Конкурентные стратегии фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
-раскрыть понятие "конкурентная стратегия";
-рассмотреть основные типы стратегий достижения предприятием конкурентных преимуществ;
-определить последовательность выбора конкурентной стратегии.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль конкуренции в деятельности фирмы
1.1. Конкуренция: сущность и виды
1.2. Формы методы и функции конкуренции
1.3. Анализ конкурентной среды фирмы
Глава 2. Виды конкурентных стратегий
2.1. Основные виды конкурентных стратегий
2.2 Выбор конкурентной стратегии для фирмы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

для Насти.docx

— 90.27 Кб (Скачать)

Методы конкуренции:

1) на основе критерия  повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения  цены (ценовая);

4) на основе снижения  эксплуатационных затрат у потребителя;

5) на основе повышения  качества управления;

6) на основе использования  всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Ценовая конкуренция. Ценовые  методы используются для проникновения  на рынки с новыми товарами, а  также для укрепления позиций  в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой конкуренции  фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало.

Неценовая конкуренция. Выдвигает  на первый план более высокую, чем  у соперников, надёжность, меньшую  «цену потребления», более современный  дизайн и т.д. Сильнейшее орудие неценовой  конкуренции – реклама. К числу  неценовых методов относятся  также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачёт старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

К незаконным методам неценовой  конкуренции относятся:

1) промышленный шпионаж;

До начала нынешнего века Бразилия    фактически владела  монополией на производство каучука. Бразильская  экономика в очень большой  степени зависела от каучуковой промышленности, которая обеспечивала определённый уровень национального процветания и полную занятость. Однако многие страны были очень заинтересованы в том, чтобы ликвидировать бразильскую монополию и получить экономические выгоды, поскольку применение каучука непрерывно возрастало. Ситуация выглядела безнадёжной, пока одна из английских фирм не приступила к действиям.

Несмотря на строгий запрет бразильского правительства на экспорт каучуконосов, удалось нелегально вывезти одно или пару растений из Бразилии в Англию. Английские садоводы начали культивировать каучуконосные растения в теплице и изучать возможности его выращивания. Они приняли решение выращивать каучуконосы в Малайе, поскольку климат вскоре значительно потеснил бразильский на мировом рынке, в результате чего экономика Бразилии стала приходить в упадок. Великобритания пользовалась плодами продажи каучука до второй мировой войны, когда Япония захватила Малайю и когда были найдены заменители каучука.

2) переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

3) выпуск товаров, внешне  ничем не отличающихся от изделий  – подлинников, но существенно  худших по качеству, а потом  обычно на много дешевле;

4) махинации с деловой  отчётностью;

5) сокрытие дефектов и  т.д.

Перечислим основные функции  конкуренции.

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факты производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя, конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству продукцию или производят её с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

-предприятия, которые  не реагируют на положения  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом .Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция ,тем справедливее цена.

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свою функцию. Руководящий  принцип «оптимальной интенсивности  конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

-технический прогресс  в отношении изделий и прогрессов  быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

-предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей, адаптация  под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как быстро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь это  зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперёд предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос.

В соответствии с руководящим  принципом оптимальной интенсивной  конкуренции благоприятные условия  для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда  имеют дело с «широкой» олигополией  с «умеренной» индивидуализации продукции. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

-качество конкуренции;

-само существование конкуренции;

-цены и качество изделий  должны быть в центре внимания  конкуренции;

-предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

-защищённые правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают покупателю различать  товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;

-ограниченная по времени  патентная защита (20 лет) и зарегистрированные  торговые образцы, а также образцы  промышленной эстетики.

 

1.3 Анализ конкурентной  среды фирмы

 

Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной  составляющих конкурентоспособности  фирмы: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная  конкурентная среда), тем сильнее  должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), так как у организации  меньше возможностей для влияния  на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями. Активная конкурентоспособность нужна фирме для снижения интенсивности конкуренции: если фирма занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше (и сильнее активная конкурентоспособность), а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже. 14

 

Пять сил Портера

 

Для степени интенсивности  конкуренции используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил.

