Конкуренция, её виды и роль в современном хозяйственном механизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества, рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

1 Конкуренция, её сущность и значение 5
1.1 Виды конкуренции 8
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция 10
1.3 Ценовая и неценовая конкуренция 18
2 Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве 24
2.2 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности 29
Заключение 34
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 74.79 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» 
 

Кафедра экономической теории и экономической  политики

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное  управление»

Специализация «Государственное и муниципальное  управление»

(на базе  высшего образования, внебюджет) 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном  механизме»  
 
 
 
 
 

Руководитель          ____________________   ст.преподаватель  Сингизова Н.Б.

Студент 1 курса      ____________________   Низамова Р.Д.  
 
 
 

Уфа - 2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                   3                                                                                                

1 Конкуренция, её сущность и значение                                                               5

1.1 Виды конкуренции                                                                                           8

1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция                                             10

1.3 Ценовая и неценовая конкуренция                                                               18

2 Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме       24

2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве                                                     24

2.2 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности          29

Заключение                                                                                                             34

Список использованных источников                                                                   36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

     XX век в мировом экономическом  развитии без сомнения можно  назвать веком конкуренции. Именно  в этом цикле явление конкуренции  приобрело международную и глобальную  значимость.

     Актуальность  данной темы состоит в том, что  в настоящее время конкуренция  играет основополагающую роль в экономике  любой страны. Развитие экономической  сферы нашей страны свидетельствует  о том, чем грозит невнимание и  непонимание значения конкуренции  в экономических отношениях.

     Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций  в экономике и показать, что  в настоящее время конкуренцию  сложно однозначно разделить на конкуренцию  на основе цены или конкуренцию на основе качества, рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

     Сейчас  любой вид конкуренции может  сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.

     Содержание  курсовой работы состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, описывается ее роль на рынке. Во второй главе ведется речь о видах конкуренции по состоянию рынка – совершенной и несовершенной конкуренции, по способам соперничества – ценовая и неценовая. В рамках несовершенной конкуренции рассмотрены такие виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. В третьей главе рассматриваются место и роль конкуренции в рыночном хозяйстве.

     При написании курсовой работы использовалось множество экономической литературы. При изучении совершенной и несовершенной  конкуренции большую помощь оказали  книга Макконнелла и Брю «Экономикс»  и учебник Нуреева. Разобраться  в вопросах неценовой конкуренции  особенно помог журнал «Маркетинг». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ 

     Наиболее  мощным фактором, диктующим общие  условия функционирования того или  иного рынка, является степень развития на нём конкурентных отношений.

     Рыночной  конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между  фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция это: а) соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; б) состязательная борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

     Но  понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования  капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как одна сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного  производства. 1

     Конкуренция в рыночной экономике выполняет  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы – что? как? для кого производить? 2

     Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель  лишён выбора и вынужден либо полностью  согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая  власть расщеплена и потребитель  имеет дело с множеством поставщиков  аналогичных товаров, он может выбрать  тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

     Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. Для обуздания и удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции. 3

     Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны: а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе конкуренции  вымываются экономически-неэффективные  производства, устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведёт к удешевлению  издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

     К числу негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия  для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт к дифференциации доходов  и создаёт условия для их несправедливого  распределения; в) её следствием может  быть перепроизводство товаров и  не догрузка мощностей в периоды  производственных спадов.

     Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода из неё. Эта свобода  необходима для того, чтобы экономика  могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  её постоянном стимулировании эффективности  производства. 4 

    1.  ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

Схема 1. 
 

     По  методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

     Ценовая конкуренция предполагает продажу  товаров по наиболее низким ценам, чем  у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто  соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время  вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции  разорить конкурентов и вытеснить  их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием "война цен". В последнее  время интерес к ценовой конкуренции  возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить  ресурсы и, следовательно, снижать  себестоимость. 5

     Неценовая конкуренция основана на предложении  товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками  службы, на использовании методов  рекламы и других способов стимулирования сбыта.

     По  отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.

     Внутриотраслевая  конкуренция – это конкуренция  предпринимателями, производящими  однородные товары, за лучшие условия  производства и сбыта, за получение  сверхприбыли.

     Межотраслевая конкуренция – это конкуренция  между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку  на норму прибыли влияют разные объективные  факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель  независимо от того, где применяется  его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные  предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних  отраслей в другие: из отраслей с  низкой нормой прибыли в отрасли  с высокой нормой прибыли.

     Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

     Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и  т.д. При этой конкуренции никто  из участников рынка не может оказать  решающего влияния на условия  реализации товаров.

Информация о работе Конкуренция, её виды и роль в современном хозяйственном механизме