Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1.Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2.Анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
3.Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в современных условиях …...…6
Понятие, сущность, виды, функции конкуренции …………………….……6
1.2. Особенности развития конкуренции в современных рыночных условиях ………………………………………………………………………...….9
1.3. Необходимость государственного регулирования рынка………..…12
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции …...…16
2.1. Анализ рынка совершенной конкуренции………………...………....16
2.2. Анализ рынка олигополии…………...……………………….………23
2.3. Анализ рынка монополистической конкуренции ……...…….……..29
Глава 3. Современный механизм повышения конкурентоспособности рыночной экономики ………………………………………..…………………....34
3.1. Актуальные проблемы Российской экономики и пути повышения ее конкурентной способности ……………………………….……………………………………………...34
3.2. Перспективы развития конкурентоспособности России …..……….37
Заключение ………………………………………………………………………..42
Список использованных источников …………………………………………….44
Приложения ……………………………………………………………………….45
Целью государственной политики демонополизации
экономики и развития конкуренции
на рынках Российской Федерации является
повышение эффективности
Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.
В настоящее время в Российской
Федерации действует также
Существуют два пути демонополизации:
- иностранная конкуренция.
Когда рядом с изделием
Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
- создание новых предприятий,
конкурирующих с монополистами.
Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства.
Подводя итог, к особенностям конкуренции в России можно отнести:
- отсутствие действенной и
- жесткая протекционистская
- сырьевая экспортная
- ущербный торговый баланс и
низкий жизненный уровень
- отставание технологий в
- дорогая и относительно
- последствия валютного кризиса августа 1998 года, приведшие к резкому удорожанию импортных товаров;
- экономически невыгодный
уровень концентрации
1.3. Необходимость государственного
регулирования рынка
Действительно, можно согласиться
с тем, что государственное
1. Защита конкуренции и препятствие монополизму;
2. Регулирование деятельности естественных монополий.
Реализация задачи защиты
конкуренции и препятствия
- анализ сложившихся товарных
рынков, поведения на них предприятий
и различных их объединений,
не являющихся субъектами
- формирование необходимых
организационно-экономических
Федерации;
- установление и поддержание
единого экономического
- создание системы
- создание правовых и
организационно-экономических
- учет структуры рынка
при приватизации предприятий
в целях повышения
- развитие предпринимательства.
Процесс защиты конкуренции и препятствия монополизму на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:
- ориентация на создание
конкурентного рынка, защиту
- комплексность решения
задач демонополизации,
- дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
- взаимосвязанность решения
проблем демонополизации и
- учет факторов интеграции
российской экономики в
- мониторинг изменения
структуры рынка и
- обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
Регулирование деятельности
естественных монополий – это
второе основное направление в государственном
регулировании рынка.
Органами регулирования естественных
монополий могут применяться следующие
методы регулирования деятельности субъектов
естественных монополий:
- ценовое регулирование,
осуществляемое посредством
- определение потребителей,
подлежащих обязательному
Право доступа к системе
российских магистральных трубопроводов
и терминалов в морских портах
при вывозе нефти за пределы таможенной
территории Российской Федерации предоставляется
организациям, осуществляющим добычу
нефти и зарегистрированным в
установленном порядке, а также
организациям, являющимся основными
обществами по отношению к организациям,
осуществляющим добычу нефти, пропорционально
объемам добытой нефти, сданной
в систему магистральных
В целях проведения эффективной
государственной политики в сферах
деятельности субъектов естественных
монополий органы регулирования
естественных монополий осуществляют
контроль за действиями, которые совершаются
с участием или в отношении
субъектов естественных монополий
и которые могут иметь своим
результатом ущемление
Органы регулирования естественных монополий осуществляют, контроль за:
- любыми сделками, в результате
которых субъект естественной
монополии приобретает право
собственности на основные
- инвестициями субъекта
естественной монополии в
- продажей, сдачей в аренду
или иной сделкой, в
Такое государственное регулирование рынка способствует развитию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В тоже время стоит отметить, что сегодня среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства государства в рыночное хозяйствование.
Глава 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Анализ рынка совершенной конкуренции
Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:
Совершенная (чистая) конкуренция
– это рыночная ситуация, когда
многочисленные, независимо действующие
производители продают
Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:
1)Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:
(1)
Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.
2) На рынке большое
количество покупателей и
3) Свободный доступ к
рынкам новых продавцов и
4) Наличие полной и
доступной информации для
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли.
Спрос на продукцию совершенного конкурента:
В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рис. 1.1, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (AR) для каждой отдельной фирмы.
Рис. 1.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента
В силу однородности продукции
и наличия большого количества совершенных
заменителей, ни одна фирма не может
продавать свой товар по цене, хоть
немного превышающей цену равновесия,
Ре. С другой стороны, отдельная фирма
очень мала по сравнению с совокупным
рынком, и она может продать
всю свою продукцию по цене Ре, т.е.
у нее нет необходимости