Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа
Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Введение 3
1. Конкуренция. Виды конкуренции 6
2. Монополии в рыночной экономике 16
3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики 26
Заключение 32
Содержание
Введение 3
1. Конкуренция. Виды конкуренции 6
2. Монополии в рыночной экономике 16
3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение
Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Хозяйственный механизм - это совокупность экономических, организационных и правовых методов» обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества как системы и способствующих ее постоянному воспроизводству на качественно новой основе.
Хозяйственный механизм - одна из самых сложных экономических категорий. Он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. - все эти категории, как и многие другие, здесь не перечисленные, но практически используемые в экономической жизни общества, так или иначе входят в хозяйственный механизм.
Изменения в социально-экономической жизни общества вызывают необходимость изменения экономических, правовых и организационных норм в использовании экономических категорий и законов прежде всего со стороны государства как хозяйствующего субъекта, призванного обеспечивать согласование в системе экономических отношений и законов. Другие хозяйствующие субъекты вынуждены учитывать изменения в хозяйственном механизме в своей деятельности.
Каждой социально-экономической системе свойствен свой хозяйственный механизм, определяемый характером господствующей собственности на средства производства. В рамках же однотипных социально-экономических систем могут иметь место значительные особенности в механизмах хозяйствования между странами. Для советской модели хозяйствования главным элементом в хозяйственном механизме был план, имеющий силу директивы, государственного закона. Его составляющими были цена, зарплата, себестоимость, налоги, процент и другие, регламентируемые государством.
В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д.
Конкуренция является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика
•
функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. В то же время важным, если не решающим фактором современной макроэкономики стало функционирование монополистических объединений различного рода - картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т.п. Это стало итогом многолетней конкурентной борьбы разного рода предприятий. Монополии стали неотъемлемой частью экономик большинства постиндустриальных, индустриальных и развивающихся стран.
Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала перехода к рыночной экономике, феномен конкуренции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Вместе с тем, профессиональные экономисты придают понятию конкуренции на рынке по- истине колоссальное значение как основному систематизирующему фактору, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно. Кроме того, исторический процесс показывает, что для рыночной экономики с течением времени характерна концентрация производства, так, например, в США в 1909 г. на 1.1% предприятий было занято 30.5% рабочих, которые производили 43.8% всей промышленной продукции, поэтому мы просто не можем обойти своим вниманием понятие монополии, ее плюсов и минусов, а также способов борьбы с монополистами, т.е. антимонопольное законодательство (конечно же российское).
Целью нашей курсовой работы является изучение сущности конкуренции и монополии в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общее понятие конкуренции, характеристику и классификацию её видов и форм;
- изучить сущность монополий, их виды;
- проанализировать состояние конкуренции России на современном
этапе;
- изучить антимонопольную политику и рассмотреть наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.
1. Конкуренция. Виды конкуренции.
В системе маркетинга организация, действующая на рынке, рассматривается не обособленно, а с учетом совокупности отношений, связывающих ее с другими субъектами рынка. Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике, как конкуренция.
Понятие конкуренции в экономике сформировалось в древние времена. Современный термин «конкуренция» происходит от немецкого слова konkur- renz. В свою очередь данное определение восходит к латыни, в которой с помощью слов concurro/concurencia обозначали различные явления (с одной стороны, слияние и взаимопроникновение, а с другой - столкновение). Эти латинские слова отражали процессы взаимодействия и применялись для их обозначения.
Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. Это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений производителей по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке и потребителей по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Человека к конкурентной борьбе побу- ждает стремление превзойти других. В экономической сфере конкуренция проявляется в соперничестве за заключение сделок и долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба представляет собой динамический (ускоряющий движение) процесс, который способствует лучшему обеспечению рынка товарами[1].
Впервые теория конкуренции была рассмотрена А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
В теории конкуренции на сегодняшний день сложилось несколько подходов к определению сущности конкуренции.
