Конкуренция, её виды и роль в современном хозяйственном механизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества, рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

1 Конкуренция, её сущность и значение 5
1.1 Виды конкуренции 8
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция 10
1.3 Ценовая и неценовая конкуренция 18
2 Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве 24
2.2 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности 29
Заключение 34
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 74.79 Кб (Скачать)

                                                                                                                   
 
 

     Рисунок 1. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции 

     В сложившихся условиях обостряется  ситуация на фронте противоборства продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Однако когда соперничество между ними обостряется, то побеждает (удаётся больше реализовать) тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение к точке равновесия. 21

     Результат конкуренции среди товаровладельцев таков. После массового уменьшения цены продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложения достигают сбалансированности.

     На  рынке возможен и прямо противоположный  случай: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос  превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке 1 зона П1 – Р – С1).

     В данной ситуации очень напряжённой  становится обстановка на фронте противоборства покупателей. Последние всегда стремятся  приобрести вещи по меньшей цене. Когда  же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую  цену. Возникает другая цепная реакция: отдельные лица, а затем и все  покупатели вынуждены приобретать  товар по более высокой цене. Цена продвигается к точке равновесия с иной стороны.

     Итог  соперничества покупателей вполне предсказуем. Вздорожание цен способствует появлению товаров на прилавках  магазинов. А производители становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного  спроса. Зона товарного дефицита перестаёт  существовать. При достижении равновесной  цены опять сбалансированы спрос  и предложение.

     Стало быть, конкуренция – сильное средство уравнения спроса и предложения  и достижения равновесной цены.

     Второе  направление: конкуренция поддерживает общественно нормальные условия  производства и реализации товаров. 22

     Благодаря конкуренции в любой отрасли  производства в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Это  заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры". В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы.

     Уровень равновесной цены выступает для  товаропроизводителей как норматив рационального хозяйствования. При  нарушении такого норматива предприятие, установившее, допустим, очень высокую  цену на свою продукцию ради получения  большего дохода, может оказаться  в тупиковой ситуации. Спрос на дорогостоящие товары упадёт, они  не будут раскупаться. Тогда придётся снижать цены или даже прибегать  к распродаже изделий по низким ценам  и теперь из-за этого убытки.

     Так конкуренция даёт наглядный урок всем, кто не учитывает общественно  нормальные условия производства и  реализации товаров.

     Третье  направление: рыночное соперничество  стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства.

     Как было установлено, конкуренция ведёт  к уравнению рыночных цен. В таких  условиях большой доход может  получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции. Он создаёт  товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой  рыночной цене. 23

     Если  повнимательнее присмотреться к  конкурентам, то среди них можно  заметить смелых предпринимателей, которые, рискуя своим имуществом, делают своего рода открытия большого хозяйственного значения. Они изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы  организации труда и производства, способы экономного использования  ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Четвёртое направление: противоборство агентов рынка усиливает  их социально-экономическое расслоение.

     В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую  силу. Естественно, что не выдерживают  суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция  к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими  и крупными собственниками.

     В современных условиях в развитых странах имеется множество мелких предпринимателей, создающих свои крошечные  предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и т.п.). Однако подавляющая  часть из них не в состоянии  продолжительное время нормально  существовать и выдержать конкуренцию  с более крупными предприятиями. К тому же постоянно растёт тот  минимум денежных средств, который  позволяет быть конкурентоспособным.

     Рыночное  соперничество порождает не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих своё богатство. Они  расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средств производства.

     Пятое направление: конкуренция способствует продвижению рыночного хозяйства  к монополии. 24

     Не  по чьему-то умыслу, а стихийно и  объективно соперничество продавцов  и покупателей существенно меняет всю структуру рыночного пространства. Эти структурные перемены обусловлены  следующими обстоятельствами.

     1. Конкуренция устраняет с рыночной арены все остальные и неэффективные хозяйства. Эта санация (оздоровление) экономики сопровождается обычно некоторым сокращением численности хозяйственных субъектов, особенно заметным в ряде отраслей.

     2. Рыночное соперничество, как известно, укрепляет позиции крупного производства. Один промышленный гигант по объёму выпуска продукции можно сопоставить с суммарной производственной мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтому рыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного и относительного усиления роли крупных собственников.

     3. Главный фронт сражения на рыночном поприще проходит между армиями продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия может уверенно выиграть сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. Выходит – как это ни покажется парадоксальным – победу в крупном конкурентном сражении может дать монополистическое объединение противоборствующих сил.

     Значит, объективная логика развития рынка  такова, что свободная конкуренция  сама порождает монополию, то есть движение идёт от оного противоположного состояния рынка, указанного на схеме 1, к совершенно другому. 25

2.2 СОТРУДНИЧЕСТВО  КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

     Сотрудничество  и конкуренция, образуя противоречивое единство, пронизывают всю деятельность национальных и транснациональных  хозяйствующих субъектов, они вызваны  к жизни непрерывным прогрессом в науке, технике, технологиях, организации  и управлении как в национальных, так и в международных масштабах, процессами интернационализации,  региональной интеграции, глобализации.

