Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1.Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2.Анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
3.Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в современных условиях …...…6
Понятие, сущность, виды, функции конкуренции …………………….……6
1.2. Особенности развития конкуренции в современных рыночных условиях ………………………………………………………………………...….9
1.3. Необходимость государственного регулирования рынка………..…12
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции …...…16
2.1. Анализ рынка совершенной конкуренции………………...………....16
2.2. Анализ рынка олигополии…………...……………………….………23
2.3. Анализ рынка монополистической конкуренции ……...…….……..29
Глава 3. Современный механизм повышения конкурентоспособности рыночной экономики ………………………………………..…………………....34
3.1. Актуальные проблемы Российской экономики и пути повышения ее конкурентной способности ……………………………….……………………………………………...34
3.2. Перспективы развития конкурентоспособности России …..……….37
Заключение ………………………………………………………………………..42
Список использованных источников …………………………………………….44
Приложения ……………………………………………………………………….45
Доход фирмы — совершенного конкурента:
Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции.
1. Совокупный доход ( ) — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции:
(2)
представлен на рис 1.2. линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем на величину, равную рыночной цене.
2. Средний доход ( ) — доход от реализации единицы продукции:
(3)
определяется рыночной ценой равновесия, а кривая совпадает с кривой спроса фирмы (рис.1.2). По определению:
(4)
3. Предельный доход ( ) — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска:
(5)
Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска:
(6)
так как
(7)
Все функции дохода представлены на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Доход фирмы-конкурента
Пример анализа рынка совершенной конкуренции
Рис.1.3 Решение об объеме выпуска фирмы при различной цене
Рис.1.4 Изменение спроса
Объясним, почему совершенно-конкурентная фирма может продолжать деятельность даже при убытках в краткосрочном периоде, и какие последствия это будет иметь для ее ценовых и продуктовых стратегий в долгосрочном периоде (с иллюстрацией на диаграммах спроса-предложения).
Вначале остановимся на разнице между краткосрочными средними ATC и средними переменными издержками AVC. При росте выпуска их линии сближаются, т.к. накладные расходы распределяются на все большее число продукции, рис. 1.3.
Продолжать фирме деятельность или нет, зависит от соотношения ее издержек и выручки. Например, при сложившейся на рынке цене Р1, фирма покроет переменные затраты AVC. Хотя полные издержки ATC не покрываются, есть смысл работать и дальше с выпуском Q1, т.к. постоянные затраты неизбежны даже при полной остановке деятельности фирмы. Основной стратегией является минимизация убытков в т. А.
Все это справедливо для краткосрочного периода времени. Если ситуация в долгосрочном периоде не изменится (рыночная цена не увеличится или не удастся снизить как-то издержки), убыточной фирме придется покидать рынок.
Пусть спрос на рынке почему-либо уменьшился с D1 до D2. Тогда (см. рис.1.4 а) фирмы будут поставлять меньше товаров при меньшей цене. Если цена окажется больше Р2 (рис. 1.3), фирме, как уже было сказано будет выгоднее продолжить производство для минимизации убытков. Если меньше – уйти с рынка, что и вынуждена, будет сделать часть фирм. Но тогда уменьшится и предложение до S2. И количество товара еще уменьшится до Q3 при первоначальной цене Р1 (рис. 1.4 б). Первоначальной – потому, что фирмы скомпенсируют при ней свои затраты и перестанут покидать рынок.
Аналогично рассуждая, можно получить и другие случаи. Если цена будет ниже точки F, (рис. 1.3) фирма не компенсирует даже переменные затраты и нужно немедленно прекращать деятельность, если этому не препятствуют какие-либо неэкономические соображения. Если же цена установится выше точки В (рис. 1.3), в течение некоторого времени будет сверхприбыль, которая исчезнет, когда привлеченные ею на рынок войдут новые фирмы.
Построение кривой краткосрочного предложения отрасли.
Предположим, что на рынке картофеля функционируют только три продавца. Несмотря на это, представим также, что рынок картофеля является совершенно конкурентным. В табл. 1 приведена информация об объёмах индивидуального предложения картофеля каждого из этих продавцов.
