Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

Содержание

Введение 3
1.Монополия и конкуренция…… 6
1.1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы 6
1.2. Сущность монополии и закономерности её возникновения. 15
2.Значение монополии и конкуренции 22
2.1. Социально-экономические последствия монополии и конкуренции 22
2.2. Значение монополии и конкуренции в рыночной экономике 29
3.Антимонопольное законодательство 33
3.1.Антимонопольное законодательство 33
3.2.Антимонопольное законодательство Российской Федерации 36
3.3.Антимонопольное законодательство ПМР 40
Заключение 46 ………………………………………………………………… .
Список использованных источников 48

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

   Проекты решений органов власти и управления по вопросам предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с государственным антимонопольным органом.  

   Статья 14. Запрещение соглашений (согласованных  действий)

органов власти и управления, ограничивающих

конкуренцию  

   Запрещаются и в установленном порядке  признаются недействительными полностью  или частично достигнутые в любой  форме соглашения (согласованные  действия) органа власти и управления с другим органом власти и управления либо с хозяйствующим субъектом, которые приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

   а) повышение, снижение или поддержание цен и тарифов, кроме случаев, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

   б) раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров (услуг) либо по кругу продавцов или покупателей;

   в) устранение с товарного рынка  других хозяйствующих субъектов  или ограничение им доступа на товарный рынок.  

   Ретроспектива изменений Статьи 15:

   Редакция 6 - Закон ПМР от 25.06.09 N 789-ЗИ-IV (САЗ 09-26).  

   Статья 15. Противоправные действия хозяйствующего субъекта на

товарном  рынке (недобросовестная конкуренция)  

   Запрещаются противоправные действия хозяйствующего субъекта на товарном рынке (недобросовестная конкуренция), в том числе:

   а) распространение ложных или искаженных сведений, способных нанести ущерб имуществу и (или) деловой репутации другого хозяйствующего субъекта;

   б) введение покупателей в заблуждение  относительно способа и места  изготовления, потребительских свойств  и качества товаров;

   в) недобросовестное сравнение в рекламных целях хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров (услуг) с товарами других хозяйствующих субъектов;

   г) самовольное использование товарного  знака, фирменного наименования или  маркировки товара, а также копирование упаковки, внешнего оформления товаров другого хозяйствующего субъекта;

   д) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.  
 
 

   Статья 16. Недопустимость участия в предпринимательской

деятельности  должностных лиц органов власти

и управления  

   Должностным лицам органов власти и управления запрещается:

   а) заниматься предпринимательской деятельностью;

   б) иметь в собственности предприятия, организации, самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций (долей), участвовать при принятии решений общим собранием организации, за исключением случая представительства в хозяйствующем субъекте, в котором есть доля государства и (или) реализовано специальное право ("золотая акция");

   в) занимать должности в органах  управления хозяйствующего субъекта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Заключение 
 

В ходе написания этой курсовой работы , я сделал для себя выводы в том ,что

эффективное функционирование экономики в современных, преимущественно рыночных странах, невозможно без постоянного балансирования между монополией и конкуренцией, без обеспечения того или иного сочетания этих важнейших начал эффективности экономического развития.

     Одним из важнейших признаков рынка  является конкуренция как форма  взаимного соперничества субъектов  рынка и механизм регулирования  общественного производства.

     Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

     Посредством конкуренции происходит распределение  не только факторов производства, но и  доходов в соответствии с вкладом  и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

     Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.

     Монополии – крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки  за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

     Монополизм  – это исключительное положение  одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать  господство на рынке.

     Особенностью  современной монополии является то, что ее возникновение сопряжено  с рядом отрицательных последствий  для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Еще более опасно то, что монополия  полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.

     Отсутствие  конкурентной среды делает неэффективным  использование рыночных механизмов в регулировании деятельности монополий. В силу специфического положения монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется. 
 

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников 

 1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное      

           пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.:

           ИНФРА-М, 1998. 

 2. Абрамов В.Л. Управление конкурентоспособностью экономических систем. – М.: Пермь, 2004 

 3. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.                 

            Лобкович, М.Г. Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003.

 4. Макконнелл К.С., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и    

        политика. – М.: Республика, 2002.

 5. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.

       Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:     

       ИНФРА-М, 2003.                                 

 6. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В.   

             Чечелевой. – М.: Издательство  «Экзамен», 2005.

 7. Гершанович Е.А. Институциональные условия        

      конкурентоспособности экономики России Серия: экономическая. – 

             выпуск 89-3.

8. Гордеев В.А. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 1.

9. Залозная Г.М. Повышение конкуренции российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации // Современная конкуренция. – 2008. – № 5.

10. Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. – 2009. – № 1.

11. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. – 2009. – № 4/5.

12. Наймушин В.Г. «Постиндустриальные» иллюзии или системная «неоиндустриализация»: выбор современной России // Экономист. – 2009. – № 4. 

13.   Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и  др.; Под общ. ред. Лисовика Б.  и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – 448 с. 

14.  Зайдель Х., Теммен Р.  Основы  учения об экономике. – М.: Дело  ЛТД, 1994.  

15.  Мамедов О. Ю. Современная экономика.  Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конкуренция и монополия