Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Конкуренция как закономерность рыночной экономики . . 4
1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике . . . 4
Глава 2 Виды и методы конкуренции . . . . . . 7
2.1 Виды конкуренции . . . . . . . . 7
2.2 Методы конкуренции . . . . . . . 14
2.3 Механизмы ценовой и неценовой конкуренции . . . 15
2.4 Методика исследования конкуренции на рынке . . . 17
Глава 3 Механизм управления конкуренцией . . . . . 26
Глава 4 Пять сил конкуренции . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . 30

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 248.46 Кб (Скачать)

     -прямая, с широким оповещением о снижении цены;

     -скрытая,  когда на рынок выпускается  новый товар с улучшенными  потребительскими свойствами при  сравнительно незначительном увеличении  цены.

              Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

              Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товара; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой - “качество”- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.

              Неценовая конкуренция путем  совершенствования сбыта продукции  получила название конкуренции  по условиям продаж. Этот вид  конкуренции основывается на  улучшении сервиса обслуживания  покупателя.

              Неценовая конкуренция ведется  за счет снижения издержек, повышения  качества продукции и услуг,  надежности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного  обслуживания, совершенствования методов  сбыта. Неценовая конкуренция  минимизирует цену как фактор  потребительского спроса, выделяя  товары и услуги посредством  продвижения, упаковки, поставки, сервиса,  доступности и других маркетинговых  факторов.

 

2.4 Методика исследования конкуренции на рынке

    Важным  этапом исследований конкуренции на рынке является сбор и анализ информации, необходимой, в конечном итоге, для  выбора конкурентных стратегий. Сбор данных о деятельности конкурентов и  её анализ - достаточно трудоемкая работа, требующая систематического проведения. Методика сбора и анализа информации о конкуренции на рынке может  быть представлена в виде типовой  схемы, представленной на рис. 1. 
 
              Анализ конкуренции на рынках исследуемого продукта проводится в два этапа.  
              На первом этапе дается общая характеристика конкуренции, анализируется уровень конкуренции на отдельных рынках, рассматриваются различные показатели интенсивности конкурентной борьбы. Основная цель этого этапа состоит в определении степени конкуренции на каждом рынке и внесении поправок в представления о перспективах сбыта на этих рынках. 
              На втором этапе анализируется структура производственно-сбытовых показателей деятельности конкурентов, и выделяются ключевые факторы их успеха в целом и на отдельных рынках. В итоге проводится сопоставление ключевых факторов успеха фирмы с ключевыми факторами успеха ее конкурентов и выявляется положение фирмы на рынках сбыта продукта, ее основные достоинства и недостатки и, тем самым определяются направления совершенствования маркетинговой деятельности фирмы. 
              Первый этап анализа конкуренции на рынке - оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции.  
              Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, поэтому для анализа конкуренции на рынке в соответствии с моделью М.Портера (см. рис.2) учитываются следующие группы факторов: 
              · соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов ("центральный ринг") - ситуация в отрасли; 
              · конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями - влияние товаров-заменителей; 
              · угроза появления новых конкурентов - влияние потенциальных конкурентов; 
              · позиции поставщиков, их экономические возможности - влияние поставщиков; 
              · позиции потребителей, их экономические возможности - влияние покупателей.

    Эти пять сил взаимодействуют следующим  образом.

  1. Внутри самой отрасли компании борются за долю на рынке, пытаясь привлечь на свою сторону потребителей, переманивая их от конкурентов. Активная деятельность одной компании встречает ответную реакцию другой, которая, в свою очередь, вызывает ответные действия прочих компаний на рынке. В тех отраслях, где количество конкурирующих компаний высоко, наблюдается более острая конкурентная борьба, приводящая в результате к тому, что прибыльность данной отрасли стремится к уменьшению.

    На  этот цикл конкурентной борьбы оказывают  влияние следующие конкурирующие  силы.

