Конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является определение основных конкурентоспособных товаров России на мировом рынке, а также путей и методов повышения конкурентоспособности товара.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
обзор экспорта РФ с другими странами ;
определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение………………………………………………….. ………2 стр.
Глава №1 Понятие конкурентоспособности товара....................4 стр.

1.2 Понятие, сущность конкурентоспособности и её развитие...4 стр.

2.2 Показатели конкурентоспособности товаров………………..8 стр.

3.2 Факторы конкурентоспособности…………………………...14 стр.
Глава №2 Товарная структура российского экспорта………….16 стр.

2.1 Общая характеристика российского экспорта……………....16 стр.

2.2 Экспорт России в страны дальнего зарубежья……………...23 стр.

2.3 Экспорт России в страны СНГ………………………………..27 стр.

2.4 Внешняя торговля России со странами ЕС, АТЭС, СНГ, Дальнего зарубежья…………………………………………………………..29 стр.
Глава №3 Повышение конкурентоспособности товаров………..33 стр.
3.1 Оценка конкурентоспособности товара……………………...33 стр.
3.2 Пути повышения конкурентоспособности товара. ………….38 стр.
Заключение…………………………………………………………40 стр.
Список использованных источников……………………………..41 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

    2.4 Внешняя торговля  России со странами  ЕС, АТЭС, СНГ, Дальнего  зарубежья.

    6В географической структуре крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский союз (ЕС). На долю ЕС в январе 2009 года приходилось 48,7% российского товарооборота (в январе 2008 году – 54,8 процента). За отчетный период товарооборот со странами-членами ЕС снизился на 52,6%, в том числе экспорт  – на 55,9%,  импорт – на 40,4 процента. Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза по-прежнему занимали Нидерланды, Германия и Италия, на долю которых приходилось 45% внешнеторгового оборота  с данной группой стран.

    

    Рис. № 8 Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе 2009 года (январь 2008 году) ( по данным  таможенной статистики, включая  данные Республики Беларусь,  в процентах)  

    Удельный  вес стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешнеторговом обороте России вырос в январе 2009 года до 22,4% против 18,4% в январе 2008 года. Объемы товарооборота упали на 34,8%, экспорта - на 36,7%, импорта на – 33,1 процента. Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС  являются Китай, Япония, США и Республика Корея, на долю которых приходилось более 84,9% внешнеторгового оборота с данной группой стран.

    В январе 2009 года российско-китайский  товарооборот сократился на 35,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, российский экспорт в Китай упал на 42,7%, а импорт из КНР - на 29,9 процента. За последние десять лет не было периода, когда в торговле России с Китаем наблюдалось столь значительное падение, причем одновременно и в экспорте, и в импорте.  Снизились физические поставки российского леса, железной руды. 

    Объем российско-японской торговли в январе 2009 г. – после непрерывного роста  в течение последних десяти лет  – сократился. Поставки товаров  из Японии в Россию упали на 41,1%, сократился импорт электронных компонентов, автомобилей, пищевой продукции (компоненты и продукты для японских ресторанов). Российский экспорт в Японию сократился в январе  на 17 процентов. Особенно заметно уменьшилась отгрузка алюминия и  цветных металлов, которые ранее занимали важное место в поставках из России. Это связано с резким сокращением промышленного производства в Японии, в частности в автомобилестроении.  В то же время выросли поставки российского леса, угля, стали. Россия стала в прошлом году вторым по важности торговым партнером Японии в Европе после Германии.   

    

    Рис. № 9 Основные торговые партнеры России среди стран дальнего зарубежья в январе  2009 г. ( по данным таможенной  статистики,  млн. долларов США)

    Доля  стран СНГ в российском товарообороте  сократилась с 15% в январе 2008 году до 13,7% в январе 2009 года. При этом доля стран ЕврАзЭС увеличилась  с  8,3% до 8,8 процента.

    Основными торговыми партнерами России среди  стран СНГ в течение длительного  времени продолжают оставаться Белоруссия (в январе 2009 года – 5,6% внешнеторгового  оборота России), Украина (3,8%) и Казахстан (2,5%). На их долю в январе 2009 г. приходилось 90% торговли со странами СНГ.

    

    Рис. № 10 Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ в январе 2009 года. (млн. долл. США)

    В январе 2008 года Россия имела отрицательное  торговое сальдо с 19  странами, доля которых в общем товарообороте России составила 16,3%, а в январе 2009 года отрицательное торговое сальдо сложилось с 25 странами, доля которых составила 27,6 процента. Самый значительный вклад в формирование отрицательного сальдо России в торговле внесли Китай (-568 млн.долларов США), Бразилия (-85 млн.долларов США), Малайзия (-71 млн.долларов США).

    

    Рис. № 11 География отрицательного торгового сальдо России (по данным таможенной  статистики, млн. долл. США)  
 
 
 
 

    Глава № 3:Повышение конкурентоспособности товаров. 

    3.1 Оценка конкурентоспособности товара.

    Основное  противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя  и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя  и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя .

    На  основании определенной нами ранее  двусторонней взаимосвязи между  различными уровнями конкурентоспособности можно утверждать, что пути повышения конкурентоспособности государства, отрасли и предприятия повышают и конкурентоспособность продукции.

    B конкурентной политике относительно  товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

    Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:

  • добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв  на рынке;
  • отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой  программы предприятия;
  • найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;
  • осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;
  • регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

    Интерес представляет анализ конкретных шагов  и действий, которые предпринимают  производственные и технические лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок  «за лидерство».

    Это, прежде всего, относится к постоянному  обновлению ассортимента выпускаемой  продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат.

    В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий  ассортиментный набор.

    Чем обширнее параметрические ряды и  ассортиментные наборы, тем выше вероятность  того, что покупатель найдет для  себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

    Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны  промышленной фирмы о собственных  возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

    Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

    В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических  параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

    При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным  решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

    Бесспорным  является и развитие такого направления  повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

    В отдельных отраслях промышленности существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение определенного более или менее длительного периода (нередко 10— 12 лет, а в Германии например автостроители законодательно обязаны обеспечить наличие запчастей в течении 10 лет) после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. При этом очень важным является то, что работники службы сервиса, ежедневно соприкасающиеся с установленным оборудованием, служат источником наиболее ценных идей, касающихся повышения уровня конкурентоспособности имеющихся и новых изделий.

    В решении задач повышения конкурентоспособности  продукции с каждым годом все  возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если  на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции. 
 

Информация о работе Конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке