Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Факторы, дающие жизнь рынку , формирующие в экономике уровень цен на товары и услуги ,это - спрос и предложение. Они создают внешнюю среду существования фирмы, определяют кривые издержек и доходов. От типа рынка зависят поведение фирмы, выбор ею объемов производства и размеров спроса на ресурсы и величины предложения собственных товаров. Самым главным фактором считается степень развития в нем конкурентных отношений.

Работа содержит 1 файл

Экономическая конкуренция и конкурентоспособность предприятия.doc

— 176.50 Кб (Скачать)
  • знание поведения и возможностей конкурентов;
  • знание состояния и тенденций развития рынка;
  • знание окружающей среды и ее тенденций;
  • умение создавать такой товар и так довести его до потребителя,

чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

    На конкурентоспособность  воздействуют ряд факторов.  Есть  различные способы классификации факторов конкурентоспособности предприятия,   их использование зависит от целей исследования, от общей экономической ситуации, в которой они проводятся, а также от характера задач, которые предстоит решать.

  Факторы могут повлиять как на повышение конкурентоспособности, так и на уменьшения. Это – движущая сила, которая способствует реализации возможностей в действительность. Они определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли применяются.

   На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд факторов:

-изменение  масштабов  долгосрочного спроса. От показателя  долгосрочного спроса, от его  увеличения или уменьшения,  зависит  решение об инвестировании предприятия для увеличения  его производительности. Увеличение долгосрочного спроса способствует  привлечению на рынок  новых  предприятий, но в  противном случаи предприятия не особо будут стремиться работать в данной отрасли;

-изменение  структуры спроса. От этих  изменений  зависит изменения требований потребителя к предмету потребления, создание новых путей  сбыта, изменение в ассортименте нового товара, обновление продукта отрасли является главной силой - влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые расходы, пути распределения;

-технологические инновации.  Наличие новшества в методах  производства, объем инвестиций  способствуют увеличению  значения  эффекта жизненного цикла товара. Это может привести к изменениям   требований к размеру и количеству предприятий, которые успешно действуют на рынке;

-маркетинговые инновации.   Фирмы предлагают рынку свою  продукцию, при этом  пользуются  новыми способами, стараются привлечь  как можно больше покупателей,  подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм соперников;

-динамика лидерства.  То есть вход в конкуренцию  и выход из нее крупных фирм. Это приводит к новой конкурентной борьбе: перераспределение ролей и выделение новых сильных игроков, изменяется структура рынка;

-изменение  достижений.  При распространении среди соперников  новой технологии, которым воспользовалась  то или иное предприятие,  снижаются  барьеры для входа в данный отрасль;

-изменение  эффективности.  При возникновении в отрасли  новых эффективных масштабов  производства, которые уменьшат  издержки на единицу продукции,  крупные предприятия могут заставить   других предприятий к стратегиям  «фиксированного роста»;

-покупательские предпочтения. Зачастую растущее число покупателей  решает, что товары массового  потребления по низким ценам  вполне удовлетворяют их вкусам  и предпочтениям так же, как  и товары с более высокими  ценами, дающие возможность выбора;

-государственное регулирование рынка. Конкурентоспособность во многом зависит от политики  государства, которая включает регулирование экономических отношений;

-повышение  детерминации.  То есть уменьшение неопределенности  и возможности  риска. Новые  отрасли отличаются большой неопределенностью сведений о потенциальных возможностях рынка.

    Много было написано  о повышении  конкурентоспособности  и влияющих на него факторов.   Несмотря на это, проблема эта  до сих пор остается не достаточно изученным. Различают так же факторы внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

- факторы производства, которые  влияют на возникновение   конкурентного преимущества организации  в процессе ее производства, примером  является:  существование  в  стране  прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и т.д.;

- степень активности  конкурентов; 

- факторы спроса, которые  дают возможность прогнозировать  спрос, его величину и динамику, в качестве примера - эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;

- наличие родственных  и поддерживающих отраслей в  экономике страны;

- позиция  правительства; 

- степень приватизации  предприятий данной отрасли;

-  события, которые  возникают случайно.

Глубокие  исследования этих главных  шести факторов помогли  выявить их взаимосвязь и влияние  на уровень конкурентоспособности  предприятия. Эти факторы объединены в национальный ромб - система свойств страны, которая формирует конкурентную среду для ее предприятий. Эти факторы, действуя между собой, могут усилить или ослабить реальную степень конкурентоспособности.

Внутренние факторы:  экологическая и рыночная эффективность, а также эффективность издержек.

Эти факторы влияют на конкурентоспособность предприятий.  При изменении внутреннего содержания этих  факторов, они могут оказывать  влияние  на конкурентоспособность  любого предприятия. К перечисленным  факторам следует добавить еще и  психологический фактор. Разберем эти факторы более подробно.     

Рыночная  эффективность  это -  максимально возможное удовлетворение потребителей  на основе выполнения ряда условий:

- близость к потребителю; 

-анализ конкурентов; 

-поиск преимуществ;

- информационное обеспечение.

Близость предприятия  к потребителю это -  наличие  личных контактов при продаже  и интенсивность послепродажного  обслуживания.

От способности предприятия  анализировать цели, стратегии и  действия конкурентов и искать  новые источники конкурентного преимущества зависит его  рыночная эффективность  и конкурентоспособность.

 Сегодня  деятельность  организации особенно нуждается   в наличии  надежной  системы  информации, которая способна быстро  реагировать на изменения. 