  1. Поставщики (организации и лица, обеспечивающие необходимый вклад в производство товара) могут быть достаточно крупными для того, чтобы отстаивать свои собственные интересы и добиваться выгоды при переговорах с компанией. Или они могут объединить свои усилия для коллективной борьбы за свои интересы. Влиятельные поставщики могут увеличить цену своих поставок и, в конечном итоге, уменьшить прибыли компаний, пользующихся их услугами (товарами).
  2. Покупатели (те, кто приобретает продукцию, выпущенную данным предприятием) могут в индивидуальном порядке или совместными усилиями закупить достаточное количество продукции для того, чтобы повлиять в свою сторону на политику компании. Также это может привести и к снижению цен на товар.
  3. Потенциально новые игроки на рынке могут представлять угрозу в том плане, что могут отнять свою долю на рынке у уже действующих там компаний. Это можно сделать путем предоставления, например, покупателям определенных выгод (скидок) или путем заключения преференциальных договоров с покупателями и поставщиками.
  4. Товару данной компании может угрожать замещение со стороны товаров другой отрасли, удовлетворяющих те же потребности покупателя. Например, автомобиль может замещать авиа- и железнодорожные перевозки.

    Коллективное  взаимодействие всех пяти сил создает  конкурентную обстановку, в которой  каждая конкурирующая компания для  защиты своих собственных интересов  должна адекватно отвечать на действия своих конкурентов (а еще лучше - их предвидеть).   

    Каждая  из рассматриваемых сил конкуренции  может оказывать различное как  по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в  итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность. 
Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в таблице 1.

     

 
 
 
 
 
 

    

              

    Проанализируем  влияние факторов, входящих в группу "ситуация в отрасли"
              Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке, в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. В принципе интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы, причем совсем не обязательно, чтобы конкурирующие фирмы были особенно крупными. Вместе с тем это правило не является универсальным и всегда верным с позиции фирмы, проводящей исследования рынка. Так, для крупной фирмы, обладающей мощными ресурсами и многочисленными преимуществами, конкуренцию представляют, как правило, только фирмы близкого размера с аналогичными возможностями. Напротив, для средней и, тем более небольшой фирмы наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешного сбыта. Необходимо отметить, что число работающих на рынке фирм, свидетельствующее о высокой степени конкуренции, может значительно изменяться в зависимости от отрасли, и даже сферы деятельности. 
              Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли отражает возможности фирм расширять комплекс работ и услуг в данной сфере деятельности. Наличие на рынке большого числа конкурирующих фирм, имеющих высокую степень диверсификации услуг, свидетельствует о невозможности ухода в "нишу", то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации в каких-то работах или услугах. Таким образом, высокая степень унификации сервисных услуг по товару в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на исследуемом рынке. 
              Изменение платежеспособного спроса на рынке усиливает или ослабляет действие первых двух факторов. Действительно, увеличение объема смягчает, а уменьшение, наоборот - обостряет конкуренцию на рынке. 
              Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке, действует в направлении обострения конкуренции. Действительно, когда каждый производитель предлагает свою модель изделия или свой комплекс услуг, предназначенные для одного сегмента рынка, конкуренция сводится к минимуму. И, напротив, при выпуске всеми производителями однородной продукции, предназначенной в равной степени для всех потребителей, конкуренция между ними высока. Конечно, это крайние случаи. На практике продукция на любом рынке в той или иной степени дифференцирована, что не отменяет конкуренцию, а лишь несколько снижает степень конкурентной борьбы.
 
 
 

