Конкуренция, её виды и роль в современном хозяйственном механизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества, рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

1 Конкуренция, её сущность и значение 5
1.1 Виды конкуренции 8
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция 10
1.3 Ценовая и неценовая конкуренция 18
2 Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве 24
2.2 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности 29
Заключение 34
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 74.79 Кб (Скачать)

     Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность  для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительна.

     Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

     В отличие от совершенной конкуренции  монополистическая предполагает, что  каждая фирма продает особый тип  товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря  чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».

     На  рынке монополистической конкуренции  продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного  обслуживания (для товаров длительного  пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким  образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством  всемерной дифференциации продукции.

     Повсеместное  соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической  власти фирмы над своим видом  товара, что позволяет предприятию  повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта  власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль. 14

     Относительно  неограниченное проникновение новых  фирм на рынок является важной характеристикой  монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

     Модель  рынка монополистической конкуренции  описывает множество реально  существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют  большинству отраслей сферы обслуживания. 

1.3 ЦЕНОВАЯ И НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 

      Ценовая конкуренция восходит к тем далеким  временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

     Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся  возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость  и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется  «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и    соответствующего   повышения массы прибыли. 15

      Когда же установилось равновесие, новая  попытка снизить цену приводит к  тому, что конкуренты реагируют точно  также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

      Вот почему в наши дни нередко наблюдается  не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских  свойств товаров, которое невозможно отрицать.

      Ценовая конкуренция применяется главным  образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества  с которыми у аутсайдеров нет  сил и возможности в сфере  неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для  проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии  там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой  конкуренции фирмы широко оповещают  о снижении цен на выпускаемые  и имеющиеся на рынке товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. 16

      Основное  условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и  снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает  реальными шансами снижения издержек производства.

      Механизм  ценовой конкуренции действует  следующим образом. Фирма-производитель  устанавливает на свою продукцию  цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие  возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и  уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна. 17

      При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

      Проведенный анализ рыночного поведения хозяйственных  субъектов в условиях  монополистической  конкуренции позволяет  говорить о возможностях развертывания ценовой  конкуренции, несмотря на имеющееся  многообразие различных товаров  и услуг, способных  удовлетворить  одну и ту же потребность. Вместе с  тем для данной рыночной структуры  характерна и  неценовая  конкуренция. Основными формами неценовой  конкуренции в условиях монополистической  конкуренции являются дифференциация продукта,  улучшение  его  качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет  предложить покупателям самые разнообразные  по  типу, стилю,  марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс  успешен,  он позволяет фирме создать  свой постоянный круг покупателей, которые  предпочитают ее товары аналогам  у  конкурентов.

      Однако  при наличии столь разнообразного ассортимента  предлагаемых товаров  и услуг всегда имеется возможность  нового предложения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов. Доскональное  изучение  разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

      Другой  формой  неценовой  конкуренции  является совершенствование конкурентами выпускаемых  продуктов  и  предлагаемых  услуг. Улучшение   качественных   характеристик  или  потребительских  свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации  продукции и  вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании  своей продукции.  Данная форма  конкуренция имеет своим  следствием два  положительных момента,  помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей. Первый заключается в  том, что удачное улучшение продукта  одной из фирм побуждает другие предприятия  принимать необходимые меры с  целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В  целом это содействует  развитию научно-технического прогресса  не только в сфере потребительских  товаров,  но и непосредственно  в области  ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров  непроизводственного назначения. 18

      Второй  момент сопряжен с появлением новых  источников финансирования процесса дальнейшего  совершенствования выпускаемого продукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расширения продукта позволяет расширить производство, достигать оптимальных  его масштабов  и получать в значительных объемах  экономическую прибыль,  которая  как раз и служит этим новым  финансовым  источником.

      Отмечая положительные стороны конкуренции  в  форме  совершенствования продукта, нельзя не обращать внимания на имитационную деятельность фирм в данной области. У фирмы-имитатора активность на совершенствование продукта,  как правило,  ограничиваются незначительными поверхностными изменениями продукта,  добиваясь  внешнего эффекта,  выдающего кажущиеся изменения в продукте за действительные,  а также априори закладывают моральный износ в усовершенствованный  продукт,  что  вызывает быстрое разочарование покупателя в обладании продуктом,  на смену которого пришла уже его  новая  модель. Ясно,  что  подобное направление деятельности фирм объективно ведет к расхищению ограниченных ресурсов и вызывает рост  потребительских  расходов  населения. 19

      К числу неценовых методов относят  также предоставление большого комплекса  услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в  качестве первого взноса за новый, поставку оборудования  на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские  свойства выдвинулись в последнее  десятилетие на ведущее место  в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

      В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, так как с помощью рекламы, фирмы не только    доносят     до    покупателей     информацию   о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы как «хорошего гражданина» той

      Таким образом, мы установили, что основными  методами неценовой конкуренции  являются дифференциация продукта,  улучшение  его  качественных и  потребительских свойств, реклама. Также мы выяснили, что основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 МЕСТО  И РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ  ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ 

     Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.

     При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также  побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. То есть производители  вынуждены постоянно бороться с  конкурентами за покупателей на рынке  сбыта путём расширения и улучшения  ассортимента высококачественных товаров  и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этой борьбы выигрывает потребитель. 20

     2.1 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

     Рыночное  противоборство – мощная сила с  многофункциональным назначением. Эта сила способна изменять соотношение  спроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру и последствия  развития рынка. Рассмотрим важнейшие  направления действия закона конкуренции.

     Первое  направление: конкуренция способствует установлению равновесной цены.

     Как нам известно, рыночная цена может  устанавливаться на уровне, значительно  превышающим точку равновесия. В  этом случае предложение товаров  превышает их спрос. Поэтому на рынке  образуется зона избытка производственных благ (на рисунке 1 зона С2 – Р – П2). 
 
 

                                                                                        

                                                                                       

                                                                        

Информация о работе Конкуренция, её виды и роль в современном хозяйственном механизме