаря одного из начальников цеха премии за то, что она не знала, где в данное время находится начальник цеха. Или говорим сейчас много о дисциплине, о контроле. Даже шутка ходит: раньше все хотели просто работать, а не руководить, потом стали хотеть руководить, а не работать, сейчас никто не хочет ни работать, ни руководить – все хотят контролировать.
А не стоит ли начать с того, что вывесить на видном месте правила трудового распорядка? Чтобы люди могли постоянно видеть и знать принятый распорядок.
В общем, вопрос о разработке письменных процедур можно считать серьезной проблемой.
Одним из средств разгрузки начальника, инструментом, дающим ему возможность сосредоточить все свои силы и время на сложной работе, является работа квалифицированного секретаря.
Если брать американскую практику, то трудно указать точно, при каких условиях считается необходимым личный секретарь. Эту должность вводят, когда есть ненормированная работа, велико число подчиненных, разнообразны выполняемые функции, когда необходимо принимать много посетителей, обрабатывать многочисленную корреспонденцию.
Важная обязанность секретаря – работа с посетителями: регулирование часов приема, запись очереди, оповещение записанных лиц, если прием не состоится. Секретарь отсеивает приходящих к руководителю – ведь многих можно направить к рядовым служащим. Эта функция требует такта, умения держать себя и разговаривать с посетителями, что достигается не только опытом, но и обучением. В США выходит много брошюр, статей и пособий по вопросам психофизиологии труда и так называемого паблик рилейшнз, т. е. искусства иметь дело с общественностью.
Заключение
Труд как понятие обозначает
целесообразную деятельность человека
по производству продукции или оказания
услуг и всегда связывается с
физическими и психологическими
затратами энергии. Труд, являясь
источником производимых продуктов, услуг
сам является товаром, который продается
на рынке труда. Следовательно, на рынке
труда продается процесс
Среди факторов эффективности производства существенное место занимает организация труда. Так, даже самое современное оборудование и высокопроизводительная техника не дадут желаемого результата при низкой организации их обслуживания и, наоборот, при научной организации труда можно получить от соответствующего технического оснащения производства максимальный результат.
Разработка вопросов НОТ должна
начинаться с момента проектирования
предприятий и изделий с тем,
чтобы, конструируя их и составляя
технологию изготовления, одновременно
с выбором оборудования и режимов
обработки разрабатывались
Список литературы
Информация о работе Контрольная работа по «Экономика и социология труда»