Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа
Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Введение 3
1. Конкуренция. Виды конкуренции 6
2. Монополии в рыночной экономике 16
3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики 26
Заключение 32
Факторами, влияющими на степень монопольной власти, являются5.
- экономический потенциал фирмы;
- предполагаемая прибыль;
- масштабы инноваций;
- наличие производственных секретов
- высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов;
- наличие товаров-субститутов;
- конкуренция со стороны других фирм, выпускающих аналогичную продукцию;
- обладание рыночной информацией.
Носителями монопольной власти выступают государство, фирмы, отдельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные, так и средние, мелкие фирмы, имеющие определенные преимущества по сравнению с конкурентами. Выделяют низшие и высшие формы монополии. Низшие формы - временные союзы и соглашения, возникающие с целью достижения конкретного проекта. Высшими формами монополий являются картель, синдикат, трест, концерн.
меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Власть монополий и монопсоний - это две формы рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара.
С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:
1. В масштабе одной отрасли рыночной деятельности - абсолютная монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой;
2. В отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность абсолютной монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене;
3. В масштабе национального хозяйства может также сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней тор- говли и т.п.).
Аналогично - в общенациональном масштабе - действует абсолютная монопсония[3].
В зависимости от характера и причин возникновения различают естественную, легальную и искусственную монополии.
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
Из этого определения можно видеть, что естественная монополия представляет собой в большей степени экономическую, нежели юридическую категорию. Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются в следующем: "эффект масштаба" выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства; неэластичный спрос. В обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям.
Неэластичность спроса можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном увеличении цены на сливочное масло потребители могут использовать заменитель этого товара - масло растительное. Это приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.
Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополией является не вся отрасль экономики, а лишь ее передающие "сети". Например, сеть железных дорог, сеть трубопроводов, сеть линий электропередач, система теплоснабжения.
Легальные монополии регулируются законодательством и защищены от конкуренции. Участники этих монополий могут иметь патентные или авторские права и товарные знаки.
Патентная система предполагает, что выданный физическим или юридическим лицам патент - это свидетельство, которое удостоверяет их авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Авторские права - в законодательном порядке регулируются отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм исполнений, постановок, передач, организацией эфирного или кабельного вещания. Под товарными знаками имеется в виду законодательное регулирование отношений, которые возникают в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Эти “атрибуты” монополий позволяют защитить создателя и производителя какого- либо товара от недобросовестных лиц, которые пытаются нажить себе состояние, используя чужие изобретения. Нарушение другими лицами этих прав карается законом.
Если главной целью легальных монополий является защита своих прав, то искусственные монополии создаются только ради получения денежной выгоды. Производитель создаёт монополии, скупая и объединяя под своей властью другие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке ради получения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка в своих интересах:
- Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
- Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
- Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
- Применяют более крупный капитал;
- «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм картель, синдикат, трест и концерн и т.д.
Однако первой из их организационных форм были пулы, т.е. временные соглашения между двумя и более фирмами о дележе рынка и установлении цен. Наибольшее распространение они получили в 70-80-х гг. XIX века, прежде всего среди железнодорожных компаний. Пулы распадались как только один из участников нарушал негласно установленные правила, снижая цены или претендуя на долю рынка другого участника.
Консорциум основан на временных соглашениях между промышленными компаниями с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума практически полностью самостоятельны, кроме принятых в соглашении обязательств.
Картель - объединение производителей одной отрасли, которые имеют производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделение рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены.
Синдикат - это объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест представляет собой объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Первым трестом считается созданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером “Стандарт ойл компани”. Название трест произошло от английского слова trust- доверять. Тресты первоначально возникали в одной отрасли, но постепенно стали выходить за её рамки (комбинированный трест). Это происходило либо путём горизонтального комбинирования, т.е. путём использования побочных продуктов основного производства для выпуска иных товаров, относящихся к другой отрасли; либо с помощью вертикального комбинирования- объединения предприятий, осуществляющих последовательные стадии обработки продукта, в том числе и входящих в различные отрасли.
Концерн - это объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.
Приобретенная монополией рыночная власть используется для установления в ее интересах рыночных цен.
3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики.
Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.
Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная кон-
•
курентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.
Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.
Процессы монополизма свойственны любой экономике, в которой действуют законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизации производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.
Насаждение монополизма в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас не сводится только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.
Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.
Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.
Монопольная цена - это не основное негативное последствие монополизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта, получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль носит инфляционный характер - монополиста это мало интересует. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует рынок инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости.
Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производстве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не взаимно исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно- технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и производства.
Если иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представляется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия при таком взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.