Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Работа содержит 1 файл

Конкуренция.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

      В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Кривая предложения имеет восходящий вид.

      Пересечение кривых спроса и предложения –  есть равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

      Рыночная  структура, организованная на основах  чистой конкуренции, имеет ряд неоспоримых  преимуществ по сравнению с другими  моделями рынка. Это позволяет экономистам  рассматривать рыночную конкуренцию  как наиболее эффективную систему  распределения и использования ограниченных ресурсов.

      Аллокативная  эффективность: P=MC. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуру, которая соответствует структуре совокупного спроса, т.е. предпочтениям потребителей.

      Производственная  эффективность: P=ACmin. Производственная эффективность предполагает, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом.

      Более того, свободный рынок способен восстанавливать  эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. 

Чистая  монополия.

      В современной экономической теории под чистой монополией принято понимать такую конкурентную рыночную ситуацию, которая отвечает следующим признакам:

      1. В отрасли функционирует только одна фирма, поэтому понятия “фирма” и “отрасль” равнозначны.

      2. Продукт фирмы/отрасли не имеет близких заменителей и в некотором роде уникален.

      3. Фирма обладает полным и абсолютным контролем над ценами, т.к. выпускает продукт монопольно. Такая фирма может считаться ценодателем.

      4. Доступ в отрасль для всех прочих фирм заблокирован. В качестве барьеров на пути “чужих” капиталов могут служить: патенты, государственные лицензии и франшизы, владение редким сырьевым ресурсом, большая капиталоемкость и экономия масштаба.

      5. Кривая спроса фирмы/отрасли имеет отрицательный наклон.

      Исследуя  поведение фирмы-монополиста, можно  сделать следующие выводы:

      ― фирма стремиться максимизировать  прибыль;

      ― монополист-производитель покупает ресурсы на конкурентных рынках;

      ― фирма не может проводить ценовую  дискриминацию, т.е. всем потребителям продукции фирмы продается по одной и той же цене;

      ― фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара.

      У монополиста нет своей кривой предложения, независимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.

      Поскольку для монополиста предельный доход  меньше цены, то в точке равновесия предельные издержки меньше цены: MC<P. Таким образом в монополии не выполняется условие аллокативной эффективности, т.е. ресурсы не распределены в обществе наиболее рациональным и оптимальным способом.

      При монополии не наблюдается также  производственной эффективности, т.к. P>LR ACmin. Из-за отсутствия конкурентов фирма не стремится к техническим нововведениям, позволяющим повысить производительность и снизить долгосрочные средние издержки производства до минимума.

      Фирма-монополист испытывает обычно Х-неэффективность, поскольку при каждом уровне производства издержки фирмы выше долгосрочных средних издержек.  

      Когда спрос эластичен, снижение цены ведет  либо к росту совокупной выручки либо к падению совокупной выручки. Рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

      Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

      На  конкурентном рынке равновесие может  быть достигнуто в точке Е, где  РЕ =МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Pm и количеству продукции Qm . Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Pm>МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

      Обычно  считают, что монопольные цены –  самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

      Другой  стереотип – монополист всегда стремится  ограничивать выпуск продукции. Это  также не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных факторапонижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т.д.), и повышающий.

      Монополистическая конкуренция.

      Монополистической   конкуренцией называется такая промежуточная рыночная модель, для которой характерны следующие признаки: ними.

      На отраслевом рынке присутствует большое множество фирм. В этом данная модель схожа с совершенной конкуренцией.

      Как и при совершенной конкуренции, отдельная фирма поставляет на рынок  объем продукции, столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением, что фирма не может влиять на рыночную цену при помощи этого фактора.

      В отрасли практически нет барьеров для притока других капиталов. Новые  фирмы могут свободно начать оперировать  в этой сфере, равно как существующие фирмы могут легко и свободно покинуть ее.

      Принципиально отличается от ситуации совершенной  конкуренции природа продукта. Для  продукта фирмы существует много  близких заменителей, однако данный продукт дифференцирован и чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли. Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные марки и наименования этого продукта. Производитель доводит до потребителя информацию о реальной и мнимой дифференциации своего продукта преимущественно благодаря рекламе. Дифференцированный продукт становится в своем роде уникальным и напоминает продукт, производимый монополией. Патентование товарных знаков, промышленных марок и наименований закрепляет эту уникальность и позволяет производителю дифференцированного товара реализовать некоторый контроль над ценами.