Т а б л  и ц а 1 
Факторы конкуренции на рынке отрасли

№ п/п Факторы конкуренции Признаки  проявления факторов на рынке
1. Ситуация в отрасли
1.1 Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке Имеется группа равных по мощности фирм или имеется одна или более фирм, явно превосходящая  исследуемую по мощности
1.2 Изменение платежеспособного  спроса Платежеспособный  спрос на товар падает, прогноз  неблагоприятен.
1.3 Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке Фирмы-конкуренты не специализированы по видам товара. Товар фирмы и товары-конкуренты практически взаимозаменяемы
1.4 Издержки переключения клиента с одного производителя  на другого Издержки переключения клиента с одного производителя  на другого минимальны, т.е. вероятность  ухода клиентов фирмы к конкурентам  и наоборот велика
1.5 Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли Набор сервисных  услуг фирм-конкурентов отрасли  фирмы по товару в целом идентичен
1.6 Барьеры ухода с  рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) Издержки ухода  фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов и др.)
1.7 Барьеры проникновения  на рынок Начальные затраты  для развертывания работ на рынке  данного товара невелики. Товар на рынке стандартизирован
1.8 Ситуация на смежных  товарных рынках (рынки товаров с  близкими технологиями и сферами  применения) Уровень конкуренции  на смежных товарных рынках высок (например, для рынка мебели смежными являются рынки стройматериалов, домостроения и др.)
1.9 Стратегии конкурирующих  фирм (поведение) Отдельные фирмы  осуществляют или готовы к осуществлению  агрессивной политики укрепления своих  позиций за счет других конкурентов
1.10 Привлекательность рынка данного продукта Имеется явно расширяющийся  спрос, большие потенциальные возможности, благоприятный прогноз
2. Влияние потенциальных  конкурентов
2.1 Трудности входа  на отраслевой рынок Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли  не высока. Эффективный масштаб производства может быть достигнут достаточно быстро. Фирмы отрасли не склонны  применять агрессивные стратегии  против "новичков" и не координируют свою деятельность в рамках отрасли  для отражения экспансии в  отрасль
2.2 Доступ к каналам  распределения На рынке отрасли  большое число торговых посредников, слабо связанных с производителями. Создание собственной сети распространения  или привлечение имеющихся посредников  к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны "новичков"
2.3 Отраслевые преимущества Предприятия отрасли  не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами  и "ноу-хау", основным капиталом, удобными местами расположения предприятия  и т.д.
3. Влияние поставщиков
3.1 Уникальность канала поставок Степень дифференциации продукции поставщиков настолько  высока, что перейти от одного поставщика к другому трудно или дорого
3.2 Значимость покупателя Предприятия отрасли  не являются важными (основными) клиентами  для фирм-поставщиков
3.3 Доля отдельного поставщика Доля одного поставщика в основном определяет затраты на поставки при производстве продукта (монопоставщик)
4. Влияние покупателей
4.1 Статус покупателей Покупателей в отрасли  немного. В основном - это крупные  покупатели, которые покупают товар  большими партиями. Объем их потребления  составляет значительный процент от всех продаж в отрасли
4.2 Значимость товара у покупателя Наш товар и аналогичные  товары наших конкурентов не являются важной составляющей в номенклатуре закупок покупателя
4.3 Стандартизация  товара Товар стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей  к новому продавцу незначительна
5. Влияние товаров-заменителей
5.1 Цена Более низкие цены и  доступность товаров-заменителей  создают потолок цен для продукции  предприятий нашей отрасли
5.2 Стоимость "переключения" Стоимость "переключения" на товар-заменитель (затраты на переобучение персонала, коррекцию технологических  процессов и др. у клиента при  переходе от нашего товара к товару-заменителю) низка
5.3 Качество основного  товара Поддержание требуемого качества нашего товара требует издержек более высоких, чем для товара-заменителя
 

 

     Глава 3.Механизм управления конкуренцией 

     Хотя  конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах  имеют свои особенности, среди них  можно выделить характерные для  всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими  господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов  потребителей; защита интересов и  содействие развитию среднего и мелкого  бизнеса; сохранение конкурентной среды  на рынке.

     Антимонопольное законодательство в первую очередь  запрещает соглашения по ценам между  крупными фирмами. Законом также  преследуется демпинговая практика продаж.

     Конкурентная  политика государства должна включать в себя два основных направления. Первое – активное развитие конкуренции  на товарных рынках. Причем необходимо учитывать, что конкуренция не может  рассматриваться как панацея  от всех проблем рынка, как некий  бесценный идеал, к которому нужно  стремиться. Конкуренция рассматривается  как инструмент для достижения общественного  благосостояния, устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности  российского бизнеса, повышения  имиджа и инвестиционной привлекательности  страны. В настоящее время эти  ценностные цели должны стать основными  целями конкурентной политики.

     Второе  направление конкурентной политики – это дальнейшее совершенствование  механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения  в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов.

     Таким образом, государственная конкурентная политика – это последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции  на рынках. Средствами конкурентной политики являются установление обязательных правил и формирование соответствующих реализационных (правоприменительных) механизмов, обеспечивающих соблюдение правил.

     В Западной Европе антимонопольное регулирование  устанавливается Комиссией европейских  сообществ, специальный комиссар которой  рассматривает и утверждает все  крупные соглашения о слиянии  и образовании картелей. Слияния  поощряются, если они связаны с  ускорением НТП и улучшением конкурентных условий деятельности европейских  фирм.

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме