Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа
Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Введение 3
1. Конкуренция. Виды конкуренции 6
2. Монополии в рыночной экономике 16
3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики 26
Заключение 32
В настоящее время в Российской Федерации действует целый комплекс нормативных актов направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции.
В первую очередь следует выделить Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),
ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции. По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
К ключевым направлениям антимонопольной политики можно отнести деятельность государства, направленную на:
1. пресечение и предупреждение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;
2. пресечение и предупреждение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию;
3. контроль сделок экономической концентрации (присоединение, слияние, установление контроля иным способом);
4. пресечение и предупреждение действий и соглашений органов государственной власти и местного самоуправления, напрвленных на ограничение конкуренции[4].
Главный метод антимонопольной политики - применение антимонопольного законодательства, большая часть которого нацелена на стимулы нарушителей - фактических и потенциальных - антимонопольного законодательства. Вот почему ключевым элементом антимонопольного законодательства являются принципы и размеры применяемых санкций, регламентированных кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом[5].
Основные цели антимонопольного законодательства - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конку-
•
ренции.
Серьезные изменения антимонопольного законодательства произошли в связи с принятием так называемого «антимонопольного пакета»: Федерального закона от 17 июля 2009 года №164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 2009 года № 160- ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 29 июля 2009 года №216-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Закон №164-ФЗ расширяет сферу применения российского антимонопольного законодательства к отношениям, возникающим за пределами территории Российской Федерации, и преодолевает неопределенности, существовавшие в правоприменении9. В целом изменения носят сбалансированный характер, поскольку предусматривает как меры либерального характера, связанные с устранением существовавших запретов или снижением ограничений в отдельных сферах, так и ужесточение ответственности за наиболее опасные нарушения антимонопольного законодательства. Реализация положений антимонопольного законодательства будет способствовать развитию конкуренции и эффективному пресечению монополистической деятельности10.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
Пузыревский С. Развитие антимонопольного законодательства. // Хозяйство и право. - 2010. - №3. - С. 14.
Заключение
Эффективное функционирование экономики в современных, преимущественно рыночных странах, невозможно без постоянного балансирования между монополией и конкуренцией, без обеспечения того или иного сочетания этих важнейших начал эффективности экономического развития.
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.
Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.
Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. , _
Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.
Особенностью современной монополии является то, что ее возникновение сопряжено с рядом отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Последствия этого для экономики страны - самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности монополий. В силу специфического положения монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется.
Список использованной литературы.
1. Абрамов В.Л. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики России в контексте грядущего присоединения к ВТО // Современная конкуренция. - 2008. - № 3. - С. 58-68.
2. Авдашева С.Б. Конкурентная политика: состав, структура, система / Авдашева С.Б., Шастико А.Е. // Современная конкуренция. - 2010. - №1. - С. 5-20.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 544 с.
4. Васильев Е.П. Совершенная конкуренция и монополия: теоретические пределы / Васильев Е.П., Воробьев И.Н. // Современная конкуренция. - 2008. -№2.-С. 130-135.
5. Гордеев В.А. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 1. - С. 42-48.
6. Залозная Г.М. Повышение конкуренции российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации // Современная конкуренция. - 2008. - № 5. - С. 12-16.
7. Конкуренция: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 341 с.
8. Копылов М. Конкурентная политика и конкурентная среда в РФ // Современная конкуренция. - 2009. - №5. - С. 115-116.
9. Курс экономической теории : учебник для ВУЗов / общ. ред. М.Н. Чепурин ; общ. ред. Е. А. Киселева. - Изд. 6-е, доп. и перераб. - Киров: АСА, 2007. - 847 с.
10. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И. Лоб- кович, М.Г. Муталимов. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 496 с.
11. Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. - 2009. - № 1. - С. 55.
12. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. - М.: Омега-Л, 2007. - 325 с.
13. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. - 2009. - № 4/5.
14. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник для вузов / ред. А.Г. Грязнова; ред. А.Ю. Юданов. - Изд. 7-е, стер. - М.: КноРус, 2007.-619 с.
15. Пузыревский С. Развитие антимонопольного законодательства. // Хозяйство и право. - 2010. - №3. - С. 14-26.
16. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе / Ю.Б. Рубин. - М.: Маркет ДС, 2008. - 457 с.
17. Современная экономика: учебное пособие / ред. О.Ю. Маликов. - М.: КноРус, 2010. - 316 с.
18. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент», «Экономика» / Философова Т.Г., Быков В.А. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2008. - 295 с.
19. Экономика отрасли: учебное пособие для вузов / J1.E. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 145 с.
20. Экономическая теория. Микроэкономика. - 1,2: Учебник/ Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г.П. Журавлевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 934 с.
3 Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских
рынках // Современная конкуренция. - 2009. - № 1. - С. 55.
[1] Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. - М.: Омега-Л, 2007.-С. 12.
[2]Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. -
Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. - Мн.: Интер- прессервис, 2003. - С. 185.
Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. - Мн.: Интер- прессервис, 2003. - С. 186.
[3] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. М.; TK Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 209.
[4]п
Авдашева С.Б. Конкурентная политика: состав, структура, система / Авдашева С.Б., Шастико А.Е. // Современная конкуренция. - 2010. - №1. - С. 7.
[5] Там же. - С. 8.