      В силу названных выше особенностей кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кривая совершенно конкурентной фирмы, но более эластична, чем кривая спроса монополии (кривая спроса отрасли  в целом).

      Фирма – монополистический конкурент  в краткосрочном периоде будет  максимизировать прибыль или  минимизировать убытки, как и в  случае с монополией, при MR=MC. При этом цена продукции установится выше минимума средних общих издержек (P>min ATC) и выше предельных издержек (P>MC).

      Фирма может столкнуться и с убытками, но продолжать функционировать до тех  пор, пока они меньше постоянных издержек.

      Если  фирмы в условиях монополистической  конкуренции получают экономические  прибыли, то это будет побуждать  другие фирмы вступать в аналогичную отрасль.

      Олигополия.

      Олигополия  представляет собой одну из форм несовершенной  конкуренции и по многим показателям  напоминает чистую монополию. Термин “олигополия”, был введен в научный оборот английским экономистом Э. Чемберлином. Отличительные признаки олигополии:

      1) в отрасли доминирует несколько  очень крупных фирм (обычно от  двух до пяти);

      2) эти фирмы настолько велики, что  объем производства каждой из  них может влиять на отраслевое  предложение. Тем самым фирма  может оказывать влияние на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть; 

      3) продукт олигополии может быть  как гомогенным (однородным), так  и дифференцированным;

      4) вход в отрасль крайне ограничен  различными барьерами;

      5) кривая спроса на продукцию  олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

      В экономической теории на сегодняшний  день существует достаточно большое  количество моделей, объясняющих олигополию.

      Модель  сговора.

      В отличие от совершенной и монополистической  конкуренции, когда сговор между  конкурентами практически невозможен из-за их большого числа, олигополисты часто вступают в сговор по поводу установления цен и объемов продаж. Благодаря этому достигается увеличение прибыли и сокращение риска. Сговор может быть как тайным, так и легальным. Во многих европейских странах картели разрешены. В США они запрещены законом. Существует много международных картелей, наиболее известным из которых является ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти).

      Предположим, что фирмы-участницы картеля, решили установить единую цену на свою продукцию. Для этого необходимо построить кривую предельных издержек для картеля в целом. Тогда можно определить оптимальный объем производства в картеле, позволяющий максимизировать совокупную прибыль. Другими словами, картель выступает как монополист.

      Наиболее  сложной проблемой является распределение  объема продаж между участниками  картельного соглашения. Стремясь максимизировать  прибыль, картель должен установить квоты таким образом, чтобы суммарные  издержки оказались минимальными.

      Но  на практике провести такое установление квот довольно трудно. Задача решается путем ведения сложных переговоров, в ходе которых каждая фирма стремится  “выторговать” для себя наилучшие условия, перехитрить партнеров. Часто фирмам с более высокими издержками удается получить большие квоты, что не позволяет решить задачу максимизации прибыли. Фактически рынки обычно делятся по географическому принципу либо в соответствии со сложившимся объемом продаж.

      Создание  картелей наталкивается на серьезные  препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь вследствие большого числа фирм, существенного различия в номенклатуре продукции, уровне издержек. Обычно у участника картеля возникает искушение нарушить соглашение и получить большую прибыль.

      Отсутствие  сговора.

      Во  многих случаях на олигополистическом рынке сговор отсутствует.

      Основные  модели такого типа:

      1. Модель ломаной кривой спроса – предполагает, что в случае повышения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее примеру. Если же одна из фирм понизит цену, то конкуренты будут вынуждены сделать то же самое. Теория исходит из того, что эластичность спроса в ответ на повышение цены и в ответ на понижение будет разной. В результате кривая спроса будет состоять из двух разных кривых, в итоге образуется “излом”.

      2. Модель Курно. Основывается на том, что в отрасли существуют лишь две фирмы; каждая фирма воспринимает объем производства другой как данность; обе фирмы максимизируют прибыль.

      3. Теория игр – рассматривает поведение на рынке как игру, в которой участвуют игроки, принимающие решения; различают стратегии поведения, известные как maximin и minimax.

Информация о работе Конкуренция и её виды