  При рассмотрении  конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать эффективность менеджмента.  Степень ее  влияет на личные качества менеджеров, возможность  руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и умение приспосабливаться  к изменениям внешней среды, умение подбирать высококвалифицированные кадры.

Психологический фактор включает  желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень  претензий, атмосфера конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей  задаче - производству качественной продукции. Этот фактор не оценивается в денежном отношении, но оказывает  влияние на деятельность всего предприятия. Психологический фактор не зависит от политических решений и  изменяется в течение длительного  промежутка времени. Не учитывать  этот фактор  нельзя.

Рассмотренные выше внешние  и внутренние факторы не претендует на достаточную полноту. Но это только показывает - насколько сложна проблема увеличения степени конкурентоспособности  и удержания достигнутых результатов предприятия на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для создания конкурентоспособной  предприятии, нужно не только модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. При этом самое главное это- умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Необходимо на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов направить все усилия. В результате многие ведущие фирмы свои сравнительные преимущества сформулировали в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники.

     Своим успехом ведущие компании мира обязаны именно этому. «Роллс-Ройс» — всемирно известный производитель автомобилей класса «люкс»,  которые предназначены исключительно для элиты по всем своим параметрам: от шикарной отделки салона до надежной работы двигателя, собранного вручную. Своими высокими скоростными качествами и техническим уровнем автомобилей знаменита производство «Феррари». «Тойота»  известна высокой надежностью своих малолитражек. Девиз фирмы: «Тойота» — автомобили без дефектов. [7, с.264]

    Конкурентное преимущество   компания достигает путем предоставления клиентам товары и услуги по более низким ценам по сравнению с  ценами конкурентов или за счет предоставления покупателям больших выгод, компенсирующих им более высокие цены, которые они уплатили за приобретенные рыночные продукты.

  Для этого компания должна систематически приводить анализ деятельности существующих и потенциальных конкурентов, для того чтобы выявить основные конкурирующие фирмы, оценки их целей, стратегий, сильных и слабых сторон в их деятельности и т.д.[23, с85]

Выделяют четыре основных уровня или степени конкурентоспособности предприятия. На  первом уровне руководство предприятия рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Руководителей интересует только  то, чтобы предлагать продукцию, не планируют ни каких сюрпризов для конкурентов и потребителей. Они настолько уверены в совершенстве конструкции или техническом уровне своей продукции, в явных преимуществах ее по сравнению с продукцией конкурентов, в мощи своих сбытовых подразделений и службы маркетинга, что готовы осчастливить покупателя, лишь поставляя заявленные в рекламе товары. Все остальное - излишеством. [7, с.265]

Подход  этот хотя и наивный, но он может принести предприятию успех, если, конечно, оно сумеет найти на рынке нишу, которая спасет от немедленной конкуренции. Но при росте предприятия или фирмы, может случиться следующее: предприятие перерастет нишу рынка, на которую первоначально работало, и вступит в конкуренцию на другом его сегменте или первоначальная ниша разовьется в растущий рынок и станет привлекательной для других производителей. Тут  одним выпуском продукции не обойдешься. Нужно сделать все чтобы получить сравнительные преимуществ, превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т. п.

В результате компания второго уровня конкурентоспособности стараются делать свои производственные системы «внешне нейтральными». То есть предприятия пытаются полностью соответствовать стандартам, которым придерживаются их конкуренты. Они пытаются максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли и использовать у себя, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты. Придерживаются тех же принципов и подходов в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве. Более того, нанимают к себе на работу управляющих и специалистов, особенно инженерно-технических работников, из других компаний этой же отрасли, полагаясь в основном на их квалификацию и чисто профессиональные качества, не учитывая специфику конкретного предприятия или производства. В результате компания оказывается в ситуации, когда такие стереотипы делового поведения, которые целиком базируются на заимствование передового опыта, уже не работают, не прибавляют конкурентоспособности предприятиям данной фирмы даже при незначительном усилии внутриотраслевой конкуренции.  [6, с.220]

 В связи с этим встает вопрос: почему нужно обязательно придерживаться общих стандартов производства, установившихся в отрасли, если их предприятия имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их основные соперники?

Не случайно, создается новая задача объединить в рамках хозяйственных комплексов нового типа гибкость и адаптивность мелкосерийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства. Многие считают, что это сочетание позволит обеспечить не только стабилизацию, но и снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента, которое должно в итоге привести к победе в конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

  • Качество продукции и услуг;
  • Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • Уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • Технологический уровень производства;
  • Налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • Доступность источников финансирования.

Для того чтобы определить первоочередные меры по реформированию промышленности нужно определить причины потери конкурентоспособности российскими предприятиями.

Традиционно низкое качество российских товаров это не результат национальной неспособности россиян создавать и производить качественную продукцию.  Чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка нет никаких серьезных причин. Если сами предприятия не могут создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то можно обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Китай, Южная Корея и многие другие страны часто пользуются этой практикой. Не смотря на то, что предприятия этих стран исторически значительно уступали российским в технологическом уровне и инженерно-конструкторских традициях. Устаревшее технологическое оборудование – одна из самых главных причин неспособности российских предприятий производить качественную и конкурентоспособную продукцию. Но сегодня, когда границы открыты и любое самое современное оборудование доступно, что мешает приобрести новейшее оборудование? Но предприятие, которое не располагает требуемым технологическим оборудованием сегодня, может заказать производство необходимых деталей и узлов другим производителям, имеющим необходимое оборудование.

Информация о работе Конкуренция и ее виды