Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. 5
1.1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма. 5
1.2. Рынок чистой конкуренции 6
1.3. Рынок несовершенной конкуренции и монополии 13
2. СОВЕРШЕННЫЕ И НЕСОВЕРШЕННЫЕ КОНКУРЕНЦИИ. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. 17
2.1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена 17
2.2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

конкуренция и монополия.docx

— 81.97 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. 5

1.1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма. 5

1.2. Рынок чистой конкуренции 6

1.3. Рынок несовершенной конкуренции и монополии 13

2. СОВЕРШЕННЫЕ И НЕСОВЕРШЕННЫЕ КОНКУРЕНЦИИ. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. 17

2.1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена 17

2.2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая попытка исследовать отдельную  отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

• чистую конкуренцию;

• чистую монополию;

• монополистическую конкуренцию,

• олигополию;

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».

Рассмотрим такое понятие как  «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.

Все продавцы на рынке будут совершенными, если:

  1. Каждый их них мал относительно рынка в целом;
  2. Продукция является однородной;
  3. Покупатели хорошо информированы о ценах продавцов;
  4. Продавцы действуют независимо друг от друга;
  5. Фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Мы так же подробно рассмотрим и  проанализируем отдельный вид несовершенной  конкуренции монополию и рассмотрим ее виды

Монополия представляет собой крайний  случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует  возможность вхождения других.

Так как монополия оказывает  негативное влияние на экономику рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование включает в себя:

• административный контроль над  монополизированными рынками,

• организационный механизм,

• антимонопольное законодательство.

Три основных дефекта дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация.

На мой взгляд, полезно время  от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

 

1. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ.

1.1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма.

 

Роль конкуренции в хозяйственной  жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования.

Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

Сказанное не означает, что все  сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.

Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы-новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

Наконец, конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых методов предпринимательства становится повседневной заботой конкурентов.

1.2. Рынок чистой конкуренции.

 

Рыночная несовершенная конкуренция  является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течении по меньшей мере трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.

Прежде  всего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует. Тем не менее, классификационный анализ включает данную рыночную структуру главным образом потому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур. Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формы конкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из них оценивается на основе определенных признаков.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции.

Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:

  • множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары;
  • полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок;
  • отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала;
  • полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями;
  • отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей

Строго  говоря, беря меркантилизм за начальный  хронологический период, приходится отступать от традиции, потому что  западные историки экономических учений отрицают за ними вклад в экономическую  теорию, а физиократы, за которыми утвердилась  эта роль, рассматривали конкуренцию  как естественную форму рыночных отношений.

Несовершенная конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный  им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения  и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.

С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе  говоря, она рассматривалась как  фактор развития, совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить «функциональные возможности» конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.

И теория, и практика на протяжении длительного  периода времени показывает, что  рыночный механизм не является идеальным  в том смысле, что он порождает  определенные неустойчивые явления. Здесь  можно различить два рода неустойчивости. Во-первых, неустойчивость, порождаемую  замкнутым характером регулирующего  рыночного механизма. Иначе говоря, это система подчиняется законам  автоматических систем управления, которой, в принципе свойственна тенденция  к колебательным явлениям, что  и регистрируется фактами периодических  спадов, подъемов и кризисов производства. Хотя в настоящее время и выработана более или менее эффективная  антикризисная политика, однако наличие  неустойчивости, как имманентно присущей рыночной системе, не вызывает сомнения. Другой тип неустойчивости касается рассматриваемой нами проблемы и  связан с конкуренцией. В основе ее лежит закономерность, известная  как неравномерность развития производительных сил. Она проявляется как внутри отдельной национальной экономики, так и в международном плане. Согласно этой закономерности, на данный момент времени рыночный спрос обеспечивается товарами, производимыми различными технологическими способами производства, причем это различие касается, главным  образом, эффективности или прогрессивности  той или иной технологии. Иначе  говоря, в рассматриваемой системе  существуют производители, для которых  издержки производства, как средние, так и предельные ниже среднеотраслевых, равно как существуют производители, для которых эти показатели превышают  средние. Такое явление является типичным для конкурентного рынка. Поэтому создается реальная и объективная основа для концентрации производства, то есть слияния капиталов и его сосредоточения в собственности относительно небольшого числа предпринимателей.

Итак, в  конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции  или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждый отдельный  производитель стремится захватить  и обеспечить за собой большую  долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту  прибыли, но и обеспечивает ему условия  выживания в конкурентной среде. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается как нормальное явление, соответствующее принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощением, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая теория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается за рост масштаба производства.

Начавшаяся  в недрах идеальной рыночной конкуренции  концентрация производства, развивается  как снежный ком. Для крупного предприятия появляется возможность  более эффективной его организации, на основе разделения труда, создания поточных производств, технологической  и конструкторской специализации, внедрения более мощных и производительных машин, также специализированных на отдельных операциях.

Еще раз  подчеркну, что несовершенная конкуренция  с самого начала рассматривалась  как необходимый фактор развития производительных сил. Естественно, что  и государственная политика была направлена на то, чтобы сохранить  этот фактор, тем более, что к концу  ХIХ века монополистические тенденции  проявились с такой интенсивностью, что научная экономическая мысль  стала рассматривать их как естественные явления и раскол в идеях обозначился  достаточно наглядно и остро. С одной  стороны, концентрация производства рассматривалась  как имперский характер развития капитализма, а отсюда обосновывалась объективная необходимость обобществления средств производства (марксистско-ленинская теория), с другой -  на фоне этой теории настойчиво звучали призывы сохранить рыночную экономику с ее необходимым атрибутом конкуренции. Идеологом последнего направления следует считать Вильфредо Парето, который специально выделил конкуренцию как самостоятельную категорию научного исследования. Будучи сторонником рынка, он рассматривал его с идеальных позиций, то есть как рынок чистой конкуренции, когда существует большое число независимых продавцов и покупателей, со свободой доступа и выхода из рынка. Именно в этих условиях сохраняется созидательная энергия, стимулируемая личным интересом, личной выгодой. Поэтому несовершенная конкуренция выступает как один из главных регулирующих элементов в экономике. Чем интенсивней конкуренция, тем лучше потребителю. Отсюда и основной принцип, известный как принцип Парето: все члены общества выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Иначе говоря, общество богатеет, если все его члены выигрывают, и богатство не достигнет своего максимума, если получение полезности одними группами людей уменьшает ее для других.

Информация о работе Конкуренция и монополия