Конкурентоспособность российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование степени конкурентоспособности российской экономики.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих основных задач:
Рассмотреть общее понятие конкурентоспособности как экономической категории и факторы ее формирования.
Определить место российской экономики в рейтинга конкурентоспособности.
Выявить проблемы и пути повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей.
А также рассмотреть и выявить пути разработки стратегии конкурентоспособности росссийской экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим факторы, влияющие на конкурентные преимущества страны. В теории М. Портера эти факторы представлены в виде схемы детерминантов конкурентных преимуществ, которые как бы являются сторонами «ромба конкурентоспособности». Одна сторона ромба – это факторные условия, включая природные, трудовые, технологические и инвестиционные ресурсы, а также инфраструктуру. Вторая сторона ромба – условия спроса в стране на продукцию и услуги отрасли, третья – наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке, и, наконец, четвертая сторона ромба – стратегия фирмы, ее структура и характер конкуренции на внутреннем рынке.

В эту  систему включаются также «случайные события» и «действия правительства», которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентные преимущества страны.

Детерминанты  конкурентных преимуществ:

1. Параметры  факторов. Факторы производства — это материальные и нематериальные (институты) условия, необходимые для формирования конкурентных преимуществ в производственном процессе отдельных экономических агентов, а также в стране базирования этих агентов.

В зависимости  от конкретных значений факторов определенная фирма, функционирующая в той или иной отрасли национальной экономики, может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентных преимуществ условия производства. Эти факторы подразделяются на общие и специальные, то есть непосредственно касающиеся всех или каких-то специфических фирм.

К благоприятным  факторам нашей страны относится обеспеченность природными ресурсами, именно их наличие обеспечивает текущую конкурентоспособность страны. Россия обладает одними из крупнейших в мире разведанными запасами природного газа, апатитов, бурого угля, нефти, железной руды, никеля, олова, цинка, урана, меди, свинца, золота, алмазов, платины, палладия. Но и в этой области существует целый ряд проблем, связанный с трудностью добычи и транспортировки полезных ископаемых, с повышенной энергоемкостью производства и стоимостью рабочей силы.

Конкурентное  преимущество, в основе которого лежит  обеспеченность сырьевыми ресурсами, перекрывается их сравнительной  дороговизной. К тому же такое преимущество, как показывает практика, характерно своей нестабильностью из-за колебаний  мировых цен и не может быть вечным в силу невосполнимости ресурсов.

Людские ресурсы  являются одним из главных конкурентных преимуществ России. В стране хорошо развиты системы среднего и высшего  образования, что объясняет хороший  общий образовательный уровень  населения. Почти треть населения, занятого в народном хозяйстве, имеет высшее и среднее специальное образование.

Однако в  целом ряде областей университетское  образование отстает от ведущих  мировых учебных центров. Главными недостатками являются недостаточно прикладной характер образования и его направленность на традиционные отрасли, в то время как современное развитие требует подготовки кадров в новых отраслях науки.

Другими проблемами являются демографическая, проблема безработицы  и проблема «утечки мозгов».

Фактор капитала все еще остается для России неблагоприятным. В последние годы наблюдался стремительный рост капиталовложений, в том числе и иностранных, однако этот рост не сопровождался улучшением структуры вложении.

Научно-технический  потенциал мог бы стать одним из главных конкурентных преимуществ России, однако в последнее десятилетие произошло его разрушение, причем основы этого процесса были заложены еще в СССР.

 В настоящее  время Россия мало участвует  в международной конкуренции  инноваций, а эффективность инновационной политики продолжает ухудшаться.

Инфраструктура  в России не соответствует мировому уровню. Многие виды транспорта находятся  на пределе эксплуатационных возможностей из-за высокой степени износа. Производительность труда на транспорте низкая. К мировым стандартам близок лишь трубопроводный транспорт, в основном газопроводы. Но этот вид транспорта является энергоемким и дорогим.

