Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая эко­номическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция. Виды конкуренции 6
2. Монополии в рыночной экономике 16
3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики 26
Заключение 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по монополии №3.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Межотраслевая конкуренция - это соперничество предпринимателей разных отраслей за наиболее выгодные сферы применения капитала. Она проявляется в переливе капиталов из отраслей с более низкой доходностью применения капитана в отрасли с более высокой доходностью. В отраслях, которые покидает капитал, предложение товаров сокращается, цены повы­шаются, и доходность предприятий растет. Напротив, в отраслях- реципиентах предложение товаров растет, цены снижаются, а доходность ка­питала уменьшается. Этот процесс протекает до момента, когда доходности разных отраслей выравниваются, и исчезают мотивы перемещать капитал в более прибыльные сферы деятельности. Следствием межотраслевой конку­ренции является распределение капиталов по отраслям в соответствии со структурой рыночного спроса, выравнивание доходности разных отраслей и формирование среднеотраслевых цен производства, не совпадающих с их стоимостью. Реальные цены сделок колеблются около цен производства. Ес­тественно, установление равной доходности разных отраслей является только тенденцией, а не фактическим состоянием. В реальной жизни прибыльность различных областей деятельности постоянно меняется вследствие структур­ных изменений, вызванных производственно-техническими, демографиче­скими, природными, географическими и рыночными факторами.

По степени свободы конкуренцию подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конку­ренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние ка­ждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь. Совершенная (свободная) кон­куренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленно­сти. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

1.     Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

2.    Реализуемые каждым производителем товары являются однородны­ми;

3.    Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

4.   Продавцы действуют независимо друг от друга;

5.   Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

Совершенная конкуренция предполагает наличие столь большого чис­ла продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может существенно повлиять на рыночные условия. Это такая состяза­тельность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воз­действовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рын­ке. Такой тип рынка исторически связан с этапом зарождения рыночных от-

ношений, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие по­купатели. В эпоху рыночных отношений совершенную конкуренцию лучше всего иллюстрирует деятельность любой специализированной товарно­сырьевой биржи, где однородный товар абсолютно взаимозаменяем. Мас­штабы рынка по сравнению с объемами предложения и спроса отдельных продавцов и покупателей столь значительны, что повлиять на условия конку­ренции, в том числе на цену продукции, не может ни один субъект рынка, так как их число очень велико. Субъекты рынка многочисленны, независимы, и каждый из них занимает на этом рынке незначительную долю. Все они об­ладают никем и ничем не ограниченной свободой входа на рынок и выхода с него. Каждый субъект может начать производство, продолжить или прекра­тить его, осуществлять закупки в любых размерах или воздержаться от них по собственному усмотрению. Ни один субъект рынка на располагает рыноч­ной властью и вынужден продавать продукцию по сложившейся на рынке и не зависящей от него цене. Совершенная конкуренция - исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между из­начально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое по­следовательно ведет к расслоению, выделению наиболее крупных и агрес­сивных участников рыночного процесса, формирует стремление отдельных участников подчинить своему контролю определенные фрагменты рынка, т.е. создает условия для возникновения монополии.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредото­чившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказы-

I

ваются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая гос­подствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на уело- вия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участ­никами рынка: производители внимательно следят за поведением своих кон­курентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Монополистическая конкуренция является промежуточным видом ры­ночной структуры между совершенной конкуренцией и монополией. На рынке монополистической конкуренции действует множество продавцов, каждый из которых занимает небольшую долю рынка, предлагая существен­но отличающуюся от другой продукцию, имеется свободный доступ на ры­нок за счет отсутствия ограничений на входе и выходе с рынка. Дифферен­циация затрагивает прежде всего качество продукции, условия послепродаж­ного обслуживания, благодаря чему у потребителей складываются неценовые предпочтения. Поэтому участники конкурируют не только через цены, но и путем дифференциации продукции. Всякий раз, когда новое предприятие анализирует целесообразность вступления на рынок, оно оценивает исклю­чительно уровень потенциальной прибыли, хотя его вхождение на рынок со­провождается и внешними эффектами: увеличением разнообразия продук­ции, перехватом покупателей.

В зависимости от их значения на рынке монополистической конкурен­ции предлагается либо слишком мало, либо слишком много видов товаров. Дифференциация продукта может быть тесно связана с двумя обстоятельст­вами: различием потребительских характеристик товаров, удовлетворяющих разные вкусы (горизонтальная дифференциация); различием качества това­ров, удовлетворяющих одинаковые вкусы (вертикальная дифференциация).

В действительности на рынках сосуществуют оба типа дифференциа­ции продукта, однако преобладание одного из них показывает различное влияние на развитие конкуренции и положение организаций. В условиях го­ризонтальной дифференциации выбор определяется приверженностью к той или иной марке; в условиях вертикальной - уровнем дохода и платежеспо­собного спроса на товар.

