Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Факторы, дающие жизнь рынку , формирующие в экономике уровень цен на товары и услуги ,это - спрос и предложение. Они создают внешнюю среду существования фирмы, определяют кривые издержек и доходов. От типа рынка зависят поведение фирмы, выбор ею объемов производства и размеров спроса на ресурсы и величины предложения собственных товаров. Самым главным фактором считается степень развития в нем конкурентных отношений.

Работа содержит 1 файл

Экономическая конкуренция и конкурентоспособность предприятия.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

  Не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой является обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства. Консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством в соответствии со стандартами ISO9000 присутствуют и на рынке России.[25, с.284]

 Россия  имеет огромный невостребованный инновационный потенциал. Он служит источником идей и новых продуктов для промышленности. Возможность организовать производство и сбыт оригинальной и конкурентоспособной продукции, основанный на новейшие изобретения авторов разработок - вот главная задача, которую сегодня пытаются реализовать все производители. Привлечение капитала только под идею нового продукта, чем возможности промышленного предприятия, планирующего освоить производство нового продукта, располагающего опытом, производственными мощностями и квалифицированным персоналом, мало. Но нужно заметить, что примерного эффективного сотрудничества ученых и промышленников почти что нет, потому что в нашей стране недостаточно развиты механизмы венчурного финансирования. А вот в Тайване автор разработки может получить от корпорации, которой переданы права на производство и сбыт продукции на основе его изобретения, до 15% так называемых технических акций предприятия.

 Для решения задачи создания новой конкурентоспособной продукции и обеспечения высокого качества ее производства российские предприятия имеют все условия и возможности. Также может быть решена эта проблема посредством организационно - управленческих мер администрацией предприятия.

Не могут эффективно действовать на рынке предприятия, которые имеют необходимый технологический потенциал и способные производить качественные продукты, потому что предприятие не имеет четкой стратегии, ориентированной на определенные целевые группы потребителей, разработанной с учетом конкурентных преимуществ и существующих возможностей предприятия, включая: опыт работы в определенной отрасли, научно-технический потенциал, организационные и финансовые возможности. [3, с 56]

   Не может быть оценено инвесторами с точки зрения бизнеса, с учетом прогноза будущих доходов, предприятие, которое не имеет стратегию и конкретного плана действий. Это предприятие состоит просто из набора активов, отягощенных обязательствами. То есть, обеспечивает формирование рыночной стоимости предприятия наличие корпоративной стратегии.

Уровень квалификации персонала - один из важнейших факторов, определяющих потенциал российских предприятий. Позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка высокий уровень базового образования. Наличие квалифицированного персонала- существенное преимущество, способствующее обеспечению конкурентоспособности российских предприятий.

Наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий играет уровень квалификации менеджмента. Это осуществляется двумя путями: повышением квалификации существующих управляющих и заменой управляющих новыми, более квалифицированными. [5. с.119]

Борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках в условиях перехода России к открытой рыночной экономике требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров. А это в свою очередь повлияло на  возникновение такой  проблемы, как поиск экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все эти вышесказанные качества повышают роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него — на конкурентоспособность продукции.

Если товаров и услуг на рынке достаточно и наблюдается превышение  предложения над спросом, то покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения (а никак не производителя, плановика, инженера) обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.

Продукты труда, которые невостребованные потребителем, остаются у производителя и/или его посредников. Показывают правильность или ошибочность товарной политики производителя и убеждают его самым эффективным способом — рублем, долларом, маркой, что выпускать следует только то, что требует потребитель  нереализованные на рынке товары. В этом случаи не нужно взывать к «гражданской совести» производителей, митинговать за качество, выносить правительственные постановления. Оцененный потребителем товар производителя сам прекрасно разберется в том, качество каких товаров и в какой степени необходимо улучшать (рис. 2.1).

