Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа
Целью работы является исследование степени конкурентоспособности российской экономики.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих основных задач:
Рассмотреть общее понятие конкурентоспособности как экономической категории и факторы ее формирования.
Определить место российской экономики в рейтинга конкурентоспособности.
Выявить проблемы и пути повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей.
А также рассмотреть и выявить пути разработки стратегии конкурентоспособности росссийской экономики.
И все-таки в настоящее время наибольшую популярность имеет измерения Давосского или Всемирного экономического форума (World Economic Forum, WEF).
В современной методике выделяются 12 основных критериев:
1. Институты.
Государственные и социальные
институты, формируя бизнес-
2. Инфраструктура.
Этот фактор во многом
3. Макроэкономическая
стабильность. Непосредственно влияет
на развитие бизнеса в стране
и на конкурентоспособность
4. Здоровье и
начальное образование.
5. Среднее, высшее
и специальное/
6. Эффективность
товарных рынков. Страны с эффективными
товарными рынками производят
более широкий ассортимент това
7. Эффективность
рынка труда. Рынки труда
8. Совершенство
финансовых рынков. Развитый финансовый
сектор, предлагающий разнообразные
механизмы управления
9. Технологическая
готовность. По мере усложнения
технологий все большее
10. Размер рынка. Географически широкий рынок является для компании преимуществом. С усилением глобализации все меньшее значение имеет местонахождение рынка, и международные рынки начинают заменять внутренние рынки многим компаниям.
11. Совершенство бизнеса. Эффективное ведение бизнеса — необходимое условие для результативного производства товаров и услуг. Факторы, рассматриваемые в этой группе, касаются всей системы развития бизнеса в стране, отдельных компаний, их стратегий и операционной деятельности.
12. Инновации. Исключительно важный фактор для устойчивого роста экономики любой страны. Активная инновационная деятельность требует поддержки со стороны государства (финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований) и субъектов рынка (тесное сотрудничество научно-исследовательских институтов, университетов, производственных предприятий).
Таким образом, занимаемое место в рейтинге глобальной конкуренции показывает слабые и сильные стороны каждой исследуемой страны.
Согласно данному рейтингу за 2012–2013 гг. место России в рейтинге снизилось с 66 на 67 место (из 144). Россия оказалась позади не только развитых, но и многих развивающихся стран – в частности, других членов БРИК.
Для более подробного анализа слабых и сильных сторон России, которые определили ее на 66 место в 2012-2013 гг., рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1
Россия в Индексе глобальной конкурентоспособности 2012–2013 гг.
Показатели |
Место |
Лучшие и худшие переменные |
Государственные и частные институты |
133 |
Потери бизнеса из-за террористических актов Потери бизнеса из-за преступности и насильственных действий Защита интересов акционеров Эффективность правовой базы Независимость судебной власти Коррупция |
Инфраструктура |
47 |
Качество железных дорог Качество стационарной связи Качество мобильной связи Качество автомобильных дорог Качество авиструктуры |
Макроэкономика |
22 |
Уровень госдолга Инфляция Профицит/дефицит госбюджета |
Здоровье и начальное образование |
65 |
Влияние малярии на бизнес Качество начального образования Уровень заболевания СПИДом Влияние туберкулеза на бизнес |
Высшее и профессиональное образование |
52 |
Коэффициент охвата высшим образованием Качество преподавания математики и точных наук Уровень обучения персонала Качество школ менеджмента |
Эффективность рынка товаров |
134 |
Уровень таможенных тарифов Доля импорта в ВВП Уровень и эффект налогообложения Обременительность таможенных процедур |
Эффективность рынка труда |
84 |
Практика приема на работу и увольнения Затраты, связанные с увольнением Опора на профессиональный менеджмент Утечка мозгов |
Уровень развития финансового рынка |
130 |
Индекс надежности юридических прав (Степень правовой защиты прав заемщиков и кредиторов) Устойчивость банков Доступность кредитов |
Оснащенность новыми технологиями |
57 |
Интернет-пользователи Скорость Интернета Прямые иностранные инвестиции и передача технологий Доступность новейших технологий |
Размер рынка |
7 |
|
Конкурентоспособность компаний |
119 |
Ширина цепочки добавленной стоимости Уровень развития процесса производства Готовность к передаче полномочий Уровень развития бизнес-кластеров |
Инновации |
85 |
Возможности для инноваций Наличие научных и инженерных кадров Государственные
закупки передовых |
Таблица составлена на основании данных [10]
Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68).
В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка.
Улучшение произошло лишь по следующим слагаемым: макроэкономическая среда, причем самое ощутимое улучшение на 22 позиции, инфраструктура (+1), уровень технологического развития (+11), здоровье и начальное образование (+3).
Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.
Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.
