Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:44, контрольная работа
3. Какие задачи на современном этапе развития общества решает наука экономика труда, а какие социология труда?
Экономика труда — это исследование функционирования и результатов рынка в сфере труда, а в узком понятии — поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, прибыли и не денежных факторов в области трудовых взаимоотношений
1-я часть. Ответы на вопросы………………………………………………..3
2-я часть. Решение задач……………………………………………………….7
3-я часть. Реферат на тему «История возникновения научной организации труда за рубежом»…………………………………………………………………….15
((206,6+237,5+200)/3)/460=0,
ПТ=(Во/Вб)*100
ПТ – темп роста производительности труда, %;
Во и Вб – выработка продукции соответственно в отчетном и базисных периодах в соответствующих единицах измерения;
ПТ=(Во/Вб)*100= (0,466/0,5)*100=93,2%
Рассчитаем динамику изменения числа рабочих
% динамики = Чо /Чб = 460/430 * 100 = 106,9 %
Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом, используя метод относительных отклонений.
Отклонение = % динамики - 100% =106,9 % - 100% = 6,9 %
Рассчитаем влияние данного фактора на изменение объема производства
Влияние фактора =ОП* Отклонение / 100 = 7000 * 6,9 / 100 = 483
Ответ: объем производства в отчетном году по сравнению с базимным вырос на 483 шт или 6,9%. Темп роста производительности труда 93,2%.
25. Товарооборот продовольственного магазина в отчетном периоде 180 млн. руб. в текущих ценах, а численность продавцов была равна 20 чел. Выработка на одного продавца в предыдущем периоде составила 7 млн. руб. Цены в отчетном периоде по сравнению с предыдущем уменьшились на 8%. Определить изменение выработки в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
Выработка рассчитывается как
отношение объема
В=ОП/Т или В=ОП/Ч
Выработка на одного продавца в отчетном периоде:
В=ОП/Ч=180000000/20=9000000
Так как цены в отчетном периоде по сравнению с предыдущем уменьшились на 8%, то товарооборот в предыдущем периоде составил:
180000000+8%=194400000 руб., а численность составила:
Ч=194400000/7000000=28 человек
Рассчитаем динамику изменения числа рабочих
% динамики = Чо /Чпр = 20/28 * 100 = 71,4 %
Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом, используя метод относительных отклонений.
Отклонение = % динамики - 100% =71,4 % - 100% = - 28,6 %
Рассчитаем влияние данного фактора на изменение объема продаж.
Влияние фактора =ОП* Отклонение / 100 = 194400000 * (- 28,6) / 100 = - 55598400 тыс. рублей.
Ответ: Снижение числа рабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 8 человек привело к снижению объема продаж на 55598400 руб или на 28,6%
28. Используя следующие данные, определить двумя способами изменение дневной и годовой выработки рабочих.
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Часовая выработка, руб. |
1000 |
|
Фактическая продолжительность рабочего дня, ч |
7,5 |
7,2 |
Число рабочих дней, отработанных за
год одним среднесписочным |
220 |
225 |
Часовая выработка отчетного периода на 10% больше, чем в базисном году.
Базисный год:
Дневная выработка в базисном году: 1000*7,5=7500
Годовая выработка в базисном году: 7500*220=1650000
Отчетный год:
Часовая выработка в отчетном году: 1000+10%=1100 руб.
Дневная выработка в отчетном году: 1100*7,2=7920 руб.
Годовая выработка в отчетном году: 7920*225=1782000 руб.
Определяем рост годовой выработки по отношению к предыдущему году
IВг = Вг.
от. /Вг.б;
IВг. = 1782000/1650000=1,08
Определяем рост дневной выработки по отношению к предыдущему году
IВд = Вд. от. /Вд.б; IВд. = 7920/7500 = 1,06
Ответ: Таким образом, годовая выработка возросла на 8% (IВг =1,08), дневная – на 6% (IВд =1,06).
3-я часть
Введение
Научная организация труда (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия). Вместе с тем при социализме научный подход характерен и для организации труда в рамках всего общества1.
Научный подход к организации труда
(НОТ) позволяет наилучшим образом
соединить в процессе производства
технику и людей, обеспечивает наиболее
эффективное использование
Формирование научных взглядов по вопросам организации труда относится к началу XX в. Оно шло параллельно с формированием и развитием общей идеи научного подхода к организации труда и управления. Крупнейшими теоретиками "классических теорий" организации и управления были американские инженеры и ученые Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, французский инженер А. Файоль, и др. Становление и развитие научной организации труда обычно связывается с именами американских исследователей М. Фоллет, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергера и др. Они утверждали, что теория организации и управления должна базироваться на достижениях научной психологии и социологии и что следует отказаться от формализации организационных процессов и жесткой иерархии подчиненности, характерной для "классических" теорий управления, учитывать неформальные взаимоотношения.2
История возникновения научной организации труда за рубежом.
Обращаясь к истории развития научной организации труда и управления за рубежом, прежде всего следует назвать имена Ф. Тейлора, Г. Форда, Ф. Джильбрета, Г. Эмерсона, А. Файоля.
Фредерик Тейлор признан основоположником
современной американской науки
об организации труда и
Научный менеджмент Тейлора явился тем видом менеджмента, который реализует управление с помощью нормативов, установленных путем систематических наблюдений, экспериментов и логических рассуждений.
