Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:58, курсовая работа
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.
Введение 3
1.Монополия и конкуренция…… 6
1.1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы 6
1.2. Сущность монополии и закономерности её возникновения. 15
2.Значение монополии и конкуренции 22
2.1. Социально-экономические последствия монополии и конкуренции 22
2.2. Значение монополии и конкуренции в рыночной экономике 29
3.Антимонопольное законодательство 33
3.1.Антимонопольное законодательство 33
3.2.Антимонопольное законодательство Российской Федерации 36
3.3.Антимонопольное законодательство ПМР 40
Заключение 46 ………………………………………………………………… .
Список использованных источников 48
Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.
Ограничительные
меры применяются антимонопольным
органом к хозяйствующим
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно
часто встречаются такие
Закон
запрещает устанавливать
Среди ограничивающих
конкуренцию факторов следует выделить,
во-первых, соглашения, которые препятствуют
доступу других предприятий на рынок;
во-вторых, отказы от заключения договоров
с определенными продавцами или
покупателями; в-третьих, соглашения по
разделу рынка по территориальному признаку
или ассортименту реализуемой продукции,
по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых,
ценовые соглашения.
3.3.Антимонопольное
законодательство ПМР
О КОНКУРЕНЦИИ
И ОГРАНИЧЕНИИ
ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
22 октября 2003 г.
N 341-З-III
(САЗ 03-43)
Текст нижеприведенной редакции Закона официально не опубликован
(Редакция
подготовлена с учетом
Законами Приднестровской Молдавской Республики
от 31.12.04,
09.11.05, 03.08.06, 12.06.07, 25.06.09)
Принят
Верховным Советом
Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции на товарных рынках Приднестровской Молдавской Республики.
Настоящий Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Приднестровской Молдавской Республики и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Настоящий
Закон определяет также организационные
и правовые основы государственной
политики в отношении естественных
монополий в Приднестровской
Молдавской Республике и направлен
на достижение баланса интересов потребителей
и субъектов естественных монополий, обеспечивающего
доступность реализуемого ими товара
для потребителей и эффективное функционирование
субъектов естественных монополий.
ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья
1. Сфера применения настоящего Закона
1.
Настоящий Закон
2.
Настоящий Закон не
3.
Настоящий Закон не
Ретроспектива изменений Статьи 2:
Редакция
2 - Закон ПМР от 31.12.04 N 514-ЗИД-III (САЗ
05-1).
НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ
Статья 11. Злоупотребление хозяйствующим субъектом
доминирующим
положением
1.
Не допускаются действия (бездействие)
хозяйствующего субъекта, занимающего
доминирующее положение,
а) изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержки дефицита на рынке либо повышения цен;
б)
навязывание контрагенту
в) создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
г) принуждение контрагента к заключению договора лишь при условии включения в него положений, касающихся товаров (услуг), в которых контрагент (потребитель) не заинтересован, за исключением случаев государственного заказа;
д) создание препятствий к доступу на товарный рынок (выходу с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам;
е) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования на товары (услуги);
ж) сокращение или прекращение производства товаров, имеющих спрос у населения, при условии безубыточности их производства;
з) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара;
и) установление монопольно высоких (низких) цен.
2.
В исключительных случаях действия
(бездействие) хозяйствующего субъекта,
указанные в пункте 1 настоящей статьи,
могут быть признаны правомерными, если
хозяйствующий субъект докажет, что положительный
эффект от его действий, в том числе в социально-экономической
сфере, превысит негативные последствия
для рассматриваемого товарного рынка.
Статья 12. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих
субъектов,
ограничивающие конкуренцию
1. Запрещаются соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение на рынке, если такие соглашения (согласованные действия) имеют своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
а) раздел товарного рынка по территориальному и (или) иным принципам;
б) устранение с товарного рынка других хозяйствующих субъектов или ограничение им доступа на товарный рынок;
в) установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок.
2. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на рынке, а другой является его поставщиком или покупателем, если такие соглашения (согласованные действия) приводят либо могут привести к ограничению конкуренции.
3.
Запрещается координация
4.
В исключительных случаях соглашения
или согласованные действия хозяйствующих
субъектов, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей
статьи, могут быть признаны государственным
антимонопольным органом правомерными
в порядке, предусмотренном статьей 18
настоящего Закона, если хозяйствующие
субъекты докажут, что положительный эффект
от их действий, в том числе в социально-экономической
сфере, превысит неблагоприятные последствия
для рассматриваемого товарного рынка
либо если возможность заключения такого
соглашения или осуществления согласованных
действий хозяйствующими субъектами предусмотрена
законами Приднестровской Молдавской
Республики.
Статья 13. Недопустимость действий органов власти и
управления,
направленных на ограничение конкуренции
Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, кроме случаев, когда эти акты направлены на укрепление государственной монополии, направленные на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминационных или, напротив, благоприятных условий для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, в том числе:
а) препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
б) ограничивать права на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
в) давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров без учета установленных нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики приоритетов;
г) препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, за исключением случаев, когда орган власти или управления действует в рамках законодательства Приднестровской Молдавской Республики;
д)
предоставлять отдельным