Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:44, реферат

Описание работы

Целью реферата является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов…………………………………………………………………………………5
1.1. Конкуренция и её конечный результат: образование монополии…...8
2. Определение монополии с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………………..12
2.1. Виды монополии и их место в современной экономике……………....15
3. Возникновение антимонопольного законодательства……………………....20
3.1. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации…..22
Заключение…..………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………....28

Работа содержит 1 файл

Конкуренция и Монополия.doc

— 156.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

________________________________________

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Конкуренция и монополия»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                            Проверил:

слушатель 218 уч. взв.                         преподаватель кафедры

рядовой милиции                                 экономики

Республики Таджикистан                   к.ю.н., капитан милиции

Мухамадиев Дж.С                        Филатова

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1.      Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов…………………………………………………………………………………5

1.1.           Конкуренция и её конечный результат: образование монополии…...8

2.      Определение монополии с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………………..12

2.1.           Виды монополии и их место в современной экономике……………....15

3.      Возникновение антимонопольного законодательства……………………....20

3.1.           Антимонопольное законодательство в Российской Федерации…..22

 

Заключение…..………………………………………………………………….25

Литература……………………………………………………………………....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день изучение проблемы монополии и конкуренции является наиболее актуальным. Как показывает теория и практика, наиболее эффективной на современном этапе развития общества является рыночная экономика. Ее неотъемлемый элемент - конкуренция, которая, в свою очередь, является катализатором эффективности общественного производства. В процессе развития цивилизации и общества усиливается разделение труда, и, как следствие, усложняются конкурентные отношения. Они приобретают новые формы, такие как конкуренция между рынками, отраслями, регионами, странами, транснациональными компаниями. Однако эти процессы ведут к увеличению числа факторов, влияющих на степень несовершенства конкуренции. Например, усложняются барьеры для входа в отрасль, инструменты ведения конкурентной борьбы; увеличивается потребность в получении более сложной, многогранной информации, необходимой для выживания в постоянно меняющихся условиях. Несовершенство конкуренции негативно сказывается на эффективности всей экономики.

Таким образом, становится очевидным, что конкуренция является закономерностью, присущей рыночной экономике; она пронизывает всю экономическую систему, и, в частности, находит свое отражение внутри хозяйствующих субъектов, что делает её изучением необходимым.

Целью реферата является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, внесших существенный вклад в разработку научных основ в исследование конкуренции и монополии. Использованы законодательные и нормативные акты, отражающие антимонопольное регулирование в Российской Федерации.

Объектом исследования является экономические явления – конкуренция и монополия.

Предмет исследования – антимонопольное регулирование, которое вводится с целью сохранения баланса конкурентных и монопольных сил.

Характеризуя степень разработанности проблемы, отметим, что представленная в литературе теория конкуренции и монополии обширна. Она создавалась усилиями экономистов разных научных школ и методологических направлений. Среди зарубежных исследователей, внесших значительный вклад в общую теорию конкуренции и монополии, следует указать А.Смита, Дж.С. Милля, А. Курно, К. Менгера, А. Маршалла, Р. Лифмана, Дж. Гобсона, Дж. Коммонса, Э. Чемберлина, Дж. Робинсон, Э. Мэйсона, Дж. Хикса, Й. Шумпетера, В. Ойкена, Дж. Гэлбрейта, Дж. Стиглера, К. Эрроу, О. Уильямсона и многие другие.

Большое место тема конкуренции и монополии занимала в исследованиях российских экономистов - А. А. Исаева, П. А. Тверского, И. Г. Блюмина, Е. Л. Хмельницкой, И. Д. Иванова, С. М. Никитина, С. М. Меньшикова, И. Е. Рудакова, Г. В. Полунина, В. Г. Шемятенкова, И. В. Стародубровской, В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, В.В.Радаева А.Ю.Юданова и многих других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов

 

Конкуренция является одной из важнейших категорий экономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, подвергается, и подвергалась раньше, в течение, по меньшей мере, трех последних веков, самому детальному рассмотрению. Начиная с меркантилистов и заканчивая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с рыночной экономикой осознают необходимость регулирования рынка, обеспечения конкурентной среды.

Начальным хронологическим периодом исследования конкуренции обычно считается меркантилизм. Но в данном случае приходится отступать от традиции, потому что западные историки экономических учений отрицают их вклад в экономическую теорию, считая пионерами физиократов, за которыми утвердилась эта роль, рассматривающих конкуренцию как естественную форму рыночных отношений. Физиократы выступали как сторонники невмешательства государства в экономическую жизнь страны, противники всякого рода монополий, защитники свободы предпринимательской деятельности в условиях капиталистической конкуренции.

В отличие от политики физиократов, политика меркантилизма была направлена на ограничение ввоза иностранных товаров и обеспечения льгот на те или иные формы торговли, то есть, направлена на ограничение конкуренции. Таким образом, вклад меркантилистов в развитие теории конкуренции огромен. Об этом говорит и тот факт, что их политика существует и поныне. Один из крупнейших представителей этой школы Т. Мен главной заботой государства считал обеспечение правила «Продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них». Только с помощью активной внешней торговли, по его мнению, можно привлечь в страну те «единственные деньги, которые у нас остаются и которыми мы обогащаемся».