Разрабатывая общий подход к
администрированию как к
Выделяя предметную область искусства
управления, он отмечал, что отношения
между предпринимателями и
Иными словами, и администрация и рабочие должны хорошо делать свое дело, относиться к своим обязанностям заинтересованно и сознательно.
Для подхода Ф. Тейлора характерна аксиомность, когда оценка (или ценность) людей принимается в качестве закона или критерия их классификации. Рабочие, занятые определенным видом работы, составляют класс типа школьного, в котором выделяются хорошие, средние и плохие ученики в зависимости от достигнутых успехов. Тейлор неоднократно сравнивал рабочих со взрослыми детьми, которые нуждаются в задании уроков, контроле за их выполнением, наставлении, понукании и помощи со стороны взрослых, т. е. руководителей. Собственно, такая установка наиболее типична для патернализма (забота о благосостоянии подчиненного), где руководитель выступает в роли отца, а подчиненные – опекаемых детей. Искусство руководства превращается у Ф. Тейлора в педагогическое искусство, а система «научного управления» – в систему научного просвещения. Функциональные инструкторы прямо называются «учителями» или «наставниками», призванными исправлять ошибки и заблуждения своих подопечных, восполнять пробелы в их знаниях и давать «уроки жизни». Воспитание становится одной из важнейших функций руководителя, к сожалению, несколько утрированной и прямолинейной.
Ф. Тейлор развивал научную организацию труда в четырех областях:
У нас в стране Ф. Тейлор известен
по книгам «Административно-техническая
среда промышленных предприятий» и
«Научные основы организации промышленных
предприятий». Тейлор прошел все ступени
административно-технической
Тейлор в своих сочинениях откровенно
описывает, как он, будучи мастером,
вел борьбу с рабочими за повышение
производительности труда, обвиняя
при этом последних в умышленной
систематической
«Трудно найти рабочего, который не затратил бы значительного количества времени на измышление способов, как замедлить работу и все-таки сохранить вид, будто он работает нормально», – писал Ф. Тейлор4.
Раз так, полагал он, нужно создать систему, которая бы принудила рабочего трудиться с максимальной интенсивностью. Поскольку рабочие в массе своей сопротивлялись внедрению системы Тейлора, он стал выискивать отдельных наиболее сговорчивых из них и добиваться их согласия на эксперимент.
Вот случай, подробно описанный Ф. Тейлором. Артель грузчиков подносила и грузила в вагоны чугунные болванки весом 41,5 кг, в среднем около 12,5 т в день на человека. «Мы были поражены, – писал Тейлор, – когда, изучив это дело, убедились, что первоклассный работник должен перенести 47–48 т в день вместо 12,5 т. Главное требование, предъявляемое человеку, пригодному к переноске чугуна, как регулярному занятию, состоит в том, чтобы он был туп, флегматичен и походил на вола».
Тейлор нашел такого чудака, голландца из Пенсильвании, названного Шмидтом, и добился его согласия переносить 47 т за 1,95 долл. вместо 12,5 т за 1,15 долл. в день. Шмидту было предложено работать по определенной методике, которая рационализировала каждое движение грузчика. Им командовал организатор с секундомером в руке. С правильными интервалами грузчик брал болванку, относил ее и отдыхал, как ему приказывали. К концу дня он погрузил 47,5 т. И это не был случайный рекорд. Строго придерживаясь методики, Шмидт работал с той же производительностью в Бетлхеме в течение трех лет.
Шестьдесят семь грузчиков, не сумевших выполнить урок (задание), установленный Тейлором, были уволены. Переноска 47 т чугуна в смену стала нормой.
Но если бы Шмидт и все другие грузчики, не уступавшие ему в производительности, работали без указаний и руководства со стороны организатора, изучившего искусство переноски болванок, то утомили бы себя до полного изнеможения уже в первой половине рабочего дня и не смогли бы перенести и грузить по 47 т чугуна в смену.
Другой случай, описанный Ф. Тейлором, относится к введению научных принципов организации труда на самой крупной в то время в США фабрике по производству велосипедных шариков. На сортировке шариков работали 120 опытных и искусных в этом деле девушек. Они трудились по 10,5 ч в смену при поденной оплате.
Сначала было произведено точное исследование затрат времени на каждый элемент работы. При этом установлено, что значительную часть времени девушки теряли на разговоры и отдых. Разговоры за работой прекратились, когда их рассадили подальше друг от друга. Время работы было сокращено с 10,5 ч сначала до 9,5, затем до 8,5 ч. До и после обеда было установлено по два десятиминутных перерыва, во время которых работницы имели право уходить со своих мест и разговаривать. Ввели сдельщину с дифференцированной платой не за высокую производительность, а за более аккуратную проверку шариков. Работа девушек учитывалась каждый час, и всем объявлялось, как выполняется задание, кто отстал и на сколько. К отстающим мастер посылал своего помощника, чтобы подбодрить их и помочь выполнить задание. Чем же закончился эксперимент?
Тридцать пять человек стали выполнять работу, на которой раньше было занято 120 человек.
Девушки стали зарабатывать в среднем 6,5–9 долл. в неделю, вместо прежних 3,5–4,5 долл. При этом качество сортировки повысилось.
Правило проверки успешности работы через короткие промежутки времени, сообщение результатов проверки и посылка помощников мастера к отстающим были распространены на всю фабрику и оказались в высшей степени полезными.
По мнению Ф. Тейлора, главными двумя
устоями высокой
Информация о работе Контрольная работа по «Экономика и социология труда»