Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:40, курсовая работа
Факторы, дающие жизнь рынку , формирующие в экономике уровень цен на товары и услуги ,это - спрос и предложение. Они создают внешнюю среду существования фирмы, определяют кривые издержек и доходов. От типа рынка зависят поведение фирмы, выбор ею объемов производства и размеров спроса на ресурсы и величины предложения собственных товаров. Самым главным фактором считается степень развития в нем конкурентных отношений.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
Институт экономики и финансов
Кафедра микроэкономики
Автор курсовой работы _________________________
Группа
Научный руководитель _________
«__»_____________2011г.
Содержание
Приложения
Введение
В сегодняшнем мире господствуют рыночные отношения. Рынок экономики – это инструмент регулирования хозяйственных отношений. Встреча спроса, предложения и цены в одном пространстве и времени называется рынком.
Факторы, дающие жизнь рынку , формирующие
в экономике уровень цен на товары и услуги
,это - спрос и предложение. Они создают
внешнюю среду существования фирмы, определяют
кривые издержек и доходов. От типа
рынка зависят поведение фирмы, выбор
ею объемов производства и размеров спроса
на ресурсы и величины предложения собственных
товаров. Самым главным фактором считается
степень развития в нем конкурентных отношений.
Сейчас огромное количество фирм, производящих однородную продукцию. Между ними жесткой конкуренции не избежать. Любая фирма стремится осуществить главные задачи - это выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами. Каждая фирма стремится к тому, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
Завершают кругооборот хозяйственных средств предприятий следующее: выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация, позволяющих ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.
Важной задачей каждого предприятия является достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации.
Проблемы конкуренции на товарных рынках привлекают сегодня большое внимание многих специалистов, а так же широких слоев населения, поэтому тема данной работы актуальна.
Цель моей работы - это анализ видов конкуренции, различия и общие их черты, рассмотрение факторов, способствующих к повышению конкурентоспособности. Задача работы состоит в том, чтобы рассмотреть виды конкуренции, разобрать факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы, а также проанализировать действия фирмы в условиях конкуренции в России на конкретном примере. Объектом исследования является конкуренция как механизм саморегулирования рыночной экономики. Предмет исследования - особенности конкуренции как механизма саморегулирования рыночной экономики. Структура состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В процессе использовались словари, справочники, энциклопедии, специальная научная и периодическая литература.
1. Экономическая сущность конкуренции
Тесно связана рыночная экономика с понятием «конкуренция». Толковый словарь во втором своём издании разъясняет понятие рыночной экономики так: «Конкуренция – это соперничество, соревнование между выступаемыми на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей». [24; 101 ] Конкуренция вызывает стремление каждой фирмы или отдельных лиц создавать и удовлетворять ту или иную потребность общества лучшим качеством товаров и услуг, при этом надеясь получить в замен высокую прибыль, чем другие субъекты рынка. С латинского конкуренция означает cостязание , столкновение. Слово «конкуренция» это значит соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо производстве. Идет эта борьба в рыночной системе за потребителя, то есть за более полное удовлетворение его потребностей, что в итоге и обеспечивает реализацию произведенного товара
М. Портер разъяснил слово конкуренция как некая стратегия, основанная на всестороннее понимание структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой экономической отрасли суть конкуренции выводится пятью силами:
1. Угроза появления новых конкурентов;
2. Угроза появления товаров-заменителей (субститутов);
3. Способность поставщиков изделий торговаться;
4. Способность покупателей торговаться;
5. Соперничество конкурентов между собой.
Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей. [18; 52]
Предложили структурное понимание термина «конкуренция» западные ученые Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин . Они считают, что рынок бывает конкурентным, когда число фирм, которые продают однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Это понимание конкуренции проводит различие между конкуренцией и соперничеством.
Обязательные условия конкуренции, по мнению Р. Макконела и Л. Брю, это: «наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их». [9; 106]
Когда говорят «конкурентоспособность товара», то понимают под этим словом некую относительную интегральную характеристику, которое отражает его отличия от товара-конкурента и определяет его привлекательность в глазах потребителя. [8; 136]
Важнейшую функцию противовеса и вместе с ним дополнения к индивидуализму субъектов рынка выполняет именно конкуренция. Конкуренция вынуждает учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. [12; 278] Впервые обратил внимание на действие механизма конкуренции в обществе А.Смит, который в своем книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» пишет: «Каждый отдельный человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». [21; 332]
Выявляется общественная необходимость в данном виде продукта и дается его оценка, устанавливается единый уровень цен в процессе конкуренции.
