Конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является определение основных конкурентоспособных товаров России на мировом рынке, а также путей и методов повышения конкурентоспособности товара.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
обзор экспорта РФ с другими странами ;
определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение………………………………………………….. ………2 стр.
Глава №1 Понятие конкурентоспособности товара....................4 стр.

1.2 Понятие, сущность конкурентоспособности и её развитие...4 стр.

2.2 Показатели конкурентоспособности товаров………………..8 стр.

3.2 Факторы конкурентоспособности…………………………...14 стр.
Глава №2 Товарная структура российского экспорта………….16 стр.

2.1 Общая характеристика российского экспорта……………....16 стр.

2.2 Экспорт России в страны дальнего зарубежья……………...23 стр.

2.3 Экспорт России в страны СНГ………………………………..27 стр.

2.4 Внешняя торговля России со странами ЕС, АТЭС, СНГ, Дальнего зарубежья…………………………………………………………..29 стр.
Глава №3 Повышение конкурентоспособности товаров………..33 стр.
3.1 Оценка конкурентоспособности товара……………………...33 стр.
3.2 Пути повышения конкурентоспособности товара. ………….38 стр.
Заключение…………………………………………………………40 стр.
Список использованных источников……………………………..41 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

Содержание.

  • Введение………………………………………………….. ………2 стр.
  • Глава №1 Понятие  конкурентоспособности  товара....................4 стр.

1.2 Понятие, сущность конкурентоспособности и её развитие...4 стр.

2.2 Показатели конкурентоспособности товаров………………..8 стр.

3.2 Факторы конкурентоспособности…………………………...14 стр.

  • Глава №2 Товарная структура российского экспорта………….16 стр.

2.1 Общая  характеристика российского экспорта……………....16 стр.

2.2 Экспорт  России в страны дальнего зарубежья……………...23 стр.

2.3 Экспорт  России в страны СНГ………………………………..27 стр.

2.4 Внешняя  торговля России со странами  ЕС, АТЭС, СНГ, Дальнего зарубежья…………………………………………………………..29 стр.

  • Глава №3 Повышение конкурентоспособности  товаров………..33 стр.

3.1 Оценка  конкурентоспособности товара……………………...33 стр.

3.2 Пути  повышения конкурентоспособности  товара. ………….38 стр.

  • Заключение…………………………………………………………40 стр.
  • Список  использованных источников……………………………..41 стр.

Введение.

    Выбор темы курсовой работы обусловлен понятием определения «конкурентоспособность товара», обзором экспорта России в другие страны, а также выявлением того, какие российские товары  являются конкурентоспособными на мировом рынке.

      Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности, а также повышением конкурентоспособности товаров и услуг. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.

    Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.

    Целью настоящей работы является определение  основных конкурентоспособных товаров  России на мировом рынке, а также  путей и методов повышения  конкурентоспособности товара.

    Достижение  поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность  продукции», изучение его сущности;
  • определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
  • обзор экспорта РФ с другими странами ;
  • определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.

    В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит из введения, теоретического раздела, включающих в  себя 3 главы, заключения,  списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава № 1:  Конкурентоспособность  товара. 
 
 

    1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и её развитие.

    Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению  с каким-то другим товаром (аналогичным  или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

    В общем, виде, конкурентоспособность - это  сравнительное преимущество.

1Начало создания теории сравнительных преимуществ относят к концу XVIII - XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.

    2Новые тенденции в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М.Е. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.

    М.Е. Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как наличие  рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.

    Причем, по Портеру, конкурентоспособность  не является имманентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность - понятие относительное.

    Если  применить теорию конкурентоспособности  в узком смысле, касаемо конкурентоспособности  товара (услуги), то получаем следующие выводы:

    1. Конкурентоспособность товара можно  определить лишь при сравнении  (сопоставлении) его свойств с  товарами конкурентов, либо с  гипотетическим товаром-эталоном.

    2. В конечном счете, более конкурентоспособным  товаром является тот, который дает преимущества при решении последним своих проблем.

    3. Конкурентоспособность не является  постоянным качеством товара. Следовательно,  фирмы должны постоянно совершенствовать  товар с целью более полного  удовлетворения потребностей потребителя.

    4. Конкурентоспособность определяется  совокупностью показателей: цена, качество, упаковка (внешний вид), гарантийное  обслуживание и т. д. Ни один  из них в отдельности не  дает полного представления о  преимуществе товара.

    Оценка  степени конкурентоспособности является сложной задачей. Здесь можно столкнуться с проблемами двух видов:

    1. выбор базовых товаров сравнения,

    2. выбор критериев сравнения.

    Обоснованию сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и  ту же потребность, распространяемы по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение буде некорректным.

    Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного  преимущества товара:

    1. снижение издержек,

    2. дифференциация товара (придание товару каких-то дополнительных ценностей).

    Первое  преимущество заключается в росте  прибыли за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе - рост прибыли вследствие более  высокой цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.

    Выбор стратегии зависит от факторов:

    1. структуры стратегического потенциала  фирмы,

    2. особенности отрасли.

    Как уже было сказано, конкурентоспособность  не является компонентом качества. Поэтому М. Е. Портер считает необходимым проводить анализ среды. Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность, систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.

 

    Развитие  рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция.

    Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность.

    Прежде  всего, необходимо различать конкурентоспособность  объекта и субъекта.

    Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется  в процессе деятельности конкретного  экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» .

    Конкурентоспособность как экономическая категория выражает функциональный результат использования множества факторов действия конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка.

    Товар - главный объект на рынке. Он имеет  стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

    Конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке. 
Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Конкурентоспособность - многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, страновая. Между всеми этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от возможностей конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого (в сравнении с товарами-аналогами) определяют его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

    Она определяется совокупностью потребительских  свойств данного товара- конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. 
 
 

    1.2 Показатели конкурентоспособности товаров.

    Рассмотрим  отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.

    1) Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом 
(прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно- технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.

    Основные  требования потребителей к техническим  показателям находят отражение  в национальных и международных  стандартах.

    Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара прежде всего определяется его соответствие стандартам. 
Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Информация о работе Конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке