Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа
Целью работы является исследование степени конкурентоспособности российской экономики.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих основных задач:
Рассмотреть общее понятие конкурентоспособности как экономической категории и факторы ее формирования.
Определить место российской экономики в рейтинга конкурентоспособности.
Выявить проблемы и пути повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей.
А также рассмотреть и выявить пути разработки стратегии конкурентоспособности росссийской экономики.
Введение
Национальная
конкурентоспособность стала
Проблема
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
Углубление
финансово-экономических
Интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста.
Но в настоящее
время конкурентоспособность
В данной курсовой работе будут представлены и проанализированы результаты рейтингов конкурентоспособности по отношению к России. Кроме того в работе речь также пойдет о решении проблемы повышения конкурентоспособности страны и о формировании стратегии конкурентоспособности российской экономики.
Целью работы является исследование степени конкурентоспособности российской экономики.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих основных задач:
Объектом исследования являются понятие конкурентоспособности страны на мировом и национальном рынках.
Предметом исследования выступает механизм формирования конкурентоспособности экономики России.
1. Понятие конкурентоспособности, определяющие факторы конкурентоспособности
1.1 Составляющие конкурентоспособности России
В широком смысле
слова конкурентоспособность
Повышение конкурентоспособности России приводит к развитию внутреннего рынка и росту ВВП, росту экспорта и валютных поступлений, стабильным налоговым поступлениям в бюджет, рациональному использованию природных ресурсов вследствие обеспечения глубокой переработки сырья, сохранению и развитию научно-технического потенциала страны, появлению рабочих мест, социальной и политической стабильности.
Конкурентоспособность
нашей страны - это набор институтов
и экономических политик, содействующих
обеспечению высоких темпов экономического
роста в среднесрочной
Уровнями
Каждый уровень и каждый тип конкурентных преимуществ должен описываться своей системой показателей. При этом все факторы, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики, могут группироваться в три основных блока, характеризующих тип конкурентных преимуществ – ресурсные, операционные и стратегические.
Таким образом, конкурентоспособность экономики нашей страны представляет собой сложную экономическую категорию, которая может рассматриваться через несколько составляющих:
В целом от данных составляющих зависит уровень конкурентоспособности России.
Конкурентоспособность
страны в конечном итоге зависит
от способности конкретного
Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами и характеризуется уровнем удовлетворения конкретной потребности покупателя.
Определение конкурентоспособности товара соответствует требованиям мировых рынков, что означает способность спроектировать, произвести и распределить товары и услуги по ценам, которые были бы конкурентоспособны на мировых рынках. Центральными факторами здесь являются стоимость производства и применение новейших технологий.
Также важным фактором являются условия рынка, которые непосредственно определяют, какие страны могут быть конкурентоспособны в данных условиях.
Понятие конкурентоспособности фирмы гораздо сложнее и шире конкурентоспособности продукции.
Наиболее значительный вклад в данной области внес М. Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса, разработавшего собственную теорию конкурентных преимуществ.
Он подробно анализирует различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм и приходит к выводу, что конкурентное преимущество фирмы во многом зависит от факторов, сформировавшихся в стране ее базирования.
Главным источником
конкурентоспособности фирмы
На мировом
рынке, также как и на
Таким образом, важное значение принимает понимание того влияния, которое оказывает на конкурентные возможности фирм на мировом рынке условия, существующие в их стране. Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.
Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны.
Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей.
Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие:
Конкурентоспособность
на уровне отрасли можно также
оценивать черех такие
Существуют
очень сильные различия в отраслевой
структуре
В настоящее время Россия в определенных пределах конкурентоспособна по экспорту сырья на мировой рынок.
Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность российских товаров, товаропроизводителей, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности российской экономики.
Под конкурентоспособностью нашей страны понимается способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других странах, при повышении уровня жизни населения и соблюдении международных экологических стандартов.
Динамика производства, уровень занятости и доходов населения страны напрямую зависят от того, в какой мере национальное хозяйство, отдельные его отрасли и предприятия обладают преимуществами с соперниками. Поэтому в зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и фирм складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны, определяется позиционирование конкретной национальной экономики в мировом хозяйстве.
Основная цель нашего государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан. Возможность реализации этой цели зависит от производительности, которая достигается в использовании трудовых ресурсов и капитала.
Конкурентоспособность страны рассматривают не только как ее способность в условиях свободной, добросовестной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и ее граждан, но и как инструмент в борьбе за место в формирующейся единой геоэкономической системе, которую скрепляют технико-экономические связи, общие, согласованные между многими странами, торговые и валютно-финансовые режимы.
Общепринятое определение конкурентоспособности дает Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «…способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции. [8]
1.2 Конкурентные преимущества России
Информация о работе Конкурентоспособность российской экономики