Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Конкуренция как закономерность рыночной экономики . . 4
1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике . . . 4
Глава 2 Виды и методы конкуренции . . . . . . 7
2.1 Виды конкуренции . . . . . . . . 7
2.2 Методы конкуренции . . . . . . . 14
2.3 Механизмы ценовой и неценовой конкуренции . . . 15
2.4 Методика исследования конкуренции на рынке . . . 17
Глава 3 Механизм управления конкуренцией . . . . . 26
Глава 4 Пять сил конкуренции . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . 30

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 248.46 Кб (Скачать)

       Монополистическая  конкуренция 

     Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов  и услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией  которых занимаются разные компании.

     В монополистической конкуренции  органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в  том, что фирма создаёт легальную  монополию, которая с помощью  патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров  – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок  сбыта монополистическим. Другая сторона  заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется  много разных конкурентов, которые  в целях привлечения покупателей  вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.

     Каждая  фирма обладает относительно небольшой  долей всего рынка, поэтому она  имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие  сравнительно большого числа мелких фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные их действия, с целью  ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности малых фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними: каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия отдельной той или иной фирмы. 
 

       Монополия

     Монополия – это абсолютное преобладание в  экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще.

     Так как не существует близких заменителей  товара, покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. Это значит, что фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: монополист выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.

       В период становления корпоративного и финансового капитала свободная конкуренция уступила многие свои позиции монополистическим объединениям. Монополизация экономически явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации и централизации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса.

     Монополии можно классифицировать на следующие  виды, различающиеся по разным основаниям (схема).

     I. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:            а) Объединение предприятий, продающее определённые товары множеству покупателей, - монополия.

     б) Хозяйственное объединение, скупающее  какие-то продукты у всех продавцов, - монопсония.

     II. С учётом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

     а) В масштабе одной отрасли рыночной деятельности – чистая монополия. В  этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных  конкурентов закрыт, продавец имеет  полный контроль над количеством  товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

     б) В масштабе национального хозяйства  может сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства  или его каких-то хозяйственных  органов (например, государственная  монополия внешней торговли и  т.п.).

     III. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

     а) Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие  в своём распоряжении редкие и  свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под  виноградники). Сюда также относятся  некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию.

     б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно  причислить формы монополизации, как  бы защищённые от конкуренции:

     1) патентная система;

     2) авторские права;

     3) товарные знаки;

     в) Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических  выгод.

     Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах: создаёт барьеры  для вхождения на рынок новых соперников; создаёт очень высокий уровень технологии производства; применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства; теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.

     Искусственные монополии выступают в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна.

     Картель – союз нескольких предприятий одной  отрасли промышленности, в котором  его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия  сами реализуют на рынке, договариваясь  о квоте – доли каждого в  общем выпуске продукции, о продажных  ценах, распределении рынков и др.

     Синдикат  – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются  за участниками объединения, а готовая  продукция реализуется как их общее достояние через созданную  для этого контору.

     Трест – монополия, в которой создаётся  совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

     Концерн – союз формально независимых  предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн  получил сейчас широкое распространение.

     Монополизация рынка не случайна. Она расчищает  рыночное пространство от конкурентов. Это даёт те экономические выгоды, которые образуются в результате установления монопольных цен.  

       Олигополия

     Олигополия (греч. oligos – немногий; poleo – продаю) – господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции. При этом монополизация производства может достигать ещё больших масштабов. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта – "Дженерал моторс", "Форд", и "Крайслер" - производят свыше 90% всей продукции.

     Олигополии  вынуждены считаться с антимонопольным  законодательством. Однако они нередко  различными путями (посредством "лидерства  в ценах", тайного "джентльменского  соглашения") обходят антимонопольные  законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней  мере выгодные им цены.

     Олигополии  ведут борьбу на рынке путем неценовой  конкуренции. Соперничество в этом случае ведётся на основе технического превосходства, высокого качества и надёжности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приёмов.

     Олигополия  – имеет место на рынке с  господством немногих фирм, оказывающих  существенное влияние на цены, по которым  продается товар множеству покупателей. Фирмы находящиеся в таких  условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны.

     Есть  две взаимосвязанные черты олигополистического  ценообразования. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию  быть негибкими, или 
«жесткими». Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии. С другой стороны, олигополистические фирмы изменяют свои цены все вместе, одновременно. Олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действием, или тайному сговору, при назначении и изменении цен.
 
 

 

     2.2 Методы конкуренции

     По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на: ценовую и  неценовую.

     Ценовая конкуренция предполагает продажу  товаров по наиболее низким ценам, чем  у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли.

     Неценовая конкуренция основана на предложении  товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками  службы, на использовании методов  рекламы и других способов стимулирования сбыта.

     По  отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.

     Внутриотраслевая  конкуренция – это конкуренция  предпринимателями, производящими  однородные товары, за лучшие условия  производства и сбыта, за получение  сверхприбыли.

     Межотраслевая конкуренция – это конкуренция  между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку  на норму прибыли влияют разные объективные  факторы, её величина в разных отраслях различна.

     Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

     Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и  т.д. При этой конкуренции никто  из участников рынка не может оказать  решающего влияния на условия  реализации товаров.

     Монополистическая конкуренция (несовершенная) главным  образом отличается тем, что монополии  имеют возможности влиять на условия  реализации товаров.

 

     2.3 Механизмы ценовой  и неценовой конкуренции

     Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли.

     Конкуренты  не обязательно должны отвечать аналогичным  снижением цены. Возможность снижения цены каждым из конкурентов ограничивается его полными издержками на единицу продукции. Коммерческая компания может продолжительное время продавать свои продукты по цене ниже их полной себестоимости только при наличии дополнительного внешнего финансирования. Но поскольку любая коммерческая компания ориентирована на получение прибыли, то при демпинге она либо рассчитывает окупить эти убытки в будущем, либо низкие цены на продукт позволяют ей получать другие, неочевидные или недоступные для остальных участников рынка выгоды уже сейчас.

     К ценовой конкуренции целесообразно  прибегать при выполнении двух условий. Во-первых, если вы уверены, что цена является для вашего потенциального потребителя решающим фактором при  выборе между конкурирующими продуктами. Во-вторых, обычно к ценовой конкуренции  прибегают компании, добившиеся отраслевого  лидерства в издержках - в этом случае можно получать прибыль даже при таких ценах, когда все  остальные игроки уже работают в  убыток. 

     Ценовая конкуренция бывает:

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме