Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:58, курсовая работа
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.
Введение 3
1.Монополия и конкуренция…… 6
1.1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы 6
1.2. Сущность монополии и закономерности её возникновения. 15
2.Значение монополии и конкуренции 22
2.1. Социально-экономические последствия монополии и конкуренции 22
2.2. Значение монополии и конкуренции в рыночной экономике 29
3.Антимонопольное законодательство 33
3.1.Антимонопольное законодательство 33
3.2.Антимонопольное законодательство Российской Федерации 36
3.3.Антимонопольное законодательство ПМР 40
Заключение 46 ………………………………………………………………… .
Список использованных источников 48
Проекты
решений органов власти и управления
по вопросам предоставления льгот отдельному
хозяйствующему субъекту или нескольким
хозяйствующим субъектам подлежат согласованию
с государственным антимонопольным органом.
Статья 14. Запрещение соглашений (согласованных действий)
органов власти и управления, ограничивающих
конкуренцию
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) органа власти и управления с другим органом власти и управления либо с хозяйствующим субъектом, которые приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
а) повышение, снижение или поддержание цен и тарифов, кроме случаев, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
б) раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров (услуг) либо по кругу продавцов или покупателей;
в)
устранение с товарного рынка
других хозяйствующих субъектов
или ограничение им доступа на
товарный рынок.
Ретроспектива изменений Статьи 15:
Редакция
6 - Закон ПМР от 25.06.09 N 789-ЗИ-IV (САЗ
09-26).
Статья 15. Противоправные действия хозяйствующего субъекта на
товарном
рынке (недобросовестная конкуренция)
Запрещаются противоправные действия хозяйствующего субъекта на товарном рынке (недобросовестная конкуренция), в том числе:
а) распространение ложных или искаженных сведений, способных нанести ущерб имуществу и (или) деловой репутации другого хозяйствующего субъекта;
б) введение покупателей в заблуждение относительно способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товаров;
в) недобросовестное сравнение в рекламных целях хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров (услуг) с товарами других хозяйствующих субъектов;
г)
самовольное использование
д)
незаконное получение, использование,
разглашение информации, составляющей
коммерческую, служебную и иную охраняемую
законом тайну.
Статья 16. Недопустимость участия в предпринимательской
деятельности должностных лиц органов власти
и управления
Должностным лицам органов власти и управления запрещается:
а)
заниматься предпринимательской
б)
иметь в собственности
в)
занимать должности в органах
управления хозяйствующего субъекта.
В ходе написания этой курсовой работы , я сделал для себя выводы в том ,что
эффективное функционирование экономики в современных, преимущественно рыночных странах, невозможно без постоянного балансирования между монополией и конкуренцией, без обеспечения того или иного сочетания этих важнейших начал эффективности экономического развития.
Одним
из важнейших признаков рынка
является конкуренция как форма
взаимного соперничества
Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.
Монополии
– крупные хозяйственные
Монополизм – это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.
Особенностью
современной монополии является
то, что ее возникновение сопряжено
с рядом отрицательных
Отсутствие
конкурентной среды делает неэффективным
использование рыночных механизмов
в регулировании деятельности монополий.
В силу специфического положения монополий
в экономике России единственной силой,
способной им противостоять является
государство. Поэтому, государственная
политика, ставящая пределы и определяющая
правила их поведения на рынке, должна
быть нацелена на усиление регулирующей
роли государства, в частности в области
тарифной политики (например, на организацию
ценовой конкуренции между различными
видами энергоносителей), ограничение
неконтролируемой частной монополии государственной
монополией, изменение направления рентных
доходов в пользу государства, а также
на согласование действий федеральных
и региональных решений. Недостаточно
четкое разграничение прав и ответственности
федеральных органов власти и местных
администраций по регулированию естественных
монополий приводит к ценовым диспропорциям
на услуги их отраслей между регионами,
к разрыву межрегиональных связей. При
отсутствии скоординированной политики
федеральных властей и регионов и высокой
дифференциации цен и тарифов между отдельными
потребителями деятельность ряда регионов
страны в едином экономическом пространстве
осложняется.
Список
использованных источников
1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное
пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.:
ИНФРА-М, 1998.
2. Абрамов
В.Л. Управление конкурентоспособностью
экономических систем. – М.: Пермь, 2004
3. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.
Лобкович, М.Г. Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003.
4. Макконнелл К.С., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и
политика. – М.: Республика, 2002.
5. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.
Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:
ИНФРА-М,
2003.
6. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В.
Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
7. Гершанович Е.А. Институциональные условия
конкурентоспособности экономики России Серия: экономическая. –
выпуск 89-3.
8. Гордеев В.А. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 1.
9. Залозная Г.М. Повышение конкуренции российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации // Современная конкуренция. – 2008. – № 5.
10. Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. – 2009. – № 1.
11. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. – 2009. – № 4/5.
12. Наймушин В.Г.
«Постиндустриальные» иллюзии или системная
«неоиндустриализация»: выбор современной
России // Экономист. – 2009. – № 4.
13.
Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика
/Пер. с англ. В. Лукашевича и
др.; Под общ. ред. Лисовика Б.
и Лукашевича В. – С-Пб., 1997.
– 448 с.
14.
Зайдель Х., Теммен Р. Основы
учения об экономике. – М.: Дело
ЛТД, 1994.
15.
Мамедов О. Ю. Современная