Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1.Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2.Анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
3.Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в современных условиях …...…6
Понятие, сущность, виды, функции конкуренции …………………….……6
1.2. Особенности развития конкуренции в современных рыночных условиях ………………………………………………………………………...….9
1.3. Необходимость государственного регулирования рынка………..…12
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции …...…16
2.1. Анализ рынка совершенной конкуренции………………...………....16
2.2. Анализ рынка олигополии…………...……………………….………23
2.3. Анализ рынка монополистической конкуренции ……...…….……..29
Глава 3. Современный механизм повышения конкурентоспособности рыночной экономики ………………………………………..…………………....34
3.1. Актуальные проблемы Российской экономики и пути повышения ее конкурентной способности ……………………………….……………………………………………...34
3.2. Перспективы развития конкурентоспособности России …..……….37
Заключение ………………………………………………………………………..42
Список использованных источников …………………………………………….44
Приложения ……………………………………………………………………….45
Таблица 2.
Крупнейшие компании черной металлургии 2010г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2010 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.
Рассмотрев некоторые олигополистические рынки, можно представить целостную картину российского рынка олигополии. Во-первых, он находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, преобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных фирм на рынки в первую очередь бытовой техники после кризиса 1998г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является
крупнейшим акционером.
2.3 Анализ рынка монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это тип организации рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом и выходом на рынок.
Основы модели монополистической конкуренции, и само название были разработаны в 1933 г. Эдвардом Х. Чемберленом в работе "Теория монополистической конкуренции".
Основные черты
Характерные черты:
Предельный доход фирмы-
Если кривая спроса фирмы является убывающей, то ее кривая предельного дохода не совпадает с кривой спроса и среднего дохода (как в случае совершенной конкуренции), а лежит левее и ниже (рис. 3.1).
Рис. 3.1 Кривая спроса и предельный доход при монополистической конкуренции
Динамика сверхприбыли на
рынке монополистической
Рис.3.2 Сверхприбыль на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
Пусть одна из фирм участниц выходит на рынок с инновацией, позволяющей ей временно стать монополистом. Наиболее реально это в том случае, когда инновация является трудно имитируемой.
В краткосрочном периоде другие фирмы-последователи не успевают включиться в конкуренцию, т.к. у них еще отсутствуют активы, необходимые для имитации инновационной технологии или продукции. Линия спроса фирмы-лидера и рынка совпадают, т.к. фирма-лидер пока является монополистом. Сверхприбыль лидера как обычно определяется условием
выпуска количества продукции, соответствующего равенству предельной выручки и издержек (рис. 3.2).
В долгосрочном периоде на
рынок выходят фирмы-
Итак, на рынке монополистической конкуренции сверхприбыль имеет место только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде она исчезает вследствие прихода новых фирм, имитации инновации и уменьшения спроса на продукцию первой фирмы. Напомним, что нормальная экономическая прибыль включается в себестоимость продукции, поэтому, несмотря на исчезновение сверхприбыли, фирма-лидер, как и все остальные участники, может продолжать работу на рынке.
Степень эластичности по цене определяется степенью дифференциации продукции конкурентов и числом фирм, действующих в отрасли. При прочих равных условиях, чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем выше эластичность спроса по цене на продукцию отдельной фирмы в соответствующем ценовом диапазоне.
Экономическая эффективность
монополистической конкуренции
При анализе конкурентного рынка было
выяснено, что самая высокая эффективность
использования ресурсов и производственная
эффективность обеспечиваются тогда,
когда равновесие производителя достигается
при равенстве цены, предельных и минимальных
средних издержек:
(12) Р=MC=ATC min
Иначе говоря, эффективность
гарантирует потребителям получения
самого большого объема продукции по
наиболее низким ценам, которые вообще
возможны при существующей технологии
и затратах производства.
Пользуясь
случаем, я заглянула в продуктовую корзину
Казани и обнаружила сводку цен на продукты
в магазинах, супермаркетах, и на рынках
Казани. В таблице 3, вы сможете найти как
наиболее выгодное место для покупки одного
из продуктов, так и для покупки всей корзины
продуктов.
Попробуем по этому критерию оценить эффективность
монополистической конкуренции.
Как видно из анализа, проведенного
при изложении предыдущего
Это означает, что элемент монополизма,
что присущей монополистической конкуренции,
всегда вызывает некоторое недоиспользование
ресурсов для производства товаров. Если
цены на какой-то товар превышают предельные
издержки на его получение, это свидетельствует
о том, что общество оценивает дополнительные
единицы этого товара выше, чем альтернативные
товары, которые можно было бы произвести
при тех же издержках. Поэтому можно считать,
что монополистическая конкуренция не
обеспечивает оптимального распределения
и использования ресурсов. Наоборот, наблюдения
дают массу примеров недоиспользования
производственных мощностей фирмами,
ориентированными на монополистическую
конкуренцию. Скажем, многие из рядовых
граждан испытывают удивление, когда неподалеку
от одной бензоколонки открывается новая,
хотя и на первой клиентов немного.
Монополистическая конкуренция
не способна обеспечить самую высокую
производственную эффективность, то есть
равенство цен минимальным
(13) Р > ATC min
Поэтому потребители всегда вынуждены платить на рынке монополистической конкуренции за единицу продукции больше, чем это могло бы быть на конкурентном рынке.
Таким образом, недогрузка мощности
предприятий и завышенные цены -
вот плата общества за монополистическую
конкуренцию. Однако даже это весьма
критическое замечание не дает достаточно
оснований для однозначно отрицательной
оценки монополистической конкуренции.
Дело в том, что ориентация на монополистическую
конкуренцию постоянно
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1. Актуальные
проблемы Российской экономики
и пути повышения ее
На современном этапе экономических преобразований весомым фактором оздоровления национальной экономики, которая страдает от значительного сокращения внутреннего спроса на промышленную продукцию, может стать только существенное расширение внешней торговли. Для России этот фактор имеет особое значение, потому что он позволяет ускорить рыночную трансформацию экономики, выход на мировой товарный рынок и создание валютных резервов, необходимых для модернизации и структурной перестройки производства.
Теория конкуренции исходит из того, что конкурируют не страны, а отдельные производители или продавцы продукции. Но экономический успех государства, то есть ее конкурентоспособность, непосредственно определяется наличием в ней конкурентоспособных отраслей и производств. Поэтому повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей должно стать самым важным приоритетом промышленной политики России.
Конкурентоспособность — это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.
Содержательные теоретические и методические основы рыночной экономики, маркетинга, конкуренции исследованы в трудах целого ряда многих зарубежных и отечественных ученых: А. Смита, Д. Рикардо, Д. Робинсона, Ф. Хайека, П. Самуэльсона, М. Портера, В. Леонтьева, С. Шаталина, Багиева, Г.А. Краюхина, Т.Д. Масловой, A.M. Немчина, В.П. Попкова.
Существуют общие методы
повышения
Основными факторами, которые определяют конкурентоспособность предприятия, являются: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых, финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента, выпуск конкурентоспособной продукции. Существуют два вида конкурентного преимущества:
Для того чтобы предложить
пути повышения
Для повышения
Факторами повышения