Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества, рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
1 Конкуренция, её сущность и значение 5
1.1 Виды конкуренции 8
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция 10
1.3 Ценовая и неценовая конкуренция 18
2 Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве 24
2.2 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности 29
Заключение 34
Список использованных источников
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Монополистическая
конкуренция (несовершенная) главным
образом отличается тем, что монополии
имеют возможности влиять на условия
реализации товаров. 6
Рыночное пространство – это арена активного взаимодействия всех субъектов рынка. Такое взаимодействие принимает разные формы в зависимости от определённых параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:
- количество продавцов товаров определённого вида;
- свобода вхождения товаровладельцев на рынок и выхода из него;
- независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;
- возможность (или невозможность) установления рыночной цены со стороны отдельных товаровладельцев.
В зависимости от состояния указанных параметров взаимодействие участников рыночных сделок принимает два прямо противоположных вида: свободной конкуренции или монополии. Кроме них в современных условиях существуют формы взаимодействия субъектов рынка, в которых сочетаются конкуренция и монополия.
Принципиальные
различия между свободной конкуренцией
и монополией указаны в таблице 1.
Таблица 1. Свободная конкуренция и монополия
Параметры состояния рынка | Свободная
конкуренция |
Монополия |
Число продавцов | Много | Один |
Барьеры входа и выхода из рынка | Нет | Есть (нет вхождения) |
Независимость субъектов рынка друг от друга | Есть | Нет (имеются разные виды зависимости) |
Товаровладелец может устанавливать рыночную цену | Не может | Может |
Конкретный анализ, отмеченный в таблице 1, особенностей двух видов взаимоотношений участников рынка мы начнём с первого из них. 7
Конкуренция
– это соперничество между
участниками рыночного
Свободная
конкуренция имеет ряд
Свободная
конкуренция имеет
Свободная
конкуренция, естественно, соответствует
периоду классического
Свободное соперничество характеризуется сравнительно мирными методами. Оно сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) главным образом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). Экономически более сильный товаровладелец временно снижает свою индивидуальную цену, чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает соревноваться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть сражение. Иногда для поражения конкурента применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, бросовым) ценам. Свободная конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственное положение продавцов и покупателей. 9
Несовершенная
конкуренция существовала всегда,
но особенно обострилась в конце
XIX – начале XX в. в связи с образованием
монополий. В этот период происходит
концентрация капитала, возникают акционерные
общества, усиливается контроль за
природными, материальными и финансовыми
ресурсами. Монополизация экономики
явилась закономерным следствием большого
скачка в концентрации промышленного
производства под воздействием научно
– технического прогресса. Профессор
П. Самуэльсон особо подчёркивает это
обстоятельство: « Экономике крупного
производства, возможно, присущи определённые
факторы, ведущие к монополистическому
содержанию организации бизнеса. Это
особенно наглядно проявляется в
быстро меняющейся области технологического
развития. Ясно, что конкуренция
не смогла бы долго просуществовать
и быть эффективной в сфере
бесчисленного множества
Большинство
случаев несовершенной
Во-вторых,
рынки имеют тенденцию к
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. 10
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, где существует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка.
Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Ее характерные черты:
- Эффект масштаба означает, что только крупные фирмы могут выжить. Для того чтобы быть в состоянии предлагать свою продукцию по рыночной цене, фирма, входящая на олигополистический рынок, должна иметь возможность организовать крупномасштабное производство. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для фирмы, которая только начинает дело, эффекты масштаба и издержек могут быть трудно преодолимыми барьерами для вступления в отрасль. Даже если ей это удастся, то вход на рынок новой фирмы, имеющей крупномасштабное производство, путем огромного увеличения предложения может опустить цены до уровня даже меньшего, чем уровень долгосрочных средних издержек эффективной фирмы. Таким образом, даже если олигополисты, утвердившиеся на рынке, и получают сверхприбыли, аутсайдера может и не привлекать возможность входа на этот рынок.
Существуют и другие барьеры для вступления в отрасль. Например, таким барьером является необходимость больших вложений на рекламу.
- Эффект слияния. Поводом для слияния могут послужить разные причины: объединение двух и более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба и более низких издержек производства. 12
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.
Стремление
монополиста к максимизации прибыли
путем установления контроля над
ценой и объемом продаж есть нарушение
свободной конкуренции и
Характерные черты монополии:
- единственный продавец (монополист);
-реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара);
- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
-для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.
Особое
место занимает феномен «естественной
монополии». К естественным монополиям
относятся предприятия
Информация о работе Конкуренция, её виды и роль в современном хозяйственном механизме