Различные представления конкуренции сложились не сразу, они формировались на протяжении нескольких столетий.

Основоположником классической концепции конкуренции считается А.Смит. Свободный рынок по Смиту - это путь, ведущий к благосостоянию нации. [1]Конкуренция рассматривается им как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда «индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи [2]и покупки соответственно». Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок через механизм взаимодействия спроса и предложения к некоей точке равновесия. Сама же точка равновесия определяется как «совокупность выгод и невыгод различных применений труда и капитала».

В этой трактовке конкуренции необходимо заметить, что А. Смит отмечал, что конкуренция касается не только производителей (продавцов) но и покупателей стремящихся сделать более выгодные покупки. Хотя понимание этого зачастую отсутствует в определениях других исследователей.

Исследование теории конкуренции Д. Рикардо послужило развитию идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции. Он построил теоретическую модель совершенной конкуренции при функционировании рыночной системы в долгосрочной перспективе. Для условий, рассмотренных Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», который является постулатом тенденции равновесного состояния при полной занятости. Таким образом, Риккардо являясь последователем Смита, значительно дополнил и углубил существующую на тот момент модель совершенной конкуренции. Однако его работа касалась только совершенной конкуренции, которая является лишь частью конкурентных отношений.

Интерес представляет и идея совершенной конкуренции Дж.С.Милля. «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования[3]». Им был сделан существенный вклад в теорию конкуренции: разработано уравнение международного спроса, выделены так называемые не конкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативных издержек. Обратим внимание на широту понимания конкуренции Дж.С.Милля, «конкуренция сама по себе является законом» то есть он подчеркивает значение конкуренции, заложенной в самой природе экономических отношений.

С несколько иной точки зрения рассматривает модель совершенной конкуренции К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли. «Равенство прибыли во всех отраслях промышленности и народного хозяйства предполагает полную свободу конкуренции, свободу перелива капитала из одной отрасли в другую. А частная собственность на землю создает монополию, помеху этому свободному переливу. В силу этой монополии, например, продукты сельского хозяйства, отличающегося более низким строением капитала и более высокой нормой прибыли, не идут в вполне свободный процесс выравнивания нормы прибыли; собственник земли, как монополист, получает возможность удержать цену выше средней, а эта монопольная цена рождает абсолютную ренту». Заслугой К.Маркса является то, что он впервые рассмотрел конкуренцию с позиций теории стоимости, а так же понимание того, что конкуренция затрагивает не только определенные сегменты рынка, но и целые отрасли.

 

 

1.1. Конкуренция и её конечный результат: образование монополии

 

Конкуренция – очень сложная дефиниция. Поэтому для более полного понимания её сущности, необходимо рассмотреть формы и методы конкуренции. [4]

По степени интенсивности конкуренция может быть: - привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

- умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

- ожесточённой для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;

- ожесточённой для субъекта конкуренции, когда конкурент поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

Теперь обратимся к формам конкуренции:

- предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

- функциональная – конкуренция между товарами-заменителями.

Конкуренция включает в себя следующие разновидности: ценовая, неценовая, отраслевая, межотраслевая, прямая, косвенная, продавцов, покупателей, совершенная, несовершенная.

Из методов конкуренции – ценовой и неценовой – российские предприятия в соперничестве с иностранными компаниями на крайне невыгодных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жёсткую из них, а именно – в ценовую конкуренцию, которая базируется на привлечении покупателей за счёт разницы в ценах на товары, аналогичные по качеству товарам конкурентов. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а если цена падает ниже издержек, то появляются и убытки. При этом отечественным предприятиям (особенно при попытках выхода на внешние рынки) часто приходится компенсировать за счет заниженных цен еще и отставание по качеству продукции.

Напротив, при неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: улучшением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретной группы потребителей, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы. При этом базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.

В ходе отраслевой конкуренции соперничество осуществляется на сопоставлении одноимённых товаров, а в условиях межотраслевой усилия переключаются на более выгодное вложение капитала. Большее внимание обращается на вложение в новые перспективные отрасли.

Конкуренция может быть прямой и косвенной. Для прямой конкуренции характерна открытость, которая может проявляться в широком оповещении потребителей о снижении цен. Косвенную конкуренцию отличает скрытость. Примером может служить распространение ложных сведений , направленных на дискредитацию предприятий.

Конкуренция продавцов связана с избытком товара на рынке, поэтому продавцы стремятся снизить цену, чтобы реализовать свой товар. Конкуренция покупателей представляет собой соперничество за возможность приобрести конкретный товар.

Развитие конкуренции неизбежно порождает монополию. Давайте обратимся к вопросу: почему это происходит?

Информация о работе Конкуренция и монополия