Соответственно конкурентоспособность товаров на рынках горизон­тальной дифференциации в наибольшей степени зависит от соответствия предпочтениям потенциальных клиентов, на рынках вертикальной диффе­ренциации - от уровня цены товара. Рост платежеспособного спроса на рын­ке горизонтально дифференцированного продукта ведет к увеличению раз­нообразия предпочтений, появлению новых участников и соответствующему снижению концентрации продавцов. Снижение платежеспособного спроса приводит к уменьшению числа торговых марок и продавцов на рынке. Рынок с вертикально дифференцированным продуктом иначе реагирует на измене­ние платежеспособного спроса: его рост приводит к вытеснению низкокаче­

 



ственных товаров высококачественными, а концентрация продавцов и их власть увеличиваются[2].

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограни­чен высокими барьерами. Поскольку на олигополистическом рынке функ­ционирует небольшая группа участников, главная особенность олигополии - противоречие между стремлением фирм к сотрудничеству и эгоистическими интересами каждой из них. Наиболее выгодная для группы олигополистов стратегия - координация действий. В таком случае они могут поступить по­добно монополисту - ограничить объемы производства и назначить цены выше предельных издержек. Тем не менее, озабоченность олигополистов ис­ключительно собственной прибылью, мощные центробежные мотивы пре­пятствуют объединению группы фирм в монополию.

2.   Монополии в рыночной экономике.

Монополия (от греч. monos - один, poleo - продаю) - вид хозяйствен­ной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения. Моно­полии присущи четыре характерные черты:

1.     Отрасль и организации ассоциируются друг с другом;

2.      Предлагаемый продукт уникален;

3.      Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены и по­ставки на рынок;

4.      Для потенциальных конкурентов устанавливаются непреодолимые

барьеры входа на рынок.

На рубеже XIX-XX вв. монополизация рыночного пространства полу­чила быстрое и широкое развитие. Во-первых, это было обусловлено тем, что рыночным отношениям внутренне присуще движение от одной противопо­ложности к другой: от монополии к конкуренции и от конкуренции к моно­полии. Как известно, в XVIII-XIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ремесленников к свободной конкуренции. Но в свою

ф

очередь, конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные соперники побивают слабых, продвигаясь по пути монополизации торговли.

Во-вторых, на рубеже XIX-XX вв. ускорилось индустриальное разви­тие производства на основе научно-технического прогресса. Это закономер­но вызвало большой скачок в концентрации (укрупнении предприятий) и централизации (объединении хозяйств) в области промышленности. Такое реальное обобществление производства увеличивает масштабы выпуска про­дукции на крупных хозяйственных объединениях, а тем самым толкает их к монополистическому захвату рыночного пространства.

В третьих в XX в. стали быстро развиваться типы общей долевой и об­щей совместной собственности. Благодаря известным преимуществам по сравнению с частными предпринимателями общая собственность способна наиболее значительно расширять масштабы присвоения и в сфере производ­ства, и в сфере рыночного обращения. Именно таким предприятиям принад­лежит рыночная власть.

Для определения степени монополизма фирмы необходимо определить долю фирмы в производстве и в объеме продаж. Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно из них приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот по­казатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. В отече­ственной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйст-

о

венного оборота, доля которых составляет свыше 70 % .

Степень монополизации для предприятий, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцированно. В частности, выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.

До начала XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позд­нее процессы монополизации становятся закономерными, что связано с ус­ловиями производства, конкуренции, усилением организующего начала. Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.

Фирма имеет монопольную власть в случае, если она в состоянии управлять процессами ценообразования и производства. Степень этой власти зависит от наличия товаров-заменителей, доли в общих продажах на рынке. Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить его, снизив цену. Об­щим условием максимизации прибыли монополии является равенство пре­дельных издержек и предельною дохода.

В экономической науке существуют различные подходы к определе­нию сущности монопольной власти. Одни определяют ее как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.

Стремление к достижению монопольной власти обусловлено желанием обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Власть мощных хозяйственных единиц позволяет им произволь­но изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Как заметил американский экономист А. Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствую­щим ее формированию.

Американский экономист М. Фридмен называет три основных источ-

4

ника монопольной власти .

-         технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отноше­нии);

-         прямая или косвенная правительственная поддержка;

-         частный сговор между отдельными лицами.

Некоторые экономисты считают, что основой рыночной монопольной власти являются ограничение числа продавцов, концентрация предложения какого-либо товара (услуги) в руках небольшой группы крупнейших произ­водителей отрасли.

 



В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу.

Монопольная власть достигается не только естественным путем, бла­годаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно - может быть предоставлена государственными, местными ор­ганами власти. Многие западные экономисты считают государство важней­шим источником монопольной власти.

Информация о работе Конкуренция