Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая эко­номическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция. Виды конкуренции 6
2. Монополии в рыночной экономике 16
3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики 26
Заключение 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по монополии №3.doc

— 185.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение              3

1.       Конкуренция. Виды конкуренции              6

2.        Монополии в рыночной экономике              16

3.        Конкуренция в экономике России. Антимонопольной законодательство и государственное регулирование экономики              26

Заключение              32

Список использованной литературы              34

Введение

Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая эко­номическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.

Хозяйственный механизм - это совокупность экономических, органи­зационных и правовых методов» обеспечивающих реализацию экономиче­ских интересов и законов общества как системы и способствующих ее посто­янному воспроизводству на качественно новой основе.

Хозяйственный механизм - одна из самых сложных экономических ка­тегорий. Он включает в себя всю систему экономических категорий в их са­мом различном соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. - все эти катего­рии, как и многие другие, здесь не перечисленные, но практически исполь­зуемые в экономической жизни общества, так или иначе входят в хозяйст­венный механизм.

Изменения в социально-экономической жизни общества вызывают не­обходимость изменения экономических, правовых и организационных норм в использовании экономических категорий и законов прежде всего со сторо­ны государства как хозяйствующего субъекта, призванного обеспечивать со­гласование в системе экономических отношений и законов. Другие хозяйст­вующие субъекты вынуждены учитывать изменения в хозяйственном меха­низме в своей деятельности.

Каждой социально-экономической системе свойствен свой хозяйствен­ный механизм, определяемый характером господствующей собственности на средства производства. В рамках же однотипных социально-экономических систем могут иметь место значительные особенности в механизмах хозяйст­вования между странами. Для советской модели хозяйствования главным элементом в хозяйственном механизме был план, имеющий силу директивы, государственного закона. Его составляющими были цена, зарплата, себе­стоимость, налоги, процент и другие, регламентируемые государством.

В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного ме­ханизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, це­ны, издержки производства и т.д.

Конкуренция является выражением экономических отношений в усло­виях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между по­требителями и производителями благ (товаров и услуг). Эти отношения про­низывают главные сферы экономической жизни: производство, распределе­ние, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «со­единительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика

функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. В то же время важным, если не решающим фактором современной макроэкономики стало функционирование монополистических объединений различного рода - кар­телей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т.п. Это стало итогом многолетней конкурентной борьбы разного рода предприятий. Монополии стали неотъемлемой частью экономик большинства постиндустриальных, индустриальных и развивающихся стран.

Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столк­нулись после начала перехода к рыночной экономике, феномен конкуренции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повсе­дневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Вместе с тем, профессиональные экономисты придают понятию конкуренции на рынке по- истине колоссальное значение как основному систематизирующему фактору, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно. Кроме того, исторический процесс показывает, что для рыночной экономики с течением времени характерна концентрация производства, так, например, в США в 1909 г. на 1.1% предприятий было занято 30.5% рабочих, которые производили 43.8% всей промышленной продукции, поэтому мы просто не можем обойти своим вниманием понятие монополии, ее плюсов и минусов, а также способов борьбы с монополистами, т.е. антимонопольное законода­тельство (конечно же российское).

Целью нашей курсовой работы является изучение сущности конкурен­ции и монополии в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-               рассмотреть общее понятие конкуренции, характеристику и клас­сификацию её видов и форм;

-                изучить сущность монополий, их виды;

-                проанализировать состояние конкуренции России на современном

этапе;

-               изучить антимонопольную политику и рассмотреть наиболее важ­ные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования эко­номики.

1.   Конкуренция. Виды конкуренции.

В системе маркетинга организация, действующая на рынке, рассматри­вается не обособленно, а с учетом совокупности отношений, связывающих ее с другими субъектами рынка. Наличие конкурирующих фирм порождает та­кое явление в экономике, как конкуренция.

Понятие конкуренции в экономике сформировалось в древние времена. Современный термин «конкуренция» происходит от немецкого слова konkur- renz. В свою очередь данное определение восходит к латыни, в которой с по­мощью слов concurro/concurencia обозначали различные явления (с одной стороны, слияние и взаимопроникновение, а с другой - столкновение). Эти латинские слова отражали процессы взаимодействия и применялись для их обозначения.

Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. Это центр тяжести всей системы рыночного хозяйст­ва, тип взаимоотношений производителей по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке и потребителей по поводу формиро­вания цен и объема спроса на рынке. Человека к конкурентной борьбе побу- ждает стремление превзойти других. В экономической сфере конкуренция проявляется в соперничестве за заключение сделок и долях участия в рыноч­ной сфере. Конкурентная борьба представляет собой динамический (уско­ряющий движение) процесс, который способствует лучшему обеспечению рынка товарами[1].

Впервые теория конкуренции была рассмотрена А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он трактовал кон­куренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки со­ответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

В теории конкуренции на сегодняшний день сложилось несколько под­ходов к определению сущности конкуренции.

Атомистическая, или традиционная, теория конкуренции предусматри­вает большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых мо­жет рассматриваться как «атом» - частица рыночной системы. Каждый уча­стник занимает столь малую долю рынка, что не имеет возможности оказы­вать влияние на установление рыночной цены на данную товарную катего­рию. Если на рынке существует конкуренция, обусловленная множеством участников, то цена соответствующего товара будет одинаковой на всем про­странстве рынка. Это явление определяется как «закон единой цены», озна­чающий, что потенциальные продавцы и покупатели способны сравнивать цены между собой. Потенциальный покупатель старается приобрести товар по более низкой цене, в то время как производитель - продать по более вы­сокой. Если производитель увеличит цену на свою продукцию, то он не смо­жет ее продать. В результате он вынужден будет привести цену в соответст­вие ценам конкурентов. Если цена производителя окажется ниже цены кон­курентов, он будет стараться ее повысить с целью получения большей при­были. Таким образом, производители, имея возможность сравнивать цены, приходят к установлению единой цены. Атомистическая конкуренция воз­можна только в условиях идеального рынка, где экономический вес каждого продавца и покупателя незначителен, существует полная информационная прозрачность, цены на товары одинаковые, а товары рассматриваются как взаимозаменяемые.

Структурно-функциональная, или конфликтная, теория рассматривает конкуренцию как конфликт - столкновение противоположных стремлений, интересов и сил, их выражающих. Конфликт выступает одной из форм целе­направленного взаимодействия нескольких субъектов, результатом решения которого становится новое состояние или новое качество. Процесс конкурен­ции осуществляется поэтапно. Он начинается с подготовки к непосредствен­ному столкновению, переходит на стадию столкновения, которое обычно пе­рерастает в конкурентную борьбу. Завершается данный процесс подведением итогов - выявлением, что именно конкуренты приобрели либо потеряли в конкурентной борьбе, определением победителей и побежденных. В конку­рентной борьбе важен прежде всего эффект или результат функционирова­ния системы, а это приводит к созданию функциональной теории конкурент­ной борьбы. В основу теории положено предположение о сущности и целях конкурентной борьбы, заключающихся в необходимости вывести из строя систему (конкурирующую фирму), сохранить свою фирму и обеспечить ее эффективное функционирование.

Информационная теория конкуренции предполагает, что рынок в тече­ние любого периода состоит из взаимодействующих решений потребителей, производителей и собственников ресурсов.

Таким образом, под конкуренцией следует понимать процесс взаимо­действия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также соперничество между от­дельными производителями и поставщиками товара (услуги) за выбор поку­пателя.

Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

-    обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

-  стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание производителей»;

-    дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);

-  давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

-    ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с мо­лотка, слияние, преобразование и т.д.);

-     стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

Конкуренцию можно разделить по трем признакам:

1.                 по методам осуществления,

2.                 по отраслевой принадлежности,

3.                  по степени свободы.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на це­новую и неценовую. Ценовая конкуренция - это соперничество предприни­мателей за извлечение дополнительной прибыли. Она предполагает продажу товаров по наиболее низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены тео­ретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вы­теснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод

конкурентной борьбы) известен также под названием "война цен". В послед­нее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать се­бестоимость.

Неценовая конкуренция предполагает создание различий в качестве то­варов и услуг. Она включает: изменение свойств продукции; придание про­дукции качественно новых свойств; создание новой продукции для удовле­творения тех же потребностей; создание новой продукции для удовлетворе­ния потребностей, не существовавших ранее; обновление свойств товаров; придание товарам свойств, являющихся символом моды; совершенствование услуг дополнительного характера; связанных с гарантийным обслуживанием, демонстрацией, установкой и др.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество предпри­нимателей одной отрасли за наилучшие условия производства и сбыта про­дукции. Под лучшими условиями производства понимаются лучшие техника и технология, лучшие специалисты (инженеры, проектировщики, технологи, экономисты) и рабочие, лучшие управление и организация труда, позволяю­щие производить продукцию с меньшими издержками, чем среднеотрасле­вые, и более высокого качества. Наилучшие условия сбыта обеспечиваются лучшими приемами рекламы и продвижения товаров, лучшим местом про­дажи, продуманной маркетинговой политикой. В результате внутриотрасле­вой конкуренции формируется единая отраслевая стоимость товара, служа­щая общественным нормативом затрат на производство, общая среднеотрас­левая структура капитала и скорость его оборота. Положительным следстви­ем внутриотраслевой конкуренции является быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и удешевление производимой продукции. Те предприниматели, которые обеспечивают на своих предпри­ятиях более высокую эффективность использования ресурсов, получают до­полнительную прибыль, которая существует до тех пор, пока остальные фирмы отрасли не выйдут на такой же уровень применения техники, управ­ления и организации труда. Результатом становится снижение общей средне­отраслевой себестоимости единицы продукции. К негативным последствиям внутриотраслевой конкуренции следует отнести неизбежную имуществен­ную дифференциацию производителей: компании, обеспечившие себе вре­менное лидерство, получают возможность его закрепить, капитализируя свою высокую прибыль. Менее успешные предприятия, как правило, испы­тывают трудности в финансировании расширения и модернизации своего производства. Процесс укрупнения предприятий-лидеров отрасли объектив­но ведет к ее монополизации, к захвату ими основной доли отраслевого про­изводства, позволяющего диктовать рыночные цены, ущемлять интересы по­требителей и применять специфические методы конкурентной борьбы про­тив компаний-аутсайдеров, затрудняющие их деятельность, включая методы прямого насилия.

Информация о работе Конкуренция