Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме. Проблема создания конкурентной среды в условиях становления рын

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1.Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2.Анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
3.Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в современных условиях …...…6
Понятие, сущность, виды, функции конкуренции …………………….……6
1.2. Особенности развития конкуренции в современных рыночных условиях ………………………………………………………………………...….9
1.3. Необходимость государственного регулирования рынка………..…12
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции …...…16
2.1. Анализ рынка совершенной конкуренции………………...………....16
2.2. Анализ рынка олигополии…………...……………………….………23
2.3. Анализ рынка монополистической конкуренции ……...…….……..29
Глава 3. Современный механизм повышения конкурентоспособности рыночной экономики ………………………………………..…………………....34
3.1. Актуальные проблемы Российской экономики и пути повышения ее конкурентной способности ……………………………….……………………………………………...34
3.2. Перспективы развития конкурентоспособности России …..……….37
Заключение ………………………………………………………………………..42
Список использованных источников …………………………………………….44
Приложения ……………………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

курс для.docx

— 250.12 Кб (Скачать)

Целью государственной политики демонополизации  экономики и развития конкуренции  на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного  производства на основе рыночного регулирования  экономических процессов.

Основной же задачей программы  является развитие конкуренции. Эти  обстоятельства говорят о том, что  в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, –  что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

В настоящее время в Российской Федерации действует также целый  комплекс нормативных актов, направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции. В первую очередь следует  выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг" и Закон  РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" (с  изм. и доп. от 2 января 2000 г.).

Существуют два пути демонополизации:

- иностранная конкуренция.  Когда рядом с изделием монополиста  на рынке находится превосходящий  его по качеству и сопоставимый  по цене импортный аналог, все  монополистические злоупотребления  становятся невозможными.

Но проблема в том, что  из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция  в очень многих случаях оказалась  избыточно сильной. Вместо того чтобы  ограничить злоупотребления она  фактически уничтожила целые отрасли  промышленности.

- создание новых предприятий,  конкурирующих с монополистами.  Он устраняет монополию, не  уничтожая при этом самого  монополиста как предприятие.  К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

Вступление российской экономики  в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве  товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и  переоценки эффекта экономии в масштабах  производства.

Подводя итог, к особенностям конкуренции  в России можно отнести:

- отсутствие действенной и продуманной  государственной политики в области  конкуренции и повышения конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке; 

- жесткая протекционистская политика  правительства в отношении импортных  товаров с целью снижения их  конкурентоспособности на внутреннем  рынке (посредством высоких импортных  пошлин);

- сырьевая экспортная ориентация  народного хозяйства России на  мировом рынке и импорт продукции  высокотехнологичных отраслей (как  следствие, 

- ущербный торговый баланс и  низкий жизненный уровень населения);

- отставание технологий в большинстве  отраслей промышленного производства  народного хозяйства России от  мирового уровня на 10-30 лет (как  следствие, 

- дорогая и относительно низкого  качества продукция);

- последствия валютного кризиса  августа 1998 года, приведшие к резкому  удорожанию импортных товаров;

- экономически невыгодный  уровень концентрации производства  на большинстве крупных предприятий  народного хозяйства России (как  следствие, чрезмерные цены на  выпускаемую продукцию и ее  низкая конкурентоспособность).

 

 
1.3. Необходимость государственного регулирования рынка

 

Действительно, можно согласиться  с тем, что государственное регулирование  необходимо. Причем необходимо оно  по двум основным направлениям:

1. Защита конкуренции  и препятствие монополизму;

2. Регулирование деятельности  естественных монополий.

Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия монополизму  предусматривает:

- анализ сложившихся товарных  рынков, поведения на них предприятий  и различных их объединений,  не являющихся субъектами естественной  монополии;

- формирование необходимых  организационно-экономических предпосылок  для эффективной конкуренции  на рынках Российской 
Федерации;

- установление и поддержание  единого экономического пространства  на территории Российской Федерации;

- создание системы государственного  контроля и регулирования деятельности  субъектов естественной и государственной  монополии;

- создание правовых и  организационно-экономических условий  для включения рыночных механизмов  оптимизации товаропотоков, формирования  цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

- учет структуры рынка  при приватизации предприятий  в целях повышения конкурентоспособности  и эффективности их деятельности;

- развитие предпринимательства.