 В условиях дефицитной экономики  потребитель довольствуется лишь ему доступными ресурсами. Резко снижаются требования к качеству. Перестает «работать», оказывать должное воздействие на производство, поддержание минимально необходимого для реализации продукции качества ее изготовления— спрос и предпочтение покупателей —«естественный» регулятор и критерий оценки качества. Таким образом качество требует больших усилий и затрат, своевременного обновления технической базы производства и его объектов. У производителя исчезает стимул делать «лишние» усилия, если кое-как сделанная продукция все равно раскупается.

Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкурентного рынка обязательно проходит двойной контроль. Через конечные результаты рыночной деятельности производится конкурентами внешний контроль. Покупатель (потребитель) дает, в конечном счете, беспристрастную оценку. Самый эффективный и дешевый метод экономического контроля - конкуренция, который не имеет себе равных. Контроль такой стоит обществу минимальных затрат, он создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Рис.2.1 Схема взаимосвязи качества работы, качества продукции, эффективности производства и потребностей момент уровня качества

 

 На конкретные экономические, организационно-управленческие и контрольные функции изготовителей, направленные на решение проблем качества и конкурентоспособности, он также оказывает мощное воздействие, заставляет совершенствовать формы и методы решения проблемы качества и конкурентоспособности, механизм управления качеством: развитие рынка и повышение его требований к товарам, усиление на нем роли покупателей, возрастание роли научно-технического фактора.

Российская   рыночная экономика  вызывает необходимость в новых подходах к проблеме качества и конкурентоспособности, требующих: все более полного учета изготовителями рыночного фактора; сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно организационно-экономическим мерам управления качествам; перехода к гибкой системе стандартизации и сертификации, позволяющей производителям оперативно реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров; организации работы по переходу в перспективе к тотальному обеспечению качества. [11, с.63]

Схема деятельности планирования и обеспечения уровня качества в рыночных условиях: выявление потребностей — определение главных характеристик продуктов: качество или степень удовлетворения потребностей, — определение желаемых параметров — пути достижения этих характеристик и параметров. Потребители и служба маркетинга -  главные участники процесса планирования качества на первых его этапах. Процесс планирования качества носит непрерывный характер.

Проблема, требующая согласованных усилий всех подразделений и служб для принятия решений, – это качество. Непременным условием поддержания качества продукции на требуемом уровне является согласованность усилий. Для этого необходима четкая программа действий, где формулированы цели и задачи, методы и средства решения проблемы качества в течение планируемого периода, приведены расчеты по соотношению затраты — выпуск для определения экономической эффективности всей работы по поддержанию качества и установлению предельных уровней связанных с этим затрат как в целом, так и по отдельным видам продуктов ассортимента. Эта программы позволяет иметь полное представление о состоянии дел на предприятии в целом с решением проблемы качества и наметить соответствующие меры по ее решению и определить направления действий служб и подразделений в пределах их функций, области взаимодействия, требующих объединенных усилий.

  Итак, чтобы выдержать  конкуренцию производителю необходимо  много усилий, навыков, опыта и  риска. Он не должен расслабляться  ни на минуту. Должен планировать и продумывать свои действия, решать свои проблемы, возникшие в ходе деятельности, предлагать новые идеи, внедрять новые возможности. Успешность производителя зависит именно из этого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Повышение  конкурентоспособности фирмы на рынке России

 

В понятие «конкурентоспособность фирмы на рынке» включается конкурентоспособность внешняя и внутренняя. Основанная на внешних конкурентных преимуществах способность предоставлять услуги лучше конкурентов, которые удовлетворяют потребности и желания покупателей - это внешняя конкурентоспособность. А внутренняя конкурентоспособность – это основанная на внутренних конкурентных преимуществах торгового предприятия способность к достижению и поддержанию определенного набора услуг с более низкими издержками, чем у конкурентов. [16, с.27]

   Рассмотрим пример, в котором можно увидеть действия фирмы, наученной решать те или иные задачи, встающие перед ними в процессе конкуренции.  Сеть “Утконос» занимается торговлей интернет – товарами.

