Конкуренция, её виды и роль в современном хозяйственном механизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества, рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

1 Конкуренция, её сущность и значение 5
1.1 Виды конкуренции 8
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция 10
1.3 Ценовая и неценовая конкуренция 18
2 Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве 24
2.2 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности 29
Заключение 34
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 74.79 Кб (Скачать)

     Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию  подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

     Монополистическая конкуренция (несовершенная) главным  образом отличается тем, что монополии  имеют возможности влиять на условия  реализации товаров. 6 

    1.  СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
 

     Рыночное  пространство – это арена активного  взаимодействия всех субъектов рынка. Такое взаимодействие принимает  разные формы в зависимости от определённых параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами  являются:

     - количество продавцов товаров определённого вида;

     - свобода вхождения товаровладельцев на рынок и выхода из него;

     - независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;

     - возможность (или невозможность) установления рыночной цены со стороны отдельных товаровладельцев.

     В зависимости от состояния указанных  параметров взаимодействие участников рыночных сделок принимает два прямо  противоположных вида: свободной  конкуренции или монополии. Кроме  них в современных условиях существуют формы взаимодействия субъектов  рынка, в которых сочетаются конкуренция  и монополия.

     Принципиальные  различия между свободной конкуренцией и монополией указаны в таблице 1. 

     Таблица 1. Свободная конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка Свободная

конкуренция

Монополия
Число продавцов Много Один
Барьеры входа и выхода из рынка Нет Есть (нет вхождения)
Независимость субъектов рынка друг от друга Есть Нет (имеются  разные виды зависимости)
Товаровладелец  может устанавливать рыночную цену Не может Может
 

     Конкретный  анализ, отмеченный в таблице 1, особенностей двух видов взаимоотношений участников рынка мы начнём с первого из них. 7

     Конкуренция – это соперничество между  участниками рыночного хозяйства  за лучшие условия производства, купли  и продажи товаров и услуг. Для рыночного хозяйства с  самого начала характерна следующая  объективная причинно-следственная связь. Побудительной причиной конкуренции  служит комплекс непременных условий  свободного развития рынка: а) основные параметры состояния рынка (табл.1.); б) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определённого вида; в) зависимость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса и предложения (при невозможности для каждого рыночного агента диктовать другим свою цену). Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве, за экономическое выживание и процветание. Стало быть, конкуренция – экономический закон рынка.

     Свободная конкуренция имеет ряд характерных  признаков. Во-первых, она означает, что на рынке имеется множество  независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в  каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, участники рыночных сделок никак не участвуют в контроле  рыночных цен. 8

     Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно  характеризуют её свойства. В западной экономической литературе её называют чистой. Ибо она свободна от всякого  вмешательства государства и  рынок также чист от монополий. Классический вид состязательности имеет и  такой признак. Участники рыночных сделок имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Всё сказанное дало основание  называть данный вид совершенной  конкуренцией.

     Свободная конкуренция, естественно, соответствует  периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в  XIX веке. Такому соперничеству в достаточной мере соответствовали чистая (из-за отсутствия монополизации экономики) и совершённая конкуренция (в то время не требовались какие-то специальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).

     Свободное соперничество характеризуется  сравнительно мирными методами. Оно  сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) главным  образом методом открытой ценовой  конкуренции (сбивания цен). Экономически более сильный товаровладелец временно снижает свою индивидуальную цену, чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает соревноваться  с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может  проиграть сражение. Иногда для поражения  конкурента применяется демпинг  – продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, бросовым) ценам. Свободная конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственное положение продавцов и покупателей. 9

      Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные  общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми  ресурсами. Монополизация экономики  явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного  производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор  П. Самуэльсон особо  подчёркивает это  обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это  особенно наглядно проявляется в  быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция  не смогла бы долго просуществовать  и быть эффективной в сфере  бесчисленного множества производителей».

      Большинство случаев несовершенной конкуренции  можно объяснить двумя основными  причинами. Во-первых, есть тенденция  к уменьшению количества продавцов  в тех отраслях, для которых  характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут  продавать свои продукты по более  низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

      Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют трудности  для вступления новых конкурентов  в отрасль. Так называемые "барьеры  входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

        В теории выделяют различные  виды рынков с несовершенной  конкуренцией (по степени убывания  конкурентности): монополистическая  конкуренция, олигополия, монополия. 10

     Олигополия  является преобладающей формой современной  рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для  описания рынка, где существует несколько  фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка.

     Олигополия  – это отрасль, в которой большая  часть продаж совершается несколькими  фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

     Ее  характерные черты:

  • Немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг – эта отрасль называется олигополистической.
  • Производство стандартизированных или дифференцированных товаров. Такие продукты, как сталь, медь, алюминий, цемент, технический спирт и т.д., являются стандартизированными продуктами. Другие продукты, как автомобили, бытовые приборы, компьютеры, сигареты и т.д., являются дифференцированными. На основе такого разделения различают два типа олигополии: стандартизированную и дифференцированную.
  • Существуют барьеры для вступления в отрасль. Барьеры входа удерживают потенциальных конкурентов от проникновения в отрасли, в которых продавцы, занимающие прочное положение, получают сверхприбыли. Такими барьерами являются эффекты масштаба и низких издержек. 11

- Эффект масштаба означает, что только крупные фирмы могут выжить. Для того чтобы быть в состоянии предлагать свою продукцию по рыночной цене, фирма, входящая на олигополистический рынок, должна иметь возможность организовать крупномасштабное производство. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для фирмы, которая только начинает дело, эффекты масштаба и издержек могут быть трудно преодолимыми барьерами для вступления в отрасль. Даже если ей это удастся, то вход на рынок новой фирмы, имеющей крупномасштабное производство, путем огромного увеличения предложения может опустить цены до уровня даже меньшего, чем уровень долгосрочных средних издержек эффективной фирмы. Таким образом, даже если олигополисты, утвердившиеся на рынке, и получают сверхприбыли, аутсайдера может и не привлекать возможность входа на этот рынок.

     Существуют  и другие барьеры для вступления в отрасль. Например, таким барьером является необходимость больших  вложений на рекламу.

- Эффект слияния. Поводом для слияния могут послужить разные причины: объединение двух и более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба и более низких издержек производства. 12

     Монополия является полным антиподом совершенной  конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

     В условиях монополии производитель  способен полностью контролировать объем предложения товара, что  позволяет ему выбирать любую  цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при  этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

     Стремление  монополиста к максимизации прибыли  путем установления контроля над  ценой и объемом продаж есть нарушение  свободной конкуренции и утверждение  особой власти на рынке. «Рыночная власть»  означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

     Характерные черты монополии:

- единственный продавец (монополист);

-реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара);

- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

-для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

     Особое  место занимает феномен «естественной  монополии». К естественным монополиям относятся предприятия общественного  пользования и предприятия, эксплуатирующие  уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи  и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства  или действуют под его контролем. Существование естественных монополий  объясняется особым эффектом, связанным  с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное  производство имеет преимущество перед  мелким при сравнении величин  издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия  происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование  ресурсов. Поэтому естественные монополии  становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность. 13

Информация о работе Конкуренция, её виды и роль в современном хозяйственном механизме