Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:18, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Введение . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Конкуренция как закономерность рыночной экономики . . 4
1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике . . . 4
Глава 2 Виды и методы конкуренции . . . . . . 7
2.1 Виды конкуренции . . . . . . . . 7
2.2 Методы конкуренции . . . . . . . 14
2.3 Механизмы ценовой и неценовой конкуренции . . . 15
2.4 Методика исследования конкуренции на рынке . . . 17
Глава 3 Механизм управления конкуренцией . . . . . 26
Глава 4 Пять сил конкуренции . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . 30
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент
научно-технологической
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
Институт
экономики и финансов
АПК
Кафедра
«Экономическая теория»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Конкуренция,
ее виды, место и роль в современном
хозяйственном механизме
Выполнил
студент группы 21 |
|
|
(подпись) | ||
Принял (к.э.н., доцент) |
||
(подпись) |
Красноярск
2011
Содержание
Введение . . . . . . . . . . .
Глава 1 Конкуренция как закономерность рыночной экономики . . 4
1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике . . . 4
Глава 2 Виды и методы конкуренции . . . . . . 7
2.1 Виды конкуренции . . . . . . . . 7
2.2 Методы конкуренции . . . . . . . 14
2.3 Механизмы ценовой и неценовой конкуренции . . . 15
2.4 Методика исследования конкуренции на рынке . . . 17
Глава 3 Механизм управления конкуренцией . . . . . 26
Глава 4 Пять сил конкуренции . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . .
Список литературы . . . . . .
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
По определению рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться). Конкуренция – это соревнование экономических субъектов на рынке потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма хозяйствования, но характер и формы ее на различных рынках и в различных рыночных ситуациях неодинаковы.
Исторически конкуренция
Цель данной работы –
Глава 1. Конкуренция как закономерность рыночной экономики
Конкуренция (от лат. «конкурро» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
-
наличие множества
-
полная экономическая
-
зависимость рыночных
-
противоборство со всеми
Конкурентная
борьба за экономическое процветание
и выживание – экономический
закон рыночного хозяйства. Это
борьба среди продавцов, среди покупателей,
между продавцами и покупателями.
Продавцы хотят продать свою продукцию
подороже, но конкуренция вынуждает
их сбывать свою продукцию дешевле,
чтобы стимулировать
Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширить ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.
Но
конкуренция далека от идиллии. Во все
времена глубинные корни
На первый взгляд кажется, что
поскольку каждый стремится
"Каждый отдельный человек
старается употреблять свой
Именно по этой причине А.Смит
решительно выступал против
Сущность конкуренции проявляется в е следующих функциях:
-
обеспечение нацеленности
-
стимулирование роста
-
дифференциация
-
давление на производство, распределение
ресурсов между отраслями
-
ликвидация
- стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
Глава 2. Виды и методы конкуренции
2.1 Виды конкуренции
Свободная(совершенная конкуренция)
Совершенная конкуренция - вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт, и ни одна фирма не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, должна составлять менее 1 %. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объема продаж. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продается не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишенная особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать ее как заданную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными решениями своих конкурентов. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Для продавцов вход на рынок и выход с него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и к возникновению несовершенной конкуренции. Последняя наиболее характерна для современных рынков в связи с господством на них олигополий, монопольными тенденциями, государственным вмешательством в экономику, устойчивыми инфляционными ожиданиями и т.д.
На
чисто конкурентном рынке отдельные
фирмы осуществляют незначительный
контроль над ценой продукции. В условиях
чистой конкуренции каждая фирма производит
настолько небольшую часть от общего объема
производства, что увеличение или уменьшение
ее выпуска не будет оказывать ощутимого
влияния на общее предложение, или, следовательно,
цену продукта.
Отдельный, конкурирующий производитель
соглашается с ценой. Он не может устанавливать
новую рыночную цену, а только приспосабливается
к ней, то есть соглашается с ценой.
Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме