Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:44, реферат
Целью реферата является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов…………………………………………………………………………………5
1.1. Конкуренция и её конечный результат: образование монополии…...8
2. Определение монополии с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………………..12
2.1. Виды монополии и их место в современной экономике……………....15
3. Возникновение антимонопольного законодательства……………………....20
3.1. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации…..22
Заключение…..………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………....28
Уровень монополизации можно увидеть в следующих примерах. В относительно молодой отрасли - производстве программного обеспечения в России - доля продаж крупнейших десяти компаний уже составляет 31%. А производитель пива ВВН сам по себе занимает 39,5% своего рынка. В США 35% рынка строительной техники занято тремя крупнейшими фирмами. Есть и компании, для которых имеет смысл подсчет их доли в мировом рынке. К примеру, 18,1% мирового рынка персональных компьютеров занимает НР, 15,6% - Dell. Более половины мирового рынка морских контейнерных перевозок контролируется десятью крупнейшими фирмами.
Но, тем не менее, при появлении монополий не исчезает конкуренция. Она только меняет форму, превращаясь из конкуренции между многими мелкими производителями в конкуренцию между монополиями
2. Определение монополии с позиции различных методологических подходов
В конце XIX - первой половине XX веков модель совершенной конкуренции подверглась сокрушительной критике. Главные пункты этой критики касались ее оторванности от экономических реалий и слабой применимости для анализа реальных рынков, недостаточному учету фактора рыночной власти.
Особый вклад в осмысление монополии внёс А. Маршалл. Им впервые была подвергнута критике модель чистой конкуренции, и, как следствие -создание основы теории новой модели конкуренции - монополистической. Он считал монополию полной противоположностью конкуренции. Либо одно существует на рынке, либо другое. И если свободная конкуренция - это оптимальное состояние экономики, то монополия как ее антипод - такая организация, которая уменьшает общественное благосостояние, причем всегда и везде. Именно на его трудах были основаны представления первых разработчиков конкурентной политики - все, что не есть конкуренция, должно быть устранено. Как уже отмечалось выше, А. Маршалл впервые ввел в экономическую науку понятие монополии. [5]
Со времен А. Смита в экономической теории начинает утверждаться концепция однозначности и однонаправленности исхода конкуренции. Конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок через механизм взаимодействия спроса и предложения к некоей точке равновесия. Сама же точка равновесия определяется как «совокупность выгод и невыгод различных применений труда и капитала». Конкуренция и монополия представляют собой два полярных состояний рынка, между ними как бы и не существует промежуточных состояний. Таким образом, к началу XX века в экономической науке складывается и утверждается статическая модель конкуренции.
Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции. Хронический дефицит платежеспособного баланса многих европейских стран, резкое замедление темпов роста экспорта, увеличение могущества монополий и другие последствия первого этапа общего кризиса в начале XX века подтвердили несостоятельность подходов невмешательства в процесс установления рыночного баланса.
Работы Дж. Робинсон "Экономическая теория несовершенной конкуренции" и Э.Чемберлина "Теория монополистической конкуренции" подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. При всей несхожести данные произведения объединяют достаточно глубокий анализ и осмысление действия рыночного механизма при обстоятельствах, исключающих условия свободной конкуренции. Оба автора исходят из того, что рыночная цена складывается не при коллективных действиях участников рынка, так как неоднородность товара лишает покупателя возможности иметь полную информацию о ценах, а фирм-производителей – конкурировать между собой из-за отсутствия выбора более эффективной деятельности.
Э. Чемберлин произвел прорыв в экономической науке, введя понятие «монополистическая конкуренция», которое стало альтернативой понятию «чистая конкуренция».
Он утверждал, что сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, то есть дифференциацией продукта. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны заменителей. Исходя из этого, он полагал, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».
В развитии своей идеи о процессе «дифференциации продукта» как о естественной реакции конкурентов на не менее естественное проявление самой конкуренции Э. Чемберлен обосновывает растущее влияние на этот процесс неценовых факторов конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами (фабричная марка, своеобразие паковки) и индивидуальными особенностями: качество товаров и рекламу.
Это означает, что выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом и быть монополистом может и мелкий (средний) торговец и производитель. «Монополия не обязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны усиливающие конкуренцию тенденции».
В отличие от Э.Чемберлина, увязывавшего монополистическую конкуренцию с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, Дж.Робинсон видела в несовершенной конкуренции нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы. В своей работе она приходит к выводу, что «преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие конкурировавшие между собой фирмы, … что способствует еще большей несправедливости в распределении богатства» и дестабилизации социально-экономических отношений рыночной среды. В условиях несовершенного рынка отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли».
В настоящее время термин «монополия» употребляется в основном в следующих значениях: чистая монополия - единственный продавец; монополия, как фирма, занимающая на рынке доминирующее положение; монополия, как структура рынка, в которой присутствует рыночная власть; соглашение хозяйствующих субъектов о совместных действиях (прекращении конкуренции) в виде явного или неявного сговора. Связанные соглашением хозяйствующие субъекты в данном случае могут вести себя как один. Однако внутри вновь образовавшегося предприятия, как показала практика, может вестись борьба за дополнительные привилегии.
2.1 Виды монополии и их место в современной экономике
Противоречия между естественным стремлением к экономическому доминированию, как способу сохранения и приумножения преимуществ, и препятствующими этому требованиями оптимальности решается путем объединения предприятий. Представляя собой как бы ассоциацию оптимальных предприятий, концентрация такого рода регулируется уже иными критериями оптимальности - уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.
Таким образом, различают следующие формы монополий:
Картель – соглашение предприятий одной и той же отрасли об объёмах продаж, ценах, рынках. Регулирование такой монополии осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта. Примером картели может служить Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК). Данная организация устанавливает единые цены на нефть, а также распределяет квоты на её добычу. А в России картельным соглашением является Генеральное соглашение о совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей, заключённое между МПС, Минтопэнерго, Роскомметаллургии, РАО ЕЭС России, ГП «Росуголь». Его целями являлись: стабилизация цен на продукцию, производимую участниками соглашения; максимальное сокращение взаимной задолженности, развитие безналичной формы расчётов.
Концерн является одной из сложных форм монополистических объединений. Как правило, в его состав входят предприятия различных отраслей промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Большее распространение получает в условиях государственно-
Синдикат – объединение предприятий, характеризующееся тем, что распределение заказов, закупка сырья, реализация произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую организацию. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий в области производства. Лишая участников возможностей непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. А это, в конечном счете, приводит к тому, что по истечении известного периода квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, а это вызывает обострение борьбы и может взорвать синдикат. Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены. Примером может служить синдикат "Продамет", который выплачивал премии за недовыполнение квот, и штрафовал тех, кто производил металл сверх квоты.
Трест – объединение, в котором участники лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Прибыль, получаемая предприятием, распределяется в соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. В современной хозяйственной жизни данная форма монополистической организации встречается крайне редко.
Консорциум - временный союз независимых в хозяйственном и коммерческом плане производителей, целью которых является выполнение каких-либо конкретных экономических проектов. Консорциум всегда несёт солидарную ответственность перед заказчиком. Российская практика показывает, что каждый член консорциума несёт имущественную ответственность в пределах 10% от его доли в заказе, а суммы, превышающие эту величину, делятся между другими членами пропорционально их доле участия.
Конгломерат – слияние фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Для этой формы монополии характерен высокий уровень децентрализации управления, в рамках которого производственные подразделения обладают широкой автономией. Конгломерат – одна из современных форм организации монополии, возникшая в США в начале 1960-х гг.
Рассмотрим виды монополий: предпринимательские, государственные, естественные.
Предпринимательские монополии возникают вследствие успешной конкуренции. Это фирмы, вырвавшиеся вперёд и накопившие крупный рыночный потенциал. Их монополизм имеет временный характер. Со временем одни фирмы вытесняют другие, более удачливые.
Государственная монополия выражается в привилегированном осуществлении государством каких-либо хозяйственно-финансовых операций. В советские времена была монополия государства на внешнюю торговлю.
Необходимо подробнее остановиться на естественных монополиях, потому что значение деятельности этих монополий обусловлено их ключевым местом в экономике страны. Эффективное функционирование естественных монополий является необходимым условием эффективного функционирования экономики в целом, оптимальной структуры издержек в смежных отраслях и в итоге – благосостояния потребителей.
Однако, являясь монополистами, они могут использовать своё положение в ущерб другим участникам хозяйственного отбора и конечным потребителям. Поэтому их деятельность подвергается регулированию и контролю со стороны государства во всех развитых странах мира.
Государственное регулирование цен (тарифов) отраслей естественных монополий в России базируется, в основном, на двух федеральных законах: « О естественных монополиях», принятом 17 августа 1995 г., и «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 10 марта 1995 г.
Естественная монополия – это особое состояние рынка, характеризующееся двумя признаками, первый из которых действует на стороне спроса, или потребления[6]. Производство в условиях естественных монополий обладает важной технологической особенностью, определяющей его экономическую эффективность: для него характерно существенное понижение издержек на единицу товара по мере увеличения объёмов. Это происходит, как правило, в результате значительной экономии на масштабах производства и вследствие высоких фиксированных издержек. В результате оказывается эффективнее не конкуренция нескольких производителей, а монополия одного товаропроизводителя.