Другие виды инфраструктуры, такие, как финансовые, информационные и телекоммуникационные, необходимые для ведения современного бизнеса развиты недостаточно, за исключением нескольких крупных городов.

2. Стратегия  фирм, их структура и соперничество. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества. Если в стране отсутствует или слабо развита конкурентная среда, если отсутствует соперничество между фирмами, если стратегия фирм не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, рассчитывать на возникновение конкурентного преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках не приходится.

Данная сторона  «ромба конкурентоспособности» России отражает незавершенность переходных процессов в национальной экономике.

Структура и  стратегия российских фирм нуждаются  в совершенствовании. В условиях сложившихся рыночных отношений фирмы, как правило, применяют в основном две типичные стратегии удержания преимуществ, которые базируются либо на снижении издержек, либо на дифференциации продукции.

Слабой стороной российских компаний является малый  практический опыт и отсутствие систем профессионального менеджмента, хотя в последние годы ситуация стала меняться к лучшему.

Самым слабым звеном в России является недостаточный  уровень внутренней конкуренции, что  вызвано наличием в течение длительного  времени государственной монополии и планового хозяйства, закрытостью национального рынка.

Недостаточно  развитый спрос и наличие монополий  также способствуют ослаблению конкуренции, нехватка которой затрудняет международный  успех большинства крупных компаний.

В этой области есть и положительные сдвиги: выход на международный рынок некоторых крупных российских компаний, но преимущественно в сырьевых отраслях.

Таким образом, степень развитости экономической  среды в России не обеспечивает конкурентные преимуществ российским предприятиям и фирмам.

3. Параметры  спроса. К ним в первую очередь относятся такие, как требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности; национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.

Условия спроса являются одним из самых слабых детерминантов «ромба» в России. Относительно невысокий уровень доходов населения ограничивает спрос на передовые товары и услуги.

Лишь в крупных  городах стремительно развивается  сеть крупных торговых центров, на большей  территории страны преобладает мелкая розничная торговля. Почти во всех отраслях слабо развиты связи между потребителями, посредниками и производителями.

В целом спрос  стал более структурированным. В  условиях заметного усиления роли импорта  в обеспечении населения товарами и услугами, спрос все больше ориентируется на общемировые стандарты потребления.

При возросшей  дифференциации доходов предприятий  и домашних хозяйств он стал к тому же более разнообразным, индивидуализированным  и избирательным, более требовательным к ценовым и качественным параметрам товаров и услуг. Эти сдвиги в характере спроса, несомненно, благоприятствуют развитию конкурентных преимуществ отечественных производителей.

Невысокий по мировым  меркам уровень доходов населения, недостаток оборотных средств у  предприятий обусловливают отношение потребителей к выбору продукции: предпочтение, как правило, отдается более дешевым ее видам, а не более качественным.

Вполне естественно, что спрос на внутреннем рынке  по своей требовательности к потребительским  свойствам и качеству продукции  пока еще уступает спросу в развитых странах мира. Это лишает отечественные предприятия возможности опираться на предпочтения внутреннего рынка при продвижении своих изделий на рынки этих стран.

4. Родственные  и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике развитых родственных и поддерживающих отраслей, то есть отраслей, обеспечивающих те или иные фирмы необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информационными объектами, является непременным условием создания и поддержания конкурентных преимуществ каждой фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран.

Родственные отрасли могут сами выступать  в роли конкурентов, которые выводят на рынок товары, новые материалы, технологии. Они могут выступать в качестве новаторов. Поэтому их можно считать также и стимуляторами научно-технического прогресса в обслуживаемых ими отраслях или отдельных фирмах.

Россия в  свою очередь имеет малое число  развитых кластеров, что ослабляет  конкурентоспособность страны. Наиболее развитыми кластерами можно считать энергетику, сталелитейную отрасль, военно-промышленный комплекс, выпуск транспортного оборудования и связанное с ним машиностроение, станкостроение, аэрокосмическую отрасль.

Отрицательным фактором является невысокая географическая концентрация производств. Даже наиболее развитые кластеры являются неполными, что снижает их международную конкурентоспособность.

Роль  случая. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые не могут ни фирмы, ни правительство. Это - изобретательство, крупные технологические прорывы, резкие изменения цен на мировых рынках. Наибольшее влияние оказывают форс-мажорные обстоятельства: природные катаклизмы, войны, эпидемии. Вместе с тем следует отметить, что некоторые «случайности» могут быть до некоторой степени детерминированы. Так, если правительство или какие-либо фонды не будут финансировать фундаментальные или прикладные исследования и разработки, то «случайных» технических или технологических прорывов не произойдет.

Случайные события могут изменить позиции  соперничающих фирм.

Роль  правительства. В данном контексте под правительством мы понимаем и законодательную, и исполнительную ветви власти разных уровней. Действенная роль правительства в формировании конкурентных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться как позитивному, так и негативному влияюнию всех детерминантов. На параметры факторов, так же как и на параметры спроса, влияет кредитно-денежная, налоговая, бюджетная, социальная политика правительства.

Эти и другие детерминанты влияют на решения  законодательной и исполнительной власти либо лоббированием интересов  экономических агентов, либо деятельностью общественных организаций. Взаимное влияние друг на друга детерминантов «национального ромба» создает те или иные условия формирования и роста конкурентных преимуществ отдельных фирм и национальной экономики в целом.

  Наличие или отсутствие тех или иных конкурентных преимуществ, их значимость для национальной экономики в целом или для ее отдельных отраслей и экономических агентов можно рассматривать как предпосылки высокого или низкого уровня конкурентоспособности. Если хотя бы одна какая-либо детерминанта конкурентных преимуществ не соответствует требуемому уровню, то достичь высокого уровня конкурентоспособности на внутреннем и особенно внешнем рынке ни отдельные фирмы, ни экономика в целом не смогут.

Подводя итог можно  отметить, что степень развитости экономической среды в России не обеспечивает конкурентные преимуществ российским предприятиям и фирмам.

Стоит также  отметить, рассмотренные факторы  лежат в основе множества рейтингов  конкурентоспособности, составляемые международными институтами и организациями и позволяющие ранжировать страны по степени их конкурентоспособности.

Обратимся к  данным рейтингам и проанализируем место российской экономики в  мировой конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

2.  Показатели и инструменты реализации конкурентоспособности

2.1  Рейтинги. Место РФ в мировых  рейтингах конкурентоспособности

 

Оценка конкурентоспособности  России может быть прямой или косвенной.

Прямая оценка предполагает определение степени использование национального богатства для достижения совокупности стратегических целей государства.

Косвенная оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики может быть дана с помощью отношения величины затрачиваемых ресурсов (элементов национального богатства) на единицу валового национального продукта (ВНП).

Как прямая, так  и косвенная оценка конкурентоспособности  получает свое реальное значение лишь в сравнении с аналогичными показателями других стран. Здесь возникает проблема выбора объекта для сравнения.

Для решения  этой проблемы в мировой практике разработаны различные методы оценки рейтинга стран по их конкурентоспособности. Основные из них — методики, используемые Давосским форумом в координации с профессором Портером, и методики Института развития менеджмента в Лозанне.

Ежегодно Давосский  форум публикует Глобальный доклад о конкурентоспособности по странам, на которые приходится более 95% объема мировой экономики. Лозаннский институт выпускает Мировой ежегодник конкурентоспособности. Есть несколько других изданий.

При некоторых  незначительных различиях в методологии  суть подхода в том, чтобы, измерив  и проранжировав множество показателей по отдельным странам, вывести синтетический показатель, который поставит конкретную страну в мировой табель конкурентоспособности.

Информация о работе Конкурентоспособность российской экономики