Конкурентоспособность российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование степени конкурентоспособности российской экономики.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих основных задач:
Рассмотреть общее понятие конкурентоспособности как экономической категории и факторы ее формирования.
Определить место российской экономики в рейтинга конкурентоспособности.
Выявить проблемы и пути повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей.
А также рассмотреть и выявить пути разработки стратегии конкурентоспособности росссийской экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Главная проблема экономического развития – это создание условий  для роста производительности. Способность  страны улучшить микроэкономическую среду  влияет на ее процветание. Микроэкономические основы производительности находятся  в двух взаимосвязанных областях:

1) достаточно сложный уровень, на котором компании конкурируют;

2) качество микроэкономической деловой среды. Если необходимо повысить благосостояние, то конкурентные преимущества страны должны перемещаться от сравнительных преимуществ (природные ресурсы и дешевая рабочая сила) к конкурентным преимуществам на основе производства уникальной продукции или новых технологических процессов. По мере перехода на более высокую стадию экономического роста необходима смена целей: конкурентной практики и стратегии компаний, что часто встречает сопротивление.

«Традиционные» факторы  производства, включая людские ресурсы  и физическую инфраструктуру, оказывают  меньшее влияние на национальные различия в ВНП на душу населения. На различия в ВНП на душу населения оказывают значительное влияние условия спроса и наличие родственныхи поддерживающих отраслей, что подчеркивает значение «кластеров» для конкурентоспособности. Часть «ромба», охватывающая стратегию и структуру фирм, также оказывается немаловажной, включая права интеллектуальной собственности, отсутствие коррупции, открытость в торговле, инвестиционный климат и интенсивность внутренней конкуренции.

К числу других переменных, имеющих большое значение для  экономического роста, относятся: технология производства продукта, доступ к рынку ценных бумаг, профессионализм менеджмента, качество связи, наличие бизнес-информации, личная безопасность, возможность финансировать начальные капиталовложения, требовательность покупателей, качество местных поставщиков, защита прав интеллектуальной собственности, отсутствие регулярных неплатежей.

Вообще, характер основных конкурентных преимуществ российских производителей отчетливо выявляется при анализе рейтингов России в отчетах о мировой конкурентоспособности, рассмотренных ранее.

Для России первостепенной становится задача повышения конкурентоспособности  страны с опорой на рост эффективности  деятельности отечественных производителей и усиление государственного регулирования.

Существует неразрывная связь между конкурентоспособностью национального предпринимательского сектора и национально- государственными интересами.

Государство, с  одной стороны, обеспечивает этот сектор необходимыми условиями функционирования, а с другой – в значительной мере живет на его средства, получаемые в бюджет в виде налогов. Поэтому государство в лице органов госуправления и конкретных чиновников объективно всегда должно быть заинтересовано в поддержании отечественных производителей, содействии их развитию и процветанию.

Эта заинтересованность особенно возрастает, когда национальные компании различных стран сталкиваются в конкурентной борьбе на мировых товарных рынках.

Главная забота национальных правительств – содействие повышению конкурентоспособности  национального бизнеса, что обеспечивает наиболее устойчивые позиции и самой стране.

Объективная оценка возможностей применения в России международного опыта повышения конкурентоспособности  национальных производителей должна строиться  по следующей схеме:

1. Определение максимально  широкого спектра направлений государственной поддержки конкурентоспособности национального производства.

2. Корректировка направлений  поддержки с учетом особенностей  состояния российских предприятий.

3. Корректировка направлений  поддержки с учетом ограничений,  связанных с характером продуктов и рынков сбыта российских производителей, а также с учетом макроэкономической ситуации в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Пути выработки конкурентной стратегии развития экономики

 

В условиях постиндустриализации и глобализации экономики существенно  меняется характер факторов конкурентоспособности  страны, их соотношение и взаимосвязь. При этом возникает необходимость  наиболее комплексно и системно подойти к разработке направлений и мер государственного регулирования процесса конкурентоспособности, сформировать стратегические ориентиры, учитывающие разноплановые аспекты страновой конкурентоспособности.

