Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая эко­номическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция. Виды конкуренции 6
2. Монополии в рыночной экономике 16
3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики 26
Заключение 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по монополии №3.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

В настоящее время в Российской Федерации действует целый комплекс нормативных актов направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции.

В первую очередь следует выделить Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет организа­ционные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и на­правлен на обеспечение условий для создания и эффективного функциониро­вания товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная анти­монопольная служба (ФАС),

ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции. По решению ФАС доля хозяй­ствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соот­ветствующем рынке.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (со­ответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударст­вление и приватизация собственности, поощрение создания малых предпри­ятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

К ключевым направлениям антимонопольной политики можно отнести деятельность государства, направленную на:

1.      пресечение и предупреждение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;

2.      пресечение и предупреждение соглашений и согласованных дейст­вий, ограничивающих конкуренцию;

3.      контроль сделок экономической концентрации (присоединение, слияние, установление контроля иным способом);

4.       пресечение и предупреждение действий и соглашений органов госу­дарственной власти и местного самоуправления, напрвленных на ограниче­ние конкуренции[4].

Главный метод антимонопольной политики - применение антимоно­польного законодательства, большая часть которого нацелена на стимулы нарушителей - фактических и потенциальных - антимонопольного законода­тельства. Вот почему ключевым элементом антимонопольного законодатель­ства являются принципы и размеры применяемых санкций, регламентиро­ванных кодексом об административных правонарушениях и Уголовным ко­дексом[5].

Основные цели антимонопольного законодательства - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также оп­ределение правового режима регулирования ответственности за монополи­стические действия и за нарушение правил честной добросовестной конку-

ренции.

Серьезные изменения антимонопольного законодательства произошли в связи с принятием так называемого «антимонопольного пакета»: Федераль­ного закона от 17 июля 2009 года №164-ФЗ «О внесении изменений в Феде­ральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 2009 года № 160- ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 29 июля 2009 года №216-ФЗ «О вне­сении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации».



Закон №164-ФЗ расширяет сферу применения российского антимонопольно­го законодательства к отношениям, возникающим за пределами территории Российской Федерации, и преодолевает неопределенности, существовавшие в правоприменении9. В целом изменения носят сбалансированный характер, поскольку предусматривает как меры либерального характера, связанные с устранением существовавших запретов или снижением ограничений в от­дельных сферах, так и ужесточение ответственности за наиболее опасные на­рушения антимонопольного законодательства. Реализация положений анти­монопольного законодательства будет способствовать развитию конкурен­ции и эффективному пресечению монополистической деятельности10.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный харак­тер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монопо­лий являются одними из важнейших функций государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополи­ей: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учрежде­ние совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование ме­роприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего по­ложения отдельных хозяйствующих субъектов.

Пузыревский С. Развитие антимонопольного законодательства. // Хозяйство и право. - 2010. - №3. - С. 14.

 



Заключение

Эффективное функционирование экономики в современных, преиму­щественно рыночных странах, невозможно без постоянного балансирования между монополией и конкуренцией, без обеспечения того или иного сочета­ния этих важнейших начал эффективности экономического развития.

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как фор­ма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночно­го хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических ин­тересов.

Посредством конкуренции происходит распределение не только фак­торов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективно­стью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффек­тивном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производст­ва, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производст­ва.

Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и ка­питала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибы­лей.              , _

Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствую­щих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъек­там, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Особенностью современной монополии является то, что ее возникно­вение сопряжено с рядом отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Еще бо­лее опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуля­ции рынка. Последствия этого для экономики страны - самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются не­платежи, парализуются межрегиональные связи. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности монополий. В силу специфического положения монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государ­ственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государст­ва, в частности в области тарифной политики (например, на организацию це­новой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограниче­ние неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приво­дит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной поли­тики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и та­рифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется.

Список использованной литературы.

1.      Абрамов В.Л. Проблемы повышения конкурентоспособности эко­номики России в контексте грядущего присоединения к ВТО // Современная конкуренция. - 2008. - № 3. - С. 58-68.

2.      Авдашева С.Б. Конкурентная политика: состав, структура, система / Авдашева С.Б., Шастико А.Е. // Современная конкуренция. - 2010. - №1. - С. 5-20.

3.      Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 544 с.

4.      Васильев Е.П. Совершенная конкуренция и монополия: теоретиче­ские пределы / Васильев Е.П., Воробьев И.Н. // Современная конкуренция. - 2008. -№2.-С. 130-135.

5.      Гордеев В.А. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 1. - С. 42-48.

6.      Залозная Г.М. Повышение конкуренции российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации // Современная кон­куренция. - 2008. - № 5. - С. 12-16.

7.      Конкуренция: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 341 с.

8.      Копылов М. Конкурентная политика и конкурентная среда в РФ // Современная конкуренция. - 2009. - №5. - С. 115-116.

9.      Курс экономической теории : учебник для ВУЗов / общ. ред. М.Н. Чепурин ; общ. ред. Е. А. Киселева. - Изд. 6-е, доп. и перераб. - Киров: АСА, 2007. - 847 с.

10.                         Курс              экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И. Лоб- кович, М.Г. Муталимов. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 496 с.

11.    Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкурен­ция. - 2009. - № 1. - С. 55.

12.   Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. посо­бие / Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. - М.: Омега-Л, 2007. - 325 с.

13.   Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. - 2009. - № 4/5.

14.       Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник для ву­зов / ред. А.Г. Грязнова; ред. А.Ю. Юданов. - Изд. 7-е, стер. - М.: КноРус, 2007.-619 с.

15.       Пузыревский С. Развитие антимонопольного законодательства. // Хозяйство и право. - 2010. - №3. - С. 14-26.

16.       Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в про­фессиональном бизнесе / Ю.Б. Рубин. - М.: Маркет ДС, 2008. - 457 с.

17.       Современная экономика: учебное пособие / ред. О.Ю. Маликов. - М.: КноРус, 2010. - 316 с.

18.       Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособ­ность: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент», «Экономика» / Философова Т.Г., Быков В.А. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2008. - 295 с.

19.       Экономика отрасли: учебное пособие для вузов / J1.E. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 145 с.

20.       Экономическая теория. Микроэкономика. - 1,2: Учебник/ Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г.П. Жу­равлевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 934 с.

 



3 Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских

рынках // Современная конкуренция. - 2009. - № 1. - С. 55.



[1] Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. - М.: Омега-Л, 2007.-С. 12.

[2]Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. -

              Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. - Мн.: Интер- прессервис, 2003. - С. 185.

              Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. - Мн.: Интер- прессервис, 2003. - С. 186.

[3] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. М.; TK Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 209.

[4]п

Авдашева С.Б. Конкурентная политика: состав, структура, система / Авдашева С.Б., Шастико А.Е. // Со­временная конкуренция. - 2010. - №1. - С. 7.

[5] Там же. - С. 8.


Информация о работе Конкуренция