 

Угроза выхода на рынок  новых компаний

 

Угроза выхода на рынок  новых компаний заключается в  том, что они добавляют в отрасль  новые производственные мощности и  тем самым могут уменьшить  рыночные доли существующих конкурентов. Кроме того, «новички» могут привнести  существенные ресурсы (такие как  развитая реклама или большой  бюджет НИОКР), которые не были до этого  обязательными для успешной деятельности на рынке. Данная угроза тем ниже, чем  выше барьеры входа в отрасль.

 

Барьеры входа разделяются  на нестратегические и стратегические барьеры. Нестратегическими называются барьеры, создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части  независимые от деятельности фирмы  или слабо поддающиеся ее воздействию. Различают несколько видов нестратегических или объективных барьеров, среди  которых можно выделить такие, как  емкость рынка, положительный эффект масштаба производства, абсолютные преимущества уже действующих в отрасли  фирм в отношении издержек производства данного товара, необратимые издержки для организации минимально эффективного выпуска, преимущества дифференциации продукта.

 

Стратегические барьеры  создаются стратегией самой фирмы  и представляют факторы субъективного  характера, присущие политике фирмы  на рынке. Данную деятельность можно отнести к активной конкурентоспособности организации, так как, возводя барьеры входа, фирма активно воздействует на внешнюю среду. К стратегическим барьерам  можно отнести такие мероприятия фирм, как сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли: увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы. Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбытовой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых связей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйственного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют создавать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов.

 

Рыночная власть поставщиков

 

Рыночная власть поставщиков  влияет на цены и качество поставляемых продукции и услуг, что отражается на рентабельности отрасли. Условия, при  которых рыночная власть поставщиков  высокая включают:

Доминирование нескольких поставщиков.

Большая концентрация в отрасли  поставщиков, нежели чем в отрасли  производителей.

Недоступность товаров-заменителей.

Относительная незначимость производителя для поставщиков.

Важность продуктов поставщиков  для производителя.

Высокая дифференциация поставщиков.

Высокие издержки производителя  по смене поставщика.

Возможности поставщика по прямой интеграции с производителем.

 

 

 

Рыночная власть покупателей

 

Рыночная власть покупателей  выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие  к большей рыночной власти покупателей, включают:

Большая концентрация, чем  в отрасли производителя.

Большие объемы покупок.

Недифференцированные или  стандартные товары и услуги производителя.

Угроза обратной интеграции покупателя с производителем.

Открытость информации о  составе затрат производителя.

Высокая ценовая эластичность спроса в отрасли. Если покупатели будут  чувствительны к изменениям цен  на рынке, то рыночная власть производителя  будет небольшой.

 

Угроза появления товаров-заменителей

 

Угроза появления товаров-заменителей. Наличие заменителей устанавливает  верхнюю границу цены на продукт  в отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться  на товары-заменители. Способы борьбы с заменителями, входящие в активную составляющую конкурентоспособности, состоят в дифференциации продукта или в увеличении затрат потребителя  на переключение на товар-заменитель.

 

Конкуренция между существующими  компаниями в отрасли

 

Конкуренция между существующими  компаниями в отрасли составляет ядро модели Портера. Интенсивность конкуренции между фирмами будет высокой, если в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая степень их дифференциации (эти факторы были рассмотрены в различных типах конкурентной среды), низкий темп роста отрасли, высокие фиксированные затраты, возможность увеличения производственных мощностей только посредством крупных наращиваний, высокие стратегические ставки, высокие барьеры выхода из отрасли по экономическим, стратегическим или эмоциональным причинам.

Интенсивность конкуренции  также зависит от типа взаимодействия между конкурентами и скорости происходящих в отрасли процессов.

Типы взаимодействия конкурентов  классифицируется по степени конфликта  между фирмами: конфронтация, соперничество, соревновательная конкуренция, кооперация (сотрудничество). Типы конкурентного  взаимодействия зависят от активности конкурентоспособности организации  в направлении противодействия  конкурентам. Противодействие может  заключаться в агрессивном ценообразовании (снижении цен), интенсивной рекламной  кампании, привлечении органов государственной  власти и других влиятельных структур для воздействия на конкурентов.

Информация о работе Конкурентные стратегии фирм