Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

Содержание

Введение 3
1.Монополия и конкуренция…… 6
1.1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы 6
1.2. Сущность монополии и закономерности её возникновения. 15
2.Значение монополии и конкуренции 22
2.1. Социально-экономические последствия монополии и конкуренции 22
2.2. Значение монополии и конкуренции в рыночной экономике 29
3.Антимонопольное законодательство 33
3.1.Антимонопольное законодательство 33
3.2.Антимонопольное законодательство Российской Федерации 36
3.3.Антимонопольное законодательство ПМР 40
Заключение 46 ………………………………………………………………… .
Список использованных источников 48

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Московская  Академия экономики  и права 

Тираспольский  филиал 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

    по дисциплине        

                       «Макроэкономика»

    на  тему  

                        «Конкуренция и монополия» 
     
     
     
     
     

              студента 2 курса гр. ЭД-10

              Беликова  Дмитрий Михайловича

                                                                           
               
               

РЕЦЕНЗЕНТ:

Преподаватель профессор Сенокосова Людмила Григорьевна

              Звание, Ф.И.О.

Дата  защиты “___”__________________________201___г. 

ОЦЕНКА  “___”    _________________________(подпись рецензента) 
 

                                    

                                        Тирасполь  2011 г.

           Московская академия экономики и права

    РЕЦЕНЗИЯ

 

    На  курсовую работу студента ЭД-10 Беликова Дмитрия Михайловича

по дисциплине :                  «Макроэкономика»

на тему:                          «Монополия и Конкуренция     

Замечания преподавателя  по ошибкам курсовой работы и др. указания студенту

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Курсовая  работа допущена (не допущена) к защите 

Рецензент ____________________________________________(подпись) 

                                    

                                             Дата “____” ________________________201___г. 
 
 
 

Содержание 

Введение                    3

1.Монополия и конкуренция……                                                                          6

     1.1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы   6                                                

     1.2. Сущность монополии и закономерности её возникновения. 15

2.Значение монополии и конкуренции  22

     2.1. Социально-экономические последствия монополии и конкуренции   22

     2.2. Значение монополии и конкуренции в рыночной экономике               29

3.Антимонопольное законодательство                                                                33

     3.1.Антимонопольное законодательство                                                        33

     3.2.Антимонопольное законодательство Российской Федерации           36

     3.3.Антимонопольное законодательство ПМР                                         40

     Заключение      46                                                             …………………………………………………………………   .

Список  использованных источников                                                             48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель  – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

      Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных  формах и осуществляется разными способами.

      Как свидетельствуют общие и специальные  энциклопедические словари и  справочники, КОНКУРЕНЦИЯ (ОТ  ЛАТ. CONCURRERE – СТАЛКИВАТЬСЯ) – ЭТО СОПЕРНИЧЕСТВО  МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ  ЗА ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА, КУПЛИ  И ПРОДАЖИ  ТОВАРОВ.

      Термин, заметим, древний, латинский, как и  само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция древнее. Ее глубинные корни состоят в необходимости постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание.

      История человеческого общества, экономическая  и иная, это и история конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия. Создание древних и средневековых империй, хлебные и соляные бунты, столетняя, семилетняя и иные войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевщина» и «ежовщина», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, казалось бы, существенных различиях между собой так или иначе порождались стремлением вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией.

      Конкуренции на базе коллективизма и планомерности  не бывает. Конкуренция не может  быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.

      Известно, что в действительности экономика любой страны является смешанной, поскольку теоретические модели рыночного хозяйства описывают экономику какой-либо достаточно локальной области, а на практике (в масштабах государства) действуют одновременно законы нескольких моделей экономики. Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой либо страны определяется также  уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.

     Проблема  монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной  до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

     К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более  ста лет, однако нельзя видеть в монополиях  все мировое зло или считать  только их основой экономического благосостояния.

     Отношение общественности и государства к  различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

     С другой стороны, существуют весомые  аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

     Не  следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений , правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. 
 
 
 
 

                                        1.Монополия и конкуренция…… 

       1.1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы 

     В экономической литературе существует множество определений категории  «конкуренция».

     По  определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сырья и продажи товаров .

     В экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

     Конкуренция – это соперничество между  участниками рыночного хозяйства  за лучшие условия производства, купли  и продажи товаров. Существуют и  другие определения конкуренции. Например, конкуренция рассматривается как  экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям, или как состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства .

     Конкуренция представляет собой соперничество  субъектов хозяйственной деятельности с целью достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.

     Рыночная  конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики  как системы .

     Она существует всегда и везде, где между субъектами возникает соперничество за свои интересы. Как экономическое отношение конкуренция выражает причинно-следственную зависимость между интересом субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами развития экономики.

     Конкуренция играет важную роль в обществе. Она является стимулятором деятельности самостоятельных хозяйственных единиц. Через нее производители в определенной степени контролируют друг друга. Конкуренция – это борьба, которая в конечном итоге вызывает спад цен, снижении производственных затрат, росту качества товаров и применении результатов научного прогресса.

     Однако  конкуренция имеет и обратную сторону. Она вызывает противоречия интересов экономических субъектов, вызывает расслоения и дифференциацию в общественных слоях, вызывает желание создать в экономике монополии, является источником появления непроизводительных затрат. В таком случае, без вмешательства со стороны государства, конкуренция является разрушающей силой.

Информация о работе Конкуренция и монополия