Конкурентоспособность страны обеспечивается за счет ранее перечисленных в курсовой работе групп факторов только при условии их роста производительности, включающей несколько компонентов: производительность базовых ресурсов (природных); производительность индустриальных факторов (труд, капитал); производительность постиндустриальных факторов (информация, инновации, знания).

Опыт формирования и реализации стратегии конкурентоспособности  наиболее конкурентных стран показал, что конкурентоспособность экономической  системы основывается на повышении ее эффективности посредством применения передовых технологий в условиях эффективного взаимодействия государства и бизнеса.

Ключевым конкурентным преимуществом наиболее передовых  стран выступают человеческие ресурсы  и инвестиции, направленные на его активизацию. Общим в государственном вмешательстве для развитых стран является то, что в целях повышения конкурентоспособности своих экономик они стимулируют внешнеэкономические отношения, обеспечивающие «оптимальную» структуру внешней торговли: экспорт представлен более технологичной продукцией, чем импорт; и обратную структуру в части движения капиталов: за рубеж выводятся низкотехнологичные производства, повышая внутри страны продуктивность производства. [4]

Для России наиважнейшей целью является создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность.

Данная цель должна сопровождаться разработкой  программ и законодательных актов, также процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.

Основная работа по разработке путей формирования стратегии  конкурентоспособности России в  настоящее время в Институте  мировой экономики и международных  отношений (ИМЭМО РАН). Она преследует следующие основные цели:

- исследование  фундаментальных проблем повышения конкурентоспособности как широкой, комплексной проблемы, решаемой в современном мире за счет преимущественно технологических конкурентных преимуществ, создание которых зависит от большого числа разнообразных, но достаточно четко структурированных по приоритетам факторов;

- исследование  производственных ресурсов России  как источников ее конкурентных  преимуществ и оценка ее конкурентоспособности  по ряду макроэкономических показателей  в сравнении с другими странами;

- выработка  предложений по главным направлениям стратегии повышения конкурентоспособности России на основе современной теории макроконкурентоспособности и анализа конкурентных преимуществ России.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно  высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения». В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике. [6]

Стратегические  задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации  в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

- «развитие  новых секторов глобальной конкурентоспособности,  прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;

- «развитие  рыночных институтов и конкурентоспособной  среды, которая будет мотивировать  предприятия снижать издержки, обновлять  продукцию и гибко учитывать  запросы потребителей». [11]

Для достижения этих целей антимонопольный орган  в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

Смысл заявленной президентом стратегии вполне соответствует  объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. Эта стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности. Возникает надежда, что получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе.

Президент в  своем выступлении на Госсовете  определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение  России в число мировых технологических  лидеров, четырехкратное повышение  производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда». [2]

Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий данную стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития. Несмотря на решение задач удвоения ВВП за последнее десятилетие, Президент совершенно правильно констатирует неперспективность энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И, в соответствии с рекомендациями науки, определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Данные меры, безусловно, окажут положительное влияние  на конкурентоспособность нашей страны.

Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию  прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию  доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства.

Федеральная антимонопольная служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных  корпораций связаны с передачей  им некоторых государственных функций  и полномочий проведения государственной  политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

Федеральная антимонопольная  служба считает целесообразным следующее:

1) Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями.

2) Возвращение  властных функций от всех созданных  госкорпораций государству. 

3) Расширение  использования государственными  корпорациями конкурсных механизмов  при закупке товаров, работ,  услуг у частных российских компаний.

4) Обеспечение  транспарентного функционирования  госкорпораций. 

5) Введение моратория  на создание новых государственных  корпораций.

6) Исключение  возможности постоянной государственной  финансовой поддержки госкорпораций.

В связи с изложенным Федеральная антимонопольная служба считает необходимым внесение существенных изменений в законодательство о  естественных монополиях, направленных на снижение их издержек, ужесточение  государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.

Информация о работе Конкурентоспособность российской экономики