Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель работы:
-раскрыть понятие "конкурентная стратегия";
-рассмотреть основные типы стратегий достижения предприятием конкурентных преимуществ;
-определить последовательность выбора конкурентной стратегии.
Введение
Глава 1. Роль конкуренции в деятельности фирмы
1.1. Конкуренция: сущность и виды
1.2. Формы методы и функции конкуренции
1.3. Анализ конкурентной среды фирмы
Глава 2. Виды конкурентных стратегий
2.1. Основные виды конкурентных стратегий
2.2 Выбор конкурентной стратегии для фирмы
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Экономический факультет
Кафедра общей и прикладной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМ
Федина Анастасия Александровна
Руководитель
_____________ В.И.Каргина
подпись
«_____»_____________2013г.
Студентка группы№0916
_____________ А.А.Федина
подпись
Томск 2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Роль конкуренции в деятельности фирмы
Глава 2. Виды конкурентных стратегий
2.1. Основные виды конкурентных стратегий
2.2 Выбор конкурентной стратегии для фирмы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Любая фирма, которая начинает свою деятельность или уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах. Одним из главных направлений стратегического планирования является бизнес – планирование, которое предусматривает перспективу развития, в случае если он правильно составлен и отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос – стоит ли вкладывать деньги в тот или иной проект, принесет ли он доходы, которые смогут окупить все затраты сил и средств. Конкурентные стратегии это важная и неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Фирма или предприятие выстраивает свою конкурентную стратегию исходя из занимаемой позиции на рынке, т.е. является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем либо обитателем ниши. Проводит анализ своих конкурентов и оценивает свои возможности, и лишь затем выбирает подходящую для себя конкурентную стратегию.
Для каждого сегмента характерно
оригинальное поведение потребителей,
а, значит, собственная конкурентная
стратегия, которую наилучшим образом
может реализовать предприятие
на этом сегменте. В конкурентной борьбе
можно придерживаться наступательной
и защитной стратегий. Любые конкурентные
преимущества непрерывно подвергаются
атакам конкурентов, особенно богатых
ресурсами. Имеются две основные
причины сходиться "врукопашную"
с конкурентами, противопоставляя друг
другу конкурентные преимущества. Первая
- попытка выиграть рыночное пространство,
превзойдя сильные стороны
Объектом исследования данной работы является такое явление как конкуренция.
Цель работы:
-раскрыть понятие "конкурентная стратегия";
-рассмотреть основные типы стратегий достижения предприятием конкурентных преимуществ;
-определить
Глава 1 Роль конкуренции в деятельности фирмы
1.1 Конкуренция сущность и виды
Конкуренция (от лат. concurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелёк» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует всё общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех её звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция в РФ – состязательность хозяйственных субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.
Рассматривая конкуренцию необходимо показать её как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительные стороны конкуренции:
1. конкуренция заставляет
постоянно искать и
2. конкуренция требует
совершенствовать технику и
3.конкуренция стимулирует повышение качества товара;
4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5. конкуренция требует
от поставщиков товаров (
6.конкуренция ориентирует
на ассортимент товаров
7. конкуренция повышает
качество продукции (клиент
8. конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2. многочисленность «жертв»
в виде банкротств и
Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
а) при его производстве:
-производительность труда;
- уровень налогообложения;
- внедрение научно – технических разработок;
- размеры прибыли предприятия;
- величина оплаты труда.
б) при его потреблении:
- продажная цена товара;
качество;
-новизна;
- послепродажное обслуживание;
-уровень предпродажной подготовки.
Говоря о конкуренции необходимо показать её виды. Существует шесть видов конкуренции:
1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по – разному;
2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
- продажа личного товара по цене конкурента;
- снижение цены потребления товара.
6. незаконные методы:
- антиреклама товаров конкурентов;
- производство товаров имитаторов (подделка).
Рыночные отношения оказывают через спрос и предложения постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.
Будем рассматривать типы рынков прежде всего в соответствии с основными параметрами – численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.
В общем виде ответ на вопрос «Кто действует на рынке?» позволяет описать структуру рынка в её статическом виде. Ответ на вопрос «Как действуют присутствующие на рынке субъекты?» позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической тактике, согласовании действий конкурентов на рынке.
Таким образом, анализируя состояние
товарного рынка, делая выводы об
эффективности его
При классификации типов рынка используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono – один, oligos – несколько, poly – много). Парная их комбинация даёт наиболее простую и общую классификацию.
Идеальные модели рынка почти не встречаются на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видов трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространённым типы рынков и их характеристики представлены ниже.
Необходимо отметить, что
возможности покупателей и
Рассматривая конкуренцию необходимо отметить антимонопольную политику государства направленную на демонополизацию рынка. Антимонопольная политика государства – экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции – нормативно – правовые акты, регламентирующие конкуренцию в международной торговле и охватывающие антитрестовское законодательство и законодательство, направленное на охрану против недобросовестной конкуренции. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции регулирует отношения, возникающие и по поводу объектов промышленной собственности, договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.
1.2 Формы, методы и функции конкуренции
Различают три формы конкуренции:
1)функциональную;
2) видовую (личностную);
3) предметную.
Функциональная конкуренция
– возникает потому, что любую
потребность можно
Видовая (личностная) конкуренция – т.е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким – то важным параметром (легковые 5 – и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовителя или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.
Принято разделять конкуренцию по её методам на целевую и нецелевую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):