   C июля запускает новую расширенную программу один из сетей, существующих на Российском рынке «Утконос». Компания дает привилегию не магазинам, а автопарку, планирует каждый месяц наращивать автопарк на 50 машин, с которых курьеры будут развозить заказы.

 Если в открытие магазина обычно инвестируется $100-200 тыс., то каждая «утколавка» обойдется компании в $55-60 тыс. Далее в магазине требуется установить дорогие холодильники и кассовые терминалы, потребляется  электричество, торговый зал обслуживает 5-6 человек,  а в «утколавке» будет термоконтейнер, работающий от аккумулятора, и один водитель. При росте оборота сеть собирается сократить затраты на аренду, персонал и оборудование. Таким образом, сократятся расходы сети, что позволит ему в дальнейшем расшириться.

   Арендная плата занимает  около 4% в обороте компании, потому что сеть получила статус социальной и пользуется поддержкой правительства Москвы, поэтому арендует помещения по муниципальным ставкам.    Необходимо заметить:     идея «утколавок» также получила поддержку городских властей: «Утконосу» разрешено парковать свой транспорт рядом с будками теплоцентралей – в городе это единственные не занятые автомобилями площадки.

   У машин по еще одно важное преимущество – это в меньшей степени зависимость от местных жителей.

   Главным плюсом  «утколавок»  считается  их мобильность. Летом, когда продажи в Москве традиционно «просядут», компания начнет массированное наступление «утколавками» в Подмосковье.

   А  еще планируется использование не пятитонных грузовиков, а фур, с помощью чего можно будет работать в удаленных городах. Местные власти заинтересованы, в такой торговали, ведь каждая уткофура обеспечивает работой 10-12 человек. [13, с.13]

 Сеть «Утконос» - один из  фирм, адаптированных в условиях современной конкуренции и научившаяся максимально получать прибыль в любых ситуациях.

В конкуренции необходимым  условием является повышение технического уровня изделий, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены.  Эти методы называются неценовыми методами конкуренции в современных условиях рынка. Также сюда включаются  реклама, услуги по сервисному обслуживанию, продажи в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и торговых марок фирм. (Приложение 1)

Но иногда используются силовые методы конкурентной борьбы (лишение конкурента сырья, рынков сбыта, скупка патентов, захват рынков рабочей силы), а также запрещенные законом методы (поджоги, убийства опасных конкурентов, экономический шпионаж, подкуп и шантаж, распространение заведомо ложных сведений о конкурентах, подделка торговых знаков и т.д.).

В связи с этим необходимо подчеркнуть роль государства в процессе конкуренции.  Использование различных методов конкурентной борьбы не принесет успеха, если экономическим центром общества, государством — не будут предприняты  меры, обеспечивающие нормальные условия для функционирования и защиты от монополизма. При этом нельзя забывать, что чрезмерное усиление этих мер негативно сказывается на развитии рыночной экономики. В этой области осуществляется государственная  политика, которая  проявляется в формировании и совершенствовании антимонопольного регулирования,   включающая антимонопольный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм (поддержка малого бизнеса, упрощение механизма лицензирования, либерализации рынков и т. д.) и антимонопольное законодательство.

  На концепции активного участия государства в рыночных отношениях основана современная экономика, в основе функционирования чего лежит конкурентный механизм. В последнее время занимает антимонопольное регулирование  все более значимое место в системе методов государственного воздействия. 

  Правовая модель антимонопольного регулирования в России построена на множественности источников. При этом основным актом является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет предмет антимонопольного законодательства, где включаются отношения по обеспечению защиты конкуренции. [22, с32-33.]        

   Необходимо в условиях рыночных отношений усилить роль качества как одного из решающих факторов успеха производителя на рынке. Самые актуальные товары сегодня в России и во всем мире становятся те, которые имеют такие признаки качества, как безопасность для жизни населения и экологическая чистота продукции.

Информация о работе Конкуренция и ее виды