В ходе конкуренции из множества товаров отбирается только те, которые нужны потребителям. Продать удается именно такие товары. Остальные остаются невостребованными, и производство их прекращается. Иначе говоря, вне конкурентной среды человек удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. А в условиях конкуренции единственный способ реализации собственного интереса - учет интересов других лиц. С помощью конкуренции рыночная экономика решает такие вопросы, как: что? как? для кого производить? [12; 278]
Но вместе с достоинствами конкуренции есть еще и негативные стороны, то есть проблемы, которые она не может решить. Конкуренция иногда может привести к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а значит, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы стараются сохранять секреты производства, чтобы технические новшества и изобретения не снижали издержки производства и тем самым способствовали победить в конкурентной борьбе. [20; 35]
В зависимости от развития конкуренции экономическая теория выделяет такие основные типы рынка :
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товаров, но не один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Устанавливается цена рыночными правилами предложения и спроса. Рыночную цену фирмы принимают как заданную, решают сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая сколько покупать.[17; 291]. Уровень цен и место расположения торгового предприятия - преимущество в ситуации чистой конкуренции. К примеру, в небольшой местности, где нет крупных торговых сетей, между собой конкурируют небольшие магазины, палатки, павильоны и множество передвижных торговых точек в дни ярмарок. Барьеров нет, продукция стандартизирована. [16; 32]
Ситуация противоположная - монополия. В этом случаи один из предпринимателей диктует свои условия рынку. Одна из форм несовершенной конкуренции - монополистическая конкуренция. Поведение фирм на этом рынке определяет сочетание элементов монополии и конкуренции, для его обозначения экономисты придумали название, которое включает оба этих термина.
Существует множество фирм, но среди них или вообще нет крупных, или они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Входные барьеры на такой рынок относительно невысоки: для открытия мастерской по выпуску мягкой мебели или модной парикмахерской, больших капиталов не нужно, да и конкурентам трудно помешать этому. Уход с рынка тоже не труден – всегда найдется покупатель, готовый купить небольшое дело.
Олигополия - одна из самых распространенных структур рынка на сегодняшний день. По статистике, в России олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Отличительной чертой олигополии является немногочисленность существующих на рынке фирм. Как и при монополистической конкуренции, в олигополистической отрасли наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Но большая часть суммарного оборота отрасли приходится на несколько ведущих компаний . [12; 322]
Самое яркое проявление несовершенной конкуренции – монополия. Честно говоря, само существование конкуренции в условиях монополизации рынка может быть признано лишь относительно. Потому что предполагает конкуренция разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Благодаря этому идет борьба между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В процессе монополии потребителям противостоит один производитель – гигант. В не зависимости от желания, потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д. [12; 322]
Служит примером чистой монополии — предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и не которые другие.
Самое главное надо помнить, что для выживания промышленных предприятий нужно следующее: производить то, что можно продать, а не наоборот - продавать то, что производит предприятие.
Иногда некоторые фирмы пытаются привлечь новых покупателей, понижая цены на товар (например, автомашины), а компенсировать потерянную прибыль стараются за счет установления высоких цен на запасные части. Но это не совсем распространенная политика, так как покупатель обычно проанализирует все варианты своих расходов перед покупкой. Можно сделать такой вывод: условия успеха на рынке - это хорошее качество товара, быстрое и дешевое обслуживание, нормальный гарантийный срок и т.д.
В конце этой главы приходим к следующему: рыночная конкуренция – это соревнование между субъектами товарного предложения за лучшие возможности сбыта. И каждый предприниматель анализирует конкурентов и строит свою коммерческую стратегию с учетом основных направлений конкурентной борьбы на данном рынке.
2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Каждая фирма стремится к победе в конкурентной борьбе. Для этой победы она должна выложить все свои усилия. Достижение победы зависит от степени конкурентоспособности продукции фирмы, от того, насколько она лучше по сравнению с аналогами — товарами и услугами других фирм.
Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке называется конкурентоспособностью. Конкурентоспособность характеризуется способностью выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Она ориентируется на:
- понимание нужд потребителя и тенденций их развития;