Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

Содержание

Введение 3
1.Монополия и конкуренция…… 6
1.1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы 6
1.2. Сущность монополии и закономерности её возникновения. 15
2.Значение монополии и конкуренции 22
2.1. Социально-экономические последствия монополии и конкуренции 22
2.2. Значение монополии и конкуренции в рыночной экономике 29
3.Антимонопольное законодательство 33
3.1.Антимонопольное законодательство 33
3.2.Антимонопольное законодательство Российской Федерации 36
3.3.Антимонопольное законодательство ПМР 40
Заключение 46 ………………………………………………………………… .
Список использованных источников 48

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     До  недавнего времени в советской  экономической литературе наличие  монополии и конкуренции связывалось  исключительно с капиталистической  системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

     Рыночная  конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

     Для нашей страны, для нормального  функционирования рыночной экономики, необходимо: в первую очередь –  благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды –  сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

     Конкурентная  среда, как и рыночная экономика  в целом – не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует  согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики – особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

     Конкурентной  среде предшествует становление  конкуренции как таковой, т.е. формы  взаимоотношений хозяйствующих  субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

     В нашей стране сложился особый тип  монопольного хозяйства, не имеющий  аналогов в мире.

     Причинами его появления были:

     · устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.

     · свёртывание товарно-денежных отношений

     · ликвидация конкуренции

     · искусственная концентрация и узкая специализация производства

     · преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    3.Антимонопольное законодательство

                             3.1.Антимонопольное законодательство

Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Таким образом в подавляющем большинстве развитых стран существует антимонопольное законодательство.

     Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

     Монопольная власть над ценами таит опасность  завышения цен на продукцию монополий  и занижение цен на сырье для  монопольной фирмы. Монополия сохраняет  определенный запас прочности, что  тормозит слишком частые и глубокие положительные модификации в  деятельности монополий, порождается тенденция к бюрократизации и Jf-неэффективности, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами.

     Как известно, в странах Запада государство  активно вмешивается в хозяйственную  деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного  влияния монополий и олигополии в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

     Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Оно может  пониматься в узком и широком  смысле слова. В первом случае оно  направлено против чистых монополий  и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти, в том числе и мелкими фирмами, любых форм монопольного поведения.

     Первые  законы, запрещавшие монопольные  соглашения, были приняты в Канаде в1889г и США в 1890 – знаменитый закон Шермана, получивший широкую  популярность как «хартия экономической  свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии.

     Закон Клейтона в 1914 запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

     Современное антимонопольное регулирование  со стороны государственных органов  можно свести к трем группам мер: 

     Первая  группа мер – административно-правовое воздействие в виде:

     • запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

     • роспуска существующих монополистических  объединений;

     • расчленения монополий на ряд  самостоятельных производств.

     Вторая  группа мер – административно-экономическое воздействие, направленное на:

     • преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

     • преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем  использования рекламы;

     • запрещение внеэкономического воздействия  на контрагентов путем сговора с  целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

     Третья  группа мер – экономическое воздействие, проводимое государством:

     • использование разных приемов ведения  налоговой политики, которые вынуждают  монополию назначать цены на выпускаемую  продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

     • поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного  потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

     • расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний. 
 
 
 
 
 

      3.2.Антимонопольное законодательство Российской Федерации 

     Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение.

     Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших компаний.

     Таким субъектам при некоторых исключениях  запрещается:

     1) установление, поддержание монопольно  высокой или монопольно низкой  цены товара;

     2) изъятие товара из обращения,  если результатом такого изъятия  явилось повышение цены товара;

     3) навязывание контрагенту условий  договора, невыгодных для него  или не относящихся к предмету  договора;

     4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

     5) экономически или технологически  не обоснованные отказ либо  уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

     6) экономически, технологически и  иным образом не обоснованное  установление различных цен (тарифов)  на один и тот же товар,  если иное не установлено федеральным законом;

     7) установление финансовой организацией  необоснованно высокой или необоснованно  низкой цены финансовой услуги;

     8) создание дискриминационных условий;

     9) создание препятствий доступу  на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

     10) нарушение установленного нормативными  правовыми актами порядка ценообразования.

     Наряду  с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями  организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

     В ходе реализации антимонопольных мер  преследуются следующие основные цели:

     1. Обеспечение единства экономического  пространства на территории 
Российской Федерации.

     2. Обеспечение «прозрачности» процессов,  связанных с созданием, слиянием  и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных  средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

     3. Снижение барьеров входа на товарные рынки.

     4. Создание эффективных правовых  механизмов, которые обеспечивают  соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий. 
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Информация о работе Конкуренция и монополия