Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа
Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Введение 3
1. Конкуренция. Виды конкуренции 6
2. Монополии в рыночной экономике 16
3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики 26
Заключение 32
Межотраслевая конкуренция - это соперничество предпринимателей разных отраслей за наиболее выгодные сферы применения капитала. Она проявляется в переливе капиталов из отраслей с более низкой доходностью применения капитана в отрасли с более высокой доходностью. В отраслях, которые покидает капитал, предложение товаров сокращается, цены повышаются, и доходность предприятий растет. Напротив, в отраслях- реципиентах предложение товаров растет, цены снижаются, а доходность капитала уменьшается. Этот процесс протекает до момента, когда доходности разных отраслей выравниваются, и исчезают мотивы перемещать капитал в более прибыльные сферы деятельности. Следствием межотраслевой конкуренции является распределение капиталов по отраслям в соответствии со структурой рыночного спроса, выравнивание доходности разных отраслей и формирование среднеотраслевых цен производства, не совпадающих с их стоимостью. Реальные цены сделок колеблются около цен производства. Естественно, установление равной доходности разных отраслей является только тенденцией, а не фактическим состоянием. В реальной жизни прибыльность различных областей деятельности постоянно меняется вследствие структурных изменений, вызванных производственно-техническими, демографическими, природными, географическими и рыночными факторами.
По степени свободы конкуренцию подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь. Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
1. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
2. Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
4. Продавцы действуют независимо друг от друга;
5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Совершенная конкуренция предполагает наличие столь большого числа продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может существенно повлиять на рыночные условия. Это такая состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. Такой тип рынка исторически связан с этапом зарождения рыночных от-
•
ношений, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели. В эпоху рыночных отношений совершенную конкуренцию лучше всего иллюстрирует деятельность любой специализированной товарносырьевой биржи, где однородный товар абсолютно взаимозаменяем. Масштабы рынка по сравнению с объемами предложения и спроса отдельных продавцов и покупателей столь значительны, что повлиять на условия конкуренции, в том числе на цену продукции, не может ни один субъект рынка, так как их число очень велико. Субъекты рынка многочисленны, независимы, и каждый из них занимает на этом рынке незначительную долю. Все они обладают никем и ничем не ограниченной свободой входа на рынок и выхода с него. Каждый субъект может начать производство, продолжить или прекратить его, осуществлять закупки в любых размерах или воздержаться от них по собственному усмотрению. Ни один субъект рынка на располагает рыночной властью и вынужден продавать продукцию по сложившейся на рынке и не зависящей от него цене. Совершенная конкуренция - исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое последовательно ведет к расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, формирует стремление отдельных участников подчинить своему контролю определенные фрагменты рынка, т.е. создает условия для возникновения монополии.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказы-
I
ваются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на уело- вия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Монополистическая конкуренция является промежуточным видом рыночной структуры между совершенной конкуренцией и монополией. На рынке монополистической конкуренции действует множество продавцов, каждый из которых занимает небольшую долю рынка, предлагая существенно отличающуюся от другой продукцию, имеется свободный доступ на рынок за счет отсутствия ограничений на входе и выходе с рынка. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукции, условия послепродажного обслуживания, благодаря чему у потребителей складываются неценовые предпочтения. Поэтому участники конкурируют не только через цены, но и путем дифференциации продукции. Всякий раз, когда новое предприятие анализирует целесообразность вступления на рынок, оно оценивает исключительно уровень потенциальной прибыли, хотя его вхождение на рынок сопровождается и внешними эффектами: увеличением разнообразия продукции, перехватом покупателей.
В зависимости от их значения на рынке монополистической конкуренции предлагается либо слишком мало, либо слишком много видов товаров. Дифференциация продукта может быть тесно связана с двумя обстоятельствами: различием потребительских характеристик товаров, удовлетворяющих разные вкусы (горизонтальная дифференциация); различием качества товаров, удовлетворяющих одинаковые вкусы (вертикальная дифференциация).
В действительности на рынках сосуществуют оба типа дифференциации продукта, однако преобладание одного из них показывает различное влияние на развитие конкуренции и положение организаций. В условиях горизонтальной дифференциации выбор определяется приверженностью к той или иной марке; в условиях вертикальной - уровнем дохода и платежеспособного спроса на товар.
Соответственно конкурентоспособность товаров на рынках горизонтальной дифференциации в наибольшей степени зависит от соответствия предпочтениям потенциальных клиентов, на рынках вертикальной дифференциации - от уровня цены товара. Рост платежеспособного спроса на рынке горизонтально дифференцированного продукта ведет к увеличению разнообразия предпочтений, появлению новых участников и соответствующему снижению концентрации продавцов. Снижение платежеспособного спроса приводит к уменьшению числа торговых марок и продавцов на рынке. Рынок с вертикально дифференцированным продуктом иначе реагирует на изменение платежеспособного спроса: его рост приводит к вытеснению низкокаче
ственных товаров высококачественными, а концентрация продавцов и их власть увеличиваются[2].
Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Поскольку на олигополистическом рынке функционирует небольшая группа участников, главная особенность олигополии - противоречие между стремлением фирм к сотрудничеству и эгоистическими интересами каждой из них. Наиболее выгодная для группы олигополистов стратегия - координация действий. В таком случае они могут поступить подобно монополисту - ограничить объемы производства и назначить цены выше предельных издержек. Тем не менее, озабоченность олигополистов исключительно собственной прибылью, мощные центробежные мотивы препятствуют объединению группы фирм в монополию.
2. Монополии в рыночной экономике.
Монополия (от греч. monos - один, poleo - продаю) - вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения. Монополии присущи четыре характерные черты:
1. Отрасль и организации ассоциируются друг с другом;
2. Предлагаемый продукт уникален;
3. Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены и поставки на рынок;
4. Для потенциальных конкурентов устанавливаются непреодолимые
барьеры входа на рынок.
На рубеже XIX-XX вв. монополизация рыночного пространства получила быстрое и широкое развитие. Во-первых, это было обусловлено тем, что рыночным отношениям внутренне присуще движение от одной противоположности к другой: от монополии к конкуренции и от конкуренции к монополии. Как известно, в XVIII-XIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ремесленников к свободной конкуренции. Но в свою
ф
очередь, конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные соперники побивают слабых, продвигаясь по пути монополизации торговли.
Во-вторых, на рубеже XIX-XX вв. ускорилось индустриальное развитие производства на основе научно-технического прогресса. Это закономерно вызвало большой скачок в концентрации (укрупнении предприятий) и централизации (объединении хозяйств) в области промышленности. Такое реальное обобществление производства увеличивает масштабы выпуска продукции на крупных хозяйственных объединениях, а тем самым толкает их к монополистическому захвату рыночного пространства.
В третьих в XX в. стали быстро развиваться типы общей долевой и общей совместной собственности. Благодаря известным преимуществам по сравнению с частными предпринимателями общая собственность способна наиболее значительно расширять масштабы присвоения и в сфере производства, и в сфере рыночного обращения. Именно таким предприятиям принадлежит рыночная власть.
Для определения степени монополизма фирмы необходимо определить долю фирмы в производстве и в объеме продаж. Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно из них приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйст-
о
венного оборота, доля которых составляет свыше 70 % .
Степень монополизации для предприятий, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцированно. В частности, выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.
До начала XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерными, что связано с условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала. Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.
Фирма имеет монопольную власть в случае, если она в состоянии управлять процессами ценообразования и производства. Степень этой власти зависит от наличия товаров-заменителей, доли в общих продажах на рынке. Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить его, снизив цену. Общим условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных издержек и предельною дохода.
В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности монопольной власти. Одни определяют ее как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.
Стремление к достижению монопольной власти обусловлено желанием обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Власть мощных хозяйственных единиц позволяет им произвольно изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Как заметил американский экономист А. Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим ее формированию.
Американский экономист М. Фридмен называет три основных источ-
4
ника монопольной власти .
- технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении);
- прямая или косвенная правительственная поддержка;
- частный сговор между отдельными лицами.
Некоторые экономисты считают, что основой рыночной монопольной власти являются ограничение числа продавцов, концентрация предложения какого-либо товара (услуги) в руках небольшой группы крупнейших производителей отрасли.
В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу.
Монопольная власть достигается не только естественным путем, благодаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно - может быть предоставлена государственными, местными органами власти. Многие западные экономисты считают государство важнейшим источником монопольной власти.