Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Работа содержит 1 файл

Конкуренция.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Введение. 

     Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

        Ключевым  понятием, выражающим сущность  рыночных отношений,  является понятие  конкуренции.

        Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

       

Сущность  и виды конкуренции. 

      Конкуренция (от лат. “конкурро” – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи товаров). В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

      ― наличие множества равноправных рыночных субъектов;

      ― полная экономическая обособленность каждого из них;

      ― зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

      ― противоборство со всеми другими  рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

      Конкурентная  борьба за экономическое процветание и выживание – экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

     Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии

      Но  конкуренция далека от идиллии. Во все  времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

      Сущность  конкуренции проявляется  в ее следующих функциях:

      · обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

      · стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее “выживание” производителей;

      · дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);

      · давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

      · ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

      · стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

      Различают конкуренцию:

      1) функциональную (конкуренция  определенного товара);

      2) видовую (по цене  и качеству);

      3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

      4) внутриотраслевую  и межотраслевую,  механизм которых  достаточно подробно  исследован К.Марксом  в III томе «Капитала”.

      5) совершенную и  несовершенную.

      Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

      Обычно  выделяются следующие  признаки совершенной  конкуренции:

  • множественность продавцов и покупателей;
  • однородность выпускаемого продукта;
  • отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены;
  • абсолютная мобильность производственных ресурсов;

      · полное знание предпринимателями состояния рынка.

      Совершенная конкуренция – абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы “несовершенства” конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся еще в 20-х годах XX века, позволила по-иному взглянуть на конкуренцию.

      Выход в свет работ “Теория монополистической конкуренции” (Э. Чемберлин, 1933) и “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (Дж. Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции.

      Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

      Существуют  три модели несовершенной  конкуренции:

      1. Чистая монополия;

      2. Олигополия;

      3. Монополистическая конкуренция.

      В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.

      Ценовая конкуренция (конкуренция на основе цены) происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях: 1) продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти; 2)  продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт; 3)  первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

       Неценовая конкуренция (конкуренция на основе качества) получила название конкуренции по продукту. Она проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, “сервизации” сбыта. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

       Неценовая конкуренция путём  сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

Монополия в системе рыночного  механизма. 

    Монополия (от греч. “монос” – один, “полео” – продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. По своей природе монополияпрямая противоположность совершенной конкуренции:                  

    Параметры состояния

    Рынка

Совершенная

конкуренция

Монополия

Число продавцов Много Один
Барьеры входа и выхода из рынка Нет Есть (нет вхождения)
Дифференциация  продукта Нет (одинаковые продукты               одного вида) Нет (один продукт)
Участие фирм в контроле над ценами Нет Полный контроль

      Появление монополий явилось результатом  концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительного вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияние мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50-70-м годам XIX века, монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895-1910 гг. и кризиса 1900-1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств. Как экономическое явление, монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они не были типичным явлением, а были просто исключением. В текущем столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.  

      С учётом охвата экономики  выделяют:

      1)  Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль   над ценой);

      2)   Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).

Информация о работе Конкуренция и её виды