Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Работа содержит 1 файл

Конкуренция.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

      В зависимости от причин возникновения различают  следующие виды монополий:

      1. Естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.);

      2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т.д.);

      3. Искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XX века. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине XX века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

      Характер  борьбы внутри монополий определяется формой монополии: будет ли это картель, синдикат, трест или концерн.

      Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого участника в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

      Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

      Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

      Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

      Конкурентная  борьба между монополиями-производителями и монополиями-потребителями определенных продуктов может приобретать весьма острый характер. Например, образование монополии в отрасли, производящей средства производства, может вызвать со стороны трестов-потребителей соответствующих товаров стремление ограничить покупки с целью оказать давление на монополию продавца и вынудить ее снизить цены. Если это не удается, то тресты-потребители могут приступить к организации самостоятельного производства соответствующих средств производства – первоначально для удовлетворения собственных нужд, а в дальнейшем иногда и для сбыта на рынке. Когда Форд столкнулся с чрезмерным повышением цен на сталь, он повел наступление на сталелитейные компании, построив собственных сталелитейный завод, занявший среди сталелитейных предприятий США 11-е место.

      Таким образом, сопротивление и давление монополий-потребителей может ограничить произвол монополий-производителей в установлении цен. Еще более эффективное воздействие на монопольные цены оказывает в ряде случаев конкурентная борьба в форме так называемой борьбы субститутов, или товаров-заменителей с товарами, ставшими объектами монополий. Так, потребность в топливе может быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнергией, газом и т.д. Если какой-нибудь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конкуренция со стороны других видов топлива. Аналогичным образом могут конкурировать друг с другом различные строительные материалы (железо, камень и т.д.), цветные металлы (медь и алюминий), виды транспорта (трамвай, автобус, метро, железная дорога, самолет, автомобиль) и т.д. Поэтому монополизация одного или даже части товаров, удовлетворяющих данную потребность, лишь обостряет конкуренцию с ними со стороны соответствующих немонополизированных товаров.

      Важной  формой конкурентной борьбы является борьба за долю покупательной способности потребителя. Каждая монополия заинтересована в расширении сбыта путем вытеснения из бюджета потребителей товаров, производимых в других отраслях.

      Наиболее  типичные методы и  средства конкурентной борьбы для монополий:

      1) лишение сырых материаловодин из важнейших приемов для принуждения вступления в картель;

      2) лишение рабочих рук посредством “альянсов”, т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами о том, чтобы последние принимали работу на картелированных предприятиях;

      3) лишение подвоза;

      4) лишение сбыта;

      5) договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;

      6) планомерное сбивание цен (для разорения “посторонних”, т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам, расходуются миллионы на то, чтобы в течение определенного периода продавать ниже себестоимости);

      7) лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.

      Захват  монополистическими объединениями  патентов на различные открытия, изобретения и техническое усовершенствование широко используется как во внутриотраслевой, так и в межотраслевой конкуренции. Он позволяет монополии применять на своих предприятиях технические новшества, которых лишены другие монополии. Захватом патентов монополия старается преградить доступ в “свою” отрасль монополиям, пытающимся прорваться сюда из других отраслей. Монополии борются против своих конкурентов путем захвата в свои руки производства оборудования. Средством конкурентной борьбы служит диверсификация, комбинирование производства. Диверсификация представляет собой проникновение монополий определенной отрасли в другие отрасли производства и вытеснение из нее конкурентов.

      В России демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма.

      Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.). Монопольная цена – это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли. Эта форма дохода есть экономическая реализация государства монополистов на рынке, своего рода “дань”, которой они облагают население и других предпринимателей.

      Монополии часто осуществляют значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой “расчистки” рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.

      Монополист  имеет возможность влиять на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист – путем изменения объема закупок. Монополист расширяет свое производство до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на ее производство.

      Монополия и монопсония – крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. “олигос” – немногий, “полео” – продаю), когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, и олигопсония, когда на рынке присутствуют несколько крупных покупателей. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США – General Motors, Ford и Crysler, которые вместе производят свыше 90% всей продукции. Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос – неценовую конкуренцию.

      Государство активно вмешивается в хозяйственную  деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного  влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство. 

      Модели  рыночной структуры.

      В современной экономической  теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.

      Совершенная конкуренция.

      Понятие совершенной конкуренции привязано  к статичной модели равновесия, оперирующей  заранее заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате, предшествовавшем конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

      Модель  совершенного рынка основывается на том, что его основные субъекты действуют  в соответствии с экономическими принципами.

      Условием  рационального хозяйствования предприятий  является принцип экономичности, имеющий  два аспекта:

      1) используя имеющиеся средства, следует  получить максимальный результат  – пользу, доход;

      2) желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании средств.

      Наряду  с перечисленными совершенно конкурентные рынки предполагают и другие условия:

      1) мгновенную реакцию спроса и  предложения на рыночные сигналы,  что должно обеспечить установление  рыночного равновесия;

      2) существование рынка наличного  товара, на котором продавцы и  покупатели встречаются в одно  и тоже время, в одном и  том же месте;

      3) отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки  между производителями и потребителями.  Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;

      4) исключается такое орудие конкуренции,  как сбивание цен;

      5) предполагается отсутствие предпочтений  пространственного, личностного  и временного характера.

      Рынкам  совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей.

      Совершенно  конкурентная фирма – это фирма, которая “принимает цену” на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, рыночной цене. Кривая спроса на продукцию фирмы представляет собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта (рис. 1).

        

      Рис. 1. Кривая спроса на продукцию  фирмы

      В условиях совершенной конкуренции  кривая совокупного дохода фирмы есть прямая линия, проходящая через начало координат. Вычисляется по формуле: P×Q.

Информация о работе Конкуренция и её виды