Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:58, курсовая работа
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.
Введение 3
1.Монополия и конкуренция…… 6
1.1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы 6
1.2. Сущность монополии и закономерности её возникновения. 15
2.Значение монополии и конкуренции 22
2.1. Социально-экономические последствия монополии и конкуренции 22
2.2. Значение монополии и конкуренции в рыночной экономике 29
3.Антимонопольное законодательство 33
3.1.Антимонопольное законодательство 33
3.2.Антимонопольное законодательство Российской Федерации 36
3.3.Антимонопольное законодательство ПМР 40
Заключение 46 ………………………………………………………………… .
Список использованных источников 48
До
недавнего времени в советской
экономической литературе наличие
монополии и конкуренции
Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.
Для нашей страны, для нормального функционирования рыночной экономики, необходимо: в первую очередь – благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды – сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.
Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом – не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики – особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире.
Причинами его появления были:
· устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.
· свёртывание товарно-денежных отношений
· ликвидация конкуренции
· искусственная концентрация и узкая специализация производства
· преобладание централизма
и бюрократии в управлении экономикой
и др.
3.1.Антимонопольное законодательство
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Таким образом в подавляющем большинстве развитых стран существует антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
Монопольная власть над ценами таит опасность завышения цен на продукцию монополий и занижение цен на сырье для монопольной фирмы. Монополия сохраняет определенный запас прочности, что тормозит слишком частые и глубокие положительные модификации в деятельности монополий, порождается тенденция к бюрократизации и Jf-неэффективности, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами.
Как
известно, в странах Запада государство
активно вмешивается в
Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Оно может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти, в том числе и мелкими фирмами, любых форм монопольного поведения.
Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде в1889г и США в 1890 – знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии.
Закон
Клейтона в 1914 запретил соглашения об
ограничении круга
Современное
антимонопольное регулирование
со стороны государственных
Первая группа мер – административно-правовое воздействие в виде:
• запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
• роспуска существующих монополистических объединений;
• расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.
Вторая группа мер – административно-экономическое воздействие, направленное на:
• преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);
• преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;
• запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Третья группа мер – экономическое воздействие, проводимое государством:
• использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
•
поощрение выпуска товаров-
•
расширение рынка за счет установления
международных экономических связей и
увеличения импорта; распространение
научных и технологических знаний.
3.2.Антимонопольное
законодательство Российской
Федерации
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение.
Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших компаний.
Таким
субъектам при некоторых
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2)
изъятие товара из обращения,
если результатом такого
3)
навязывание контрагенту
4)
экономически или
5)
экономически или
6)
экономически, технологически и
иным образом не обоснованное
установление различных цен (
7)
установление финансовой
8)
создание дискриминационных
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10)
нарушение установленного
Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.
В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:
1.
Обеспечение единства
Российской Федерации.
2.
Обеспечение «прозрачности»
3. Снижение барьеров
4.
Создание эффективных правовых
механизмов, которые обеспечивают
соблюдение запрета на занятие предпринимательской
деятельностью представителями органов
власти, в том числе через использование
государственных и муниципальных унитарных
предприятий как инструментов совмещения
органами власти хозяйственных и властных
полномочий.
5. Активизация работы по профилактике
и пресечению недобросовестной конкуренции
на товарных рынках.