Атомистическая, или традиционная, теория конкуренции предусматривает большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых может рассматриваться как «атом» - частица рыночной системы. Каждый участник занимает столь малую долю рынка, что не имеет возможности оказывать влияние на установление рыночной цены на данную товарную категорию. Если на рынке существует конкуренция, обусловленная множеством участников, то цена соответствующего товара будет одинаковой на всем пространстве рынка. Это явление определяется как «закон единой цены», означающий, что потенциальные продавцы и покупатели способны сравнивать цены между собой. Потенциальный покупатель старается приобрести товар по более низкой цене, в то время как производитель - продать по более высокой. Если производитель увеличит цену на свою продукцию, то он не сможет ее продать. В результате он вынужден будет привести цену в соответствие ценам конкурентов. Если цена производителя окажется ниже цены конкурентов, он будет стараться ее повысить с целью получения большей прибыли. Таким образом, производители, имея возможность сравнивать цены, приходят к установлению единой цены. Атомистическая конкуренция возможна только в условиях идеального рынка, где экономический вес каждого продавца и покупателя незначителен, существует полная информационная прозрачность, цены на товары одинаковые, а товары рассматриваются как взаимозаменяемые.
Структурно-функциональная, или конфликтная, теория рассматривает конкуренцию как конфликт - столкновение противоположных стремлений, интересов и сил, их выражающих. Конфликт выступает одной из форм целенаправленного взаимодействия нескольких субъектов, результатом решения которого становится новое состояние или новое качество. Процесс конкуренции осуществляется поэтапно. Он начинается с подготовки к непосредственному столкновению, переходит на стадию столкновения, которое обычно перерастает в конкурентную борьбу. Завершается данный процесс подведением итогов - выявлением, что именно конкуренты приобрели либо потеряли в конкурентной борьбе, определением победителей и побежденных. В конкурентной борьбе важен прежде всего эффект или результат функционирования системы, а это приводит к созданию функциональной теории конкурентной борьбы. В основу теории положено предположение о сущности и целях конкурентной борьбы, заключающихся в необходимости вывести из строя систему (конкурирующую фирму), сохранить свою фирму и обеспечить ее эффективное функционирование.
Информационная теория конкуренции предполагает, что рынок в течение любого периода состоит из взаимодействующих решений потребителей, производителей и собственников ресурсов.
Таким образом, под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также соперничество между отдельными производителями и поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.
Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:
- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
- стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание производителей»;
- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);
- давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
- стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.
Конкуренцию можно разделить по трем признакам:
1. по методам осуществления,
2. по отраслевой принадлежности,
3. по степени свободы.
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция - это соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли. Она предполагает продажу товаров по наиболее низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод
•
конкурентной борьбы) известен также под названием "война цен". В последнее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция предполагает создание различий в качестве товаров и услуг. Она включает: изменение свойств продукции; придание продукции качественно новых свойств; создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей; создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее; обновление свойств товаров; придание товарам свойств, являющихся символом моды; совершенствование услуг дополнительного характера; связанных с гарантийным обслуживанием, демонстрацией, установкой и др.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество предпринимателей одной отрасли за наилучшие условия производства и сбыта продукции. Под лучшими условиями производства понимаются лучшие техника и технология, лучшие специалисты (инженеры, проектировщики, технологи, экономисты) и рабочие, лучшие управление и организация труда, позволяющие производить продукцию с меньшими издержками, чем среднеотраслевые, и более высокого качества. Наилучшие условия сбыта обеспечиваются лучшими приемами рекламы и продвижения товаров, лучшим местом продажи, продуманной маркетинговой политикой. В результате внутриотраслевой конкуренции формируется единая отраслевая стоимость товара, служащая общественным нормативом затрат на производство, общая среднеотраслевая структура капитала и скорость его оборота. Положительным следствием внутриотраслевой конкуренции является быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и удешевление производимой продукции. Те предприниматели, которые обеспечивают на своих предприятиях более высокую эффективность использования ресурсов, получают дополнительную прибыль, которая существует до тех пор, пока остальные фирмы отрасли не выйдут на такой же уровень применения техники, управления и организации труда. Результатом становится снижение общей среднеотраслевой себестоимости единицы продукции. К негативным последствиям внутриотраслевой конкуренции следует отнести неизбежную имущественную дифференциацию производителей: компании, обеспечившие себе временное лидерство, получают возможность его закрепить, капитализируя свою высокую прибыль. Менее успешные предприятия, как правило, испытывают трудности в финансировании расширения и модернизации своего производства. Процесс укрупнения предприятий-лидеров отрасли объективно ведет к ее монополизации, к захвату ими основной доли отраслевого производства, позволяющего диктовать рыночные цены, ущемлять интересы потребителей и применять специфические методы конкурентной борьбы против компаний-аутсайдеров, затрудняющие их деятельность, включая методы прямого насилия.