Свою методику предлагает Лозаннский институт или Международный институт развития управления (International Institute for Management Development, IMD), расположенного в Женеве, который агрегирует и анализирует более 360 показателей и экспертных оценок, в том числе: 83 экономических показателя (макроэкономическая оценка национальной экономики, внешняя торговля, иностранные инвестиции, занятость и цены), 77 показателей эффективности правительства и управления (степень содействия правительственной политики конкурентоспособности компаний — государственные финансы, фискальная политика, институциональная зрелость, корпоративное законодательство, социальная среда), 69 показателей эффективности бизнеса (степень соответствия принципам инновационности, рентабельности и социальной ответственности — производительность труда, развитие рынка труда, практика и качество менеджмента, ценности и отношение к работе), 94 показателя инфраструктуры (степень его соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса — развитость базовой, технологической, научной и социальной инфраструктуры, состояние образования, здравоохранения и окружающей среды).
Рейтинг показывает,
насколько государства способны
создавать условия для
В 2012 году Россия поднялась на одну строчку в мировом рейтинге конкурентоспособности, составленном швейцарской исследовательской группой IMD. РФ заняла 48 место в списке из 59 стран.
Исследователи отметили улучшение в сфере защиты прав частной собственности, некоторое снижение коррупции, а также прогресс в сфере контроля за уплатой налогов.
Такие оценки социальной и институциональной среды (компонент эффективности государства по IMD), как достаточность защиты личной безопасности и частной собственности, честность судебной системы, политическая стабильность, прозрачность государственной политики, отсутствие бюрократии и коррупции для России гораздо ниже, чем для Бразилии, Индии или Китая.
Таблица 2 позволяет сравнить показатель конкурентоспособности России с другими странами.
Таблица 2
Место России в рейтинге IMD по сводным индикаторам конкурентоспособности |
Рейтинг |
Экономика |
Фискальная политика |
Институциональная среда |
Научная инфраструктура |
Технологич. инфраструктура |
Россия |
35 |
28 |
53 |
53 |
50 |
Казахстан |
34 |
22 |
26 |
31 |
40 |
Украина |
44 |
55 |
55 |
56 |
49 |
ЦВЕ |
35 |
27 |
41 |
43 |
38 |
Большая семерка |
29 |
38 |
28 |
17 |
23 |
Юго-Вост.Азия |
24 |
14 |
23 |
27 |
25 |
В 2012 г. Россия в глазах управленцев не изменила своих, низких, позиций. По большинству компонентов рейтинга Россия сохранила свои скромные позиции в районе 50-го места, но при этом значительно упала в таких компонентах, как «Государственные финансы» и «Фискальная политика». Так, гораздо меньше опрошенных считают, что управление государственными финансами улучшится в России в ближайшие два года (падение с 26-го на 48-е место), а гораздо больше считают, что российские налоги оказывают дестимулирующее влияние на предпринимательскую деятельность (с 25-го на 52-е место). Последним якорем для удержания относительно высокого для России (39-го) места в категории «Фискальная политика» является 3-е место, занятое ею в сопоставлении по дестимулирующему влиянию личного подоходного налога.
Единственной
категорией, в которой России удалось
подняться вверх на 7 позиций (с 49-го
на 42-е место), стала «Экономическая
политика» за счет компонент «Устойчивость
экономики к циклическим
Следует отметить, что есть подкатегории, в которых Россия занимает весьма пристойные позиции: 31-е место по наличию квалифицированного труда, 23-е место по привлекательности для иностранных профессионалов, 33-е место по наличию навыков работы с информационными технологиями. Правда, 57-е место по утечке мозгов, похоже, перечеркивает положительное влияние вышеупомянутых достижений.
Таким образом, на основе приведенных в рейтингах данных можно сделать вывод, что РФ не использует в полной мере имеющийся потенциал, что не позволяет ей занимать высокие позиции в мировых рейтингах конкурентоспособности.
2.2 Конкурентоспособность на макроуровне
От степени развития конкуренции на макроуровне зависят возможности совершенствования экономики, экономический рост, степень вовлеченности страны в мировую глобальную экономическую систему.
Конкурентоспособность на макроуровне базируется прежде всего на ее жизнеспособности страны, то есть на прочности ее национальной воспроизводственной базы.
На макроуровне конкуренция идет за все виды ресурсов, которые: обеспечивают краткосрочные условия жизни населения страны (деньги потребителей на внешних рынках) и среднесрочные проблемы развития национальной экономики (деньги инвесторов); могут позволить реализовать национальные инвестиционные программы или содействовать их реализации; способны обеспечить той или иной стране долгосрочные условия выживания в глобальной конкурентной борьбе (территория, природные ресурсы, прежде всего топливные и сырьевые, научные заделы, научные кадры, дешевая рабочая сила и пр.).
Информация о работе Конкурентоспособность российской экономики