Процесс защиты конкуренции  и препятствия монополизму на рынках Российской Федерации предусматривает  учет следующих общих требований:

- ориентация на создание  конкурентного рынка, защиту прав  и интересов потребителей;

- комплексность решения  задач демонополизации, приватизации  и структурной перестройки экономики;

- дифференцированный подход  к объектам демонополизации с  учетом социальных интересов,  отраслевых (продуктовых) и региональных  особенностей;

- взаимосвязанность решения  проблем демонополизации и развития  конкуренции на федеральном, отраслевом  и региональном уровнях;

- учет факторов интеграции  российской экономики в мировую  систему хозяйства, открытости  товарных рынков для международной  конкуренции в сочетании с  мерами по защите отечественных  товаропроизводителей;

- мониторинг изменения  структуры рынка и соответствия  программно-реализационного механизма  демонополизации и развития конкуренции  его структуре;

- обеспечение гласности  проводимых мероприятий и их  результатов.

Регулирование деятельности естественных монополий – это  второе основное направление в государственном  регулировании рынка. 
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

- ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  (установления) цен (тарифов) или  их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального  уровня их обеспечения в случае  невозможности удовлетворения в  полном объеме потребностей в  товаре, производимом (реализуемом)  субъектом естественной монополии,  с учетом необходимости защиты  прав и законных интересов  граждан, обеспечения безопасности  государства, охраны природы и  культурных ценностей.

Право доступа к системе  российских магистральных трубопроводов  и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется  организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в  установленном порядке, а также  организациям, являющимся основными  обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально  объемам добытой нефти, сданной  в систему магистральных трубопроводов  с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

В целях проведения эффективной  государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования  естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются  с участием или в отношении  субъектов естественных монополий  и которые могут иметь своим  результатом ущемление интересов  потребителей товара, в отношении  которого применяется регулирование  в соответствии с настоящим Федеральным  законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния  естественной монополии в состояние  конкурентного рынка.

Органы регулирования  естественных монополий осуществляют, контроль за:

- любыми сделками, в результате  которых субъект естественной  монополии приобретает право  собственности на основные средства  или право пользования основными  средствами, не предназначенными  для производства (реализации) товаров,  в отношении которых применяется  регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- инвестициями субъекта  естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении  которых не применяется регулирование  в соответствии с настоящим  Федеральным законом и которые  составляют более 10 процентов  стоимости собственного капитала  субъекта естественной монополии  по последнему утвержденному  балансу;

- продажей, сдачей в аренду  или иной сделкой, в результате  которой хозяйствующий субъект  приобретает право собственности  либо владения и (или) пользования  частью основных средств субъекта  естественной монополии, предназначенных  для производства (реализации) товаров,  в отношении которых применяется  регулирование в соответствии  с настоящим Федеральным законом,  если балансовая стоимость таких  основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного  капитала субъекта естественной  монополии по последнему утвержденному  балансу.

Такое государственное регулирование  рынка способствует развитию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В тоже время стоит отметить, что сегодня  среди экономистов нет единого  мнения о степени вмешательства  государства в рыночное хозяйствование.

 

 

Глава 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

 

2.1. Анализ рынка совершенной конкуренции

 

Взаимодействие между  продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и  покупателей относительно цены, объемов  производства, закупок товара будут  существенно различаться для  разных типов (моделей) рынка.

По степени развития конкуренции  экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:

Совершенная (чистая) конкуренция  – это рыночная ситуация, когда  многочисленные, независимо действующие  производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии  контролировать рыночную цену.

Рынок совершенной конкуренции  характеризуется следующими чертами:

1)Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:

(1) 

Это означает, что любое  сколь угодно малое повышение  цены одним производителем сверх  рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах  может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.

2) На рынке большое  количество покупателей и продавцов,  каждый занимает относительно  малую долю рынка данных товаров.

3) Свободный доступ к  рынкам новых продавцов и возможность  такого же свободного выхода  из них.

4) Наличие полной и  доступной информации для участников  обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателя.

Данные характеристики являются настолько строгими, что практически  нет реальных рынков, которые полностью  бы им удовлетворяли.

Спрос на продукцию совершенного конкурента:

В условиях совершенной конкуренции  преобладающая рыночная цена устанавливается  путем взаимодействия рыночного  спроса и рыночного предложения, как это представлено на рис. 1.1, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (AR) для каждой отдельной фирмы.

 

Рис. 1.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента

В силу однородности продукции  и наличия большого количества совершенных  заменителей, ни одна фирма не может  продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма  очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать  всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать  товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию  по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме. Проблема создания конкурентной среды в условиях становления рын