Таблица 1
Информация об объёмах индивидуального предложения картофеля
Цена 1 кг картофеля (руб.) |
Объём предложения продавца 1 (кг в неделю) |
Объём предложения продавца 2 (кг в неделю) |
Объём предложения продавца 3 (кг в неделю) |
Объём рыночного предложения (кг в неделю) |
2 |
0 |
45 |
30 |
75 |
5 |
20 |
70 |
75 |
165 |
6 |
25 |
80 |
90 |
195 |
7 |
30 |
85 |
100 |
215 |
Кривые индивидуального предложения каждого продавца строятся по точкам, координаты которых заданы табл.1. Они представлены на рис. 1.5.
Здесь кривые предложения соответственно первого, второго и третьего продавцов. Объём рыночного предложения при каждой возможной цене картофеля получается простым суммированием объёмов индивидуального предложения. Так, при цене 2 руб. объём рыночного предложения составит: 0 + 45 + 30 = 75 кг; при цене 5 руб.: 20 + 70 + 75 = 165 кг; при цене 6 руб.: 25 + 80 + 90 = 195 кг; при цене 7 руб.: 30 + 85 + 100 = 215 кг в день. Исходя из кривых индивидуального предложения строим кривую рыночного предложения. Она показана на рис. 1.5 и обозначена
Теперь обобщим полученные нами результаты. Пусть на некотором отраслевом рынке работают фирм.
Пусть функция предложения ой фирмы:
(8) где |
Тогда функция рыночного предложения
будет выглядеть следующим образом:
(9)
Поскольку кривые индивидуального
предложения имеют
Тем не менее, модель совершенной конкуренции:
2.2. Анализ рынка олигополии
Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей – продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.
Ломаная линия олигополистического спроса
Кривая спроса для олигополиста зависит от реакций конкурентов. Иногда для наблюдения реакций конкурентов фирмы практикуют пробные изменения цен.
Рис.2.1 Ломаная линия спроса для отдельного олигополиста
В качестве иллюстрации на рис. 2.1 показана такая гипотетическая ломаная кривая спроса (D). Точкой излома является текущая точка (цена Р, количество Q). Олигополист ожидает, что в случае установления им цены выше Р другие фирмы не поднимут цены. Это означает, что повышение цены приведет к заметному снижению объема продаж данного олигополиста. Следовательно, кривая спроса левее точки (Р, Q) пологая. Далее, олигополист ожидает, что в случае установления им цены ниже Р другие фирмы также снизят цены, чтобы не допустить уменьшения своих долей рынка. Это означает, что снижение цены приведет к сравнительно небольшому росту объема продаж данного олигополиста. Следовательно, кривая спроса правее точки (Р, Q) является более крутой.
Наличие точки излома отражает асимметрию ожидаемых реакций конкурентов на изменения цены.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.
Вступление в
При олигополистической конкуренции
фирма в состоянии
Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили).
Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – "картельное соглашение".
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю ("квоту") каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня). Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран.
Способность удерживать цены
в краткосрочном периоде
Рис. 2.2. Кривая AVC и MC в условиях олигополии в краткосрочном периоде
Как мы знаем, согласно закону уменьшающейся отдачи, если один из факторов производства (капитал) остается неизменным, то по мере ввода в производство дополнительных единиц переменного фактора (труда), средние переменные издержки начинают падать. Затем они достигают своего минимума, и если не прекратить привлечение новых единиц труда, то AVC начнут возрастать. Но это верно, если мы считаем капитал как нечто неделимое. Но, положим, на заводе используется 25 станков, которые обслуживаются в смену 50 рабочими и производят один и тот же товар. Дневная производительность 25 станков – 100 единиц товара, а дневная оплата одного рабочего – 10 руб. Легко подсчитать величину средних переменных издержек:
(10)
Пусть дневной спрос на товар упал до 96 единиц. Это означает, что фирма должна уменьшить число нанимаемых рабочих до 48 человек.
Но фирме нет необходимости использовать 48 рабочих и 25 станков, она сократит число действующих станков до 24, а один станок законсервирует. Поскольку произошло одновременное изменение и постоянного и переменного фактора, то закон уменьшающейся отдачи не действует и в этом случае
(11)
Таким образом, используя делимые фиксированные факторы производства, фирма-олигополист может на определенном интервале (Q1 – Q2) выпуска продукции сохранять неизменным отношение работающих единиц труда и капитала. В этом случае и средние переменные, и предельные издержки не меняются.
Следует иметь в виду,
что удержание цен
Давайте проанализируем рынок олигополии на примере металлургических предприятий.
Черная металлургия является одной из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний (табл.2). Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2009 года они составили 31,6 млн. т., когда как в Китае 125 млн. т. Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает, если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.