Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая эко­номическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция. Виды конкуренции 6
2. Монополии в рыночной экономике 16
3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики 26
Заключение 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по монополии №3.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Факторами, влияющими на степень монопольной власти, являются5.

-         экономический потенциал фирмы;

-          предполагаемая прибыль;

-         масштабы инноваций;

-          наличие производственных секретов

-         высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов;

-          наличие товаров-субститутов;

-         конкуренция со стороны других фирм, выпускающих аналогичную продукцию;

-         обладание рыночной информацией.

Носителями монопольной власти выступают государство, фирмы, от­дельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные, так и средние, мелкие фирмы, имеющие определенные преимущества по сравне­нию с конкурентами. Выделяют низшие и высшие формы монополии. Низ­шие формы - временные союзы и соглашения, возникающие с целью дости­жения конкретного проекта. Высшими формами монополий являются кар­тель, синдикат, трест, концерн.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Власть монополий и монопсоний - это две формы рыночной власти. Рыноч­ная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену то­вара.

С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды монопо­листических организаций:

1.  В масштабе одной отрасли рыночной деятельности - абсолютная мо­нополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для воз­можных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количе­ством товара, предназначенного для продажи, и его ценой;

2.  В отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность абсо­лютной монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по уста­новленной ею цене;

3.  В масштабе национального хозяйства может также сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней тор- говли и т.п.).

Аналогично - в общенациональном масштабе - действует абсолютная монопсония[3].

В зависимости от характера и причин возникновения различают есте­ственную, легальную и искусственную монополии.

Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, произ­водимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Из этого определения можно видеть, что естественная монополия представляет собой в большей степени экономическую, нежели юридиче­скую категорию. Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются в следующем: "эффект масштаба" выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства; неэластичный спрос. В обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям.

Неэластичность спроса можно проиллюстрировать на следующем при­мере. При существенном увеличении цены на сливочное масло потребители могут использовать заменитель этого товара - масло растительное. Это при­ведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном по­вышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.

Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сете­вой характер организации рынка. Он означает, что монополией является не вся отрасль экономики, а лишь ее передающие "сети". Например, сеть желез­ных дорог, сеть трубопроводов, сеть линий электропередач, система тепло­снабжения.

Легальные монополии регулируются законодательством и защищены от конкуренции. Участники этих монополий могут иметь патентные или автор­ские права и товарные знаки.

Патентная система предполагает, что выданный физическим или юри­дическим лицам патент - это свидетельство, которое удостоверяет их автор­ство и исключительное право на изобретение, полезную модель, промыш­ленный образец. Авторские права - в законодательном порядке регулируют­ся отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм исполнений, постановок, передач, орга­низацией эфирного или кабельного вещания. Под товарными знаками имеет­ся в виду законодательное регулирование отношений, которые возникают в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Эти “ат­рибуты” монополий позволяют защитить создателя и производителя какого- либо товара от недобросовестных лиц, которые пытаются нажить себе со­стояние, используя чужие изобретения. Нарушение другими лицами этих прав карается законом.

Если главной целью легальных монополий является защита своих прав, то искусственные монополии создаются только ради получения денежной выгоды. Производитель создаёт монополии, скупая и объединяя под своей властью другие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке ради получения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка в своих инте­ресах:

-         Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

-         Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в мо­нополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоно­сителям;

-         Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

-         Применяют более крупный капитал;

-         «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм кар­тель, синдикат, трест и концерн и т.д.

Однако первой из их организационных форм были пулы, т.е. времен­ные соглашения между двумя и более фирмами о дележе рынка и установле­нии цен. Наибольшее распространение они получили в 70-80-х гг. XIX века, прежде всего среди железнодорожных компаний. Пулы распадались как только один из участников нарушал негласно установленные правила, сни­жая цены или претендуя на долю рынка другого участника.

Консорциум основан на временных соглашениях между промышлен­ными компаниями с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума практически полностью самостоятельны, кроме принятых в соглашении обязательств.

Картель - объединение производителей одной отрасли, которые имеют производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают раз­деление рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в раз­мере производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены.

Синдикат - это объединение ряда предприятий, изготавливающих од­нородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяй­ствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест представляет собой объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Первым трестом считается созданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером “Стандарт ойл компани”. Название трест произошло от английского слова trust- доверять. Тресты первоначально возникали в одной отрасли, но постепенно стали вы­ходить за её рамки (комбинированный трест). Это происходило либо путём горизонтального комбинирования, т.е. путём использования побочных про­дуктов основного производства для выпуска иных товаров, относящихся к другой отрасли; либо с помощью вертикального комбинирования- объедине­ния предприятий, осуществляющих последовательные стадии обработки продукта, в том числе и входящих в различные отрасли.

Концерн - это объединение ряда предприятий различных отраслей пу­тем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с дру­гом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.

Приобретенная монополией рыночная власть используется для уста­новления в ее интересах рыночных цен.



3.   Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательст­во и государственное регулирование экономики.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неиз­меримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явно­го неблагополучия на рынке, появления больших диспропорций в его разви­тии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к ми­нимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновремен­но вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно дейст­вующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в услови­ях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функ­ционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная кон-

курентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономиче­ской теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производст­ва, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как тако­вой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реа­лизации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически лю­бой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положе­ния на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать по­требителям свои условия.

Процессы монополизма свойственны любой экономике, в которой дей­ствуют законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалан­сированность в экономике. В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизации производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.

Насаждение монополизма в России во многом осуществлялась админи­стративными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас не сводится только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достиже­ний, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договор­ных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является госу­дарственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.

Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.

Монопольная цена - это не основное негативное последствие монопо­лизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит дру­гое последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта, получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль носит инфляционный характер - монополиста это мало интересует. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует ры­нок инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок ра­бочей силы и сферу занятости.

Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производст­ве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не вза­имно исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленно­сти. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно- технические достижения, повышать производительность труда, совершенст­вовать организацию труда и производства.

Если иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представля­ется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монопо­лия при таком взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизи­рующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной орга­низации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сто­рону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созида­ния: массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рын­ка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.

Информация о работе Конкуренция