     Страны  с развитым рыночным хозяйством, индустрией и наукой и их хозяйствующие субъекты, а также транснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опыт международного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединения конкуренции с сотрудничеством, кооперацией.

     Россия  ныне значительно отстаёт от многих стран мира по масштабам и формам кооперационных связей. Одной из главных  причин этого является свершившийся за последние годы разрыв хозяйственно-кооперационных связей внутри страны, а также с  хозяйствующими субъектами ближнего и  дальнего зарубежья.

     Переход России к рыночной экономике требует  выработки новых подходов к сотрудничеству как национальному (отраслевому, межотраслевому, внутрикорпоративному), так и международному, с тем, чтобы использовать его резервы и преимущества.

     Вступая в сотрудничество, хозяйствующие субъекты одной или нескольких стран преследуют определённые или общие цели, не забывая и свои частные, достижение которых в одиночку им не под силу, при этом инициаторы кооперации среди действующих конкурентов выбирают относительно равных себе партнёров по конкурентному потенциалу, особенно тех опыт и знания которых отсутствуют у фирмы инициатора кооперационного проекта. Более сильные конкурентные позиции имеют обычно крупные компании, особенно транснациональные. Последние быстрее реагируют на новейшие достижения научно-технического прогресса, активнее опираются на мощь патронирующих их государств. 26

     В определённых условиях конкуренты, оперирующие  в широких нишах рынка, объединяются, руководствуясь своими стратегическими  интересами под давлением серьёзных  затруднений в их деятельности. Вместе с тем при коренном улучшении  положения того или иного участника  договора, укреплении его научно-производственного  и рыночного потенциала, достигнутого в процессе кооперации, он может  расширить своё независимое функционирование, нередко снова становясь конкурентом бывшему партнёру.

     Договорная  кооперация не гармонизирует раз  и навсегда отношения фирм, взаимодействующих  в её рамках. Скорее она выражает компромисс различающихся подспудных целей и стратегий каждого  желающего объединиться, взаимовыгодный на определённом этапе и потому их объединяющий.

     В сфере высоких технологий в настоящее  время возобладала комбинированная  модель МПК, многократно указавшая  свои преимущества. Её особенность  состоит в заранее обусловленном  двухэтапном сотрудничестве. На первом этапе конкуренты становятся равноправными  и равно заинтересованными кооперантами. Это этап производственно-технологического освоения совместно полученных данных по проекту МПК. На втором этапе (производство продукции, её сбыт и послепродажный сервис) каждый из кооперантов ведёт  самостоятельный бизнес. Союзники вновь  становятся конкурентами.

     Повышение конкурентоспособности продукции  российских предприятий, увеличение масштабов  её реализации на рынках, особенно внешних, невозможно без активизации межфирменных связей, в том числе с зарубежными  партнёрами.

     Любые формы устойчивого взаимодействия партнёров в сфере внешнеэкономических  отношений сводятся, в конечном счёте, к разделению и кооперации труда (производства), их взаимодействию, опосредуемому  экспортно-импортным обменом товарами и услугами. 27

     Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут  функционировать без широких  горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнёрами своей и зарубежных стран. Это предопределено характером продукции названных отраслей и применяемых в них технологий.

     Ныне  международные межфирменные кооперационные связи охватывают весь инновационно-воспроизводственный  цикл: НИОКР – инжиниринг и строительство  – производство и сбыт (в том  числе экспорт) продукции, её послепродажный сервис. Кооперация производства в  сфере высоких технологий трансформировалась ныне в научно-производственную. Она  стала определять весь облик современного мирохозяйственного развития в отраслях перерабатывающей промышленности, особенно машиностроении, электроники, металлургии, химической промышленности, а также  конкурентоспособность продукции  отраслей. Даже крупная, лидирующая в  своей нише национальная кооперация ныне не может обойтись без кооперационных связей с фирмами разных стран  мира.

     Эффективное и конкурентоспособное участие  России, её хозяйствующих субъектов  в мирохозяйственных процессах  разделении труда и кооперации производства, его интернационализации и транснационализации  возможно лишь при обеспечении не только и не столько частных, сколько  принципиальных организационно-экономических  мер общегосударственного характера. 28

     При разработке новой промполитики России следовало бы предусмотреть создание в России в короткий срок развитой законодательно-нормативной, правовой базы в основном прямого действия, обеспечивающей возможности и заинтересованность в активном включении российских хозяйствующих субъектов в процесс  международного промышленного сотрудничества, прежде всего в научно-производственную кооперацию, и извлечение на этой основе крупномасштабных выгод. Одновременно понадобится определить меры "подтягивания" инфраструктуры российского рынка до уровня, отвечающего базовым потребностям международного бизнеса по обучению персонала органов государственной исполнительной власти, руководящего и оперативного персонала предприятий навыкам ведения хозяйства в динамично изменяющихся условиях на российском и внешних рынках.

Информация о работе Конкуренция, её виды и роль в современном хозяйственном механизме