Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме. Проблема создания конкурентной среды в условиях становления рын

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1.Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2.Анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
3.Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в современных условиях …...…6
Понятие, сущность, виды, функции конкуренции …………………….……6
1.2. Особенности развития конкуренции в современных рыночных условиях ………………………………………………………………………...….9
1.3. Необходимость государственного регулирования рынка………..…12
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции …...…16
2.1. Анализ рынка совершенной конкуренции………………...………....16
2.2. Анализ рынка олигополии…………...……………………….………23
2.3. Анализ рынка монополистической конкуренции ……...…….……..29
Глава 3. Современный механизм повышения конкурентоспособности рыночной экономики ………………………………………..…………………....34
3.1. Актуальные проблемы Российской экономики и пути повышения ее конкурентной способности ……………………………….……………………………………………...34
3.2. Перспективы развития конкурентоспособности России …..……….37
Заключение ………………………………………………………………………..42
Список использованных источников …………………………………………….44
Приложения ……………………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

курс для.docx

— 250.12 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Стр.

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы конкуренции в современных условиях …...…6 

    1. Понятие, сущность, виды, функции конкуренции …………………….……6

1.2. Особенности развития конкуренции  в современных рыночных условиях  ………………………………………………………………………...….9

1.3. Необходимость государственного регулирования рынка………..…12

Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции …...…16

2.1. Анализ рынка совершенной конкуренции………………...………....16

2.2. Анализ рынка олигополии…………...……………………….………23

2.3. Анализ рынка монополистической конкуренции ……...…….……..29

Глава 3. Современный механизм повышения конкурентоспособности рыночной экономики ………………………………………..…………………....34

3.1. Актуальные проблемы Российской экономики и пути повышения ее конкурентной способности ……………………………….……………………………………………...34

3.2. Перспективы развития конкурентоспособности России …..……….37

Заключение ………………………………………………………………………..42

Список использованных источников …………………………………………….44

Приложения ……………………………………………………………………….45


 

  •  

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Актуальность темы исследования определяется сохраняющимся в современной  экономической науке интересом  к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.

    От степени развития конкуренции  на макроуровне зависят возможности совершенствования экономики, экономический рост, степень вовлеченности страны в мировую глобальную экономическую систему. На микроуровне экономические успехи субъектов рыночной экономики в первую очередь зависят от того, насколько ими изучены законы конкуренции, её проявления и формы и насколько они готовы к конкурентной борьбе. В силу этого конкуренция представляет собой объект пристального внимания исследователей на протяжении более чем двухсот лет.

    Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием – рынок.

    По определению рынок  – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж.

    Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренция (лат. concurro –  сталкиваться, состязаться). Конкуренция  это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция  между производителями. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве  на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения  рынка товарами. В качестве средств  в конкурентной борьбе для улучшения  своих позиций на рынке компании используют например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

    Объектом исследования в работе является конкуренция в современном хозяйственном механизме.

     Предмет исследования: экономические отношения, действующие в рамках совершенной и несовершенной конкуренции.

    Теоретические и методологические вопросы конкурентоспособности  были заложены в работах классиков  экономической теории: А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Риккардо, Дж. Робинсона, Дж. Кейса, Й. Шумпетера, Э.Чемберлена, Ф.А. Хайека. Вопросы регулирования конкурентоспособности  в сложившейся рыночной системе  рассматривались в трудах И. Ансоффа, М. Портера, и др. Различные аспекты  конкурентоспособности освещены отечественными авторами довольно широко, среди них  следует отметить Г.Л. Азоева, А.Ю. Юданова  и др. Рассмотрению конкуренции как  взаимоотношению хозяйствующих субъектов при формировании спроса и предложения на товары и услуги, а также проблемам формирования конкурентной среды посвящены работы Г. Медведева.

    Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть  различные формы конкуренции  на рынке и выявить главные  проблемы создания конкурентной среды  в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

    1.Анализ понятия конкуренции  и его содержания;

    2.Анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

    3.Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.

    Указанные выше задачи помогут  определить и проанализировать процесс  конкуренции, его виды, а также  место и роль конкуренции в  хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

     

     

      1. Понятие, сущность, виды, функции конкуренции

     

    Понятие конкуренции многозначно, поэтому универсального ее определения  не существует. По самому общему определению, конкуренция — это соперничество  между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции  существуют различные трактовки  в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.

    По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические  ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что  главное в конкурентной борьбе —  внедрение нововведений, «созидающее  разрушение» отжившего; сама же конкуренция  вовсе не идеал, технологический  прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального  направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.

    Достоинство конкуренции  в том, что она ставит распределение  ограниченных ресурсов в зависимость  от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические  ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

    Поэтому роль конкуренции  заключается в том, что она  способствует установлению на рынке  определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной  цене благ. 

    Сущность конкуренции  заключается в широком рассредоточении  экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда  на конкурентном рынке находится  большое число покупателей и  продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или  предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его  цену. Рассмотрим этот тезис со стороны  продаж, или предложения, на товарном рынке. Можно обратить внимание на тот  факт, что когда продукта оказывается  необычно мало, цена на него повышается. Например, мороз не по сезону в России может серьезно сократить урожай картофеля и резко повысить цену на него. Точно так же, если единичный  производитель или действующая  воедино маленькая группа производителей способны каким-то образом регулировать и ограничивать общий объем предложения  продукта, тогда цена может быть повышена к выгоде продавца.                                                              

     Регулируя предложение,  производитель способен в собственных  интересах манипулировать рынком. Однако сущность конкуренции  заключается в том, что на  рынке имеется такое большое  количество продавцов, при котором  каждый из них, обеспечивая  почти мизерную долю общего  объема предложения, практически  не в состоянии воздействовать  на предложение, а, следовательно,  и на цену продукта.

    Та же характеристика справедлива  и для тех, кто выступает на рынке в качестве предъявителя спроса. Покупателей в изобилии, и действуют  они независимо друг от друга. Таким  образом, одиночные покупатели не в  состоянии манипулировать рынком к  своей выгоде.

    Говоря о конкуренции  необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

    • функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
    • видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
    • предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
    • ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
    • скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:
    1. продажа личного товара по цене конкурента
    1. снижение цены потребления товара
    • незаконные методы:
    1. антиреклама товаров конкурентов;
    2. производство товаров имитаторов (подделка).

    Можно выделить следующие  функции конкуренции: 
    1) Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. 
    2) Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

    -предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции).Это стимулирует  технический прогресс;

    -предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).  
    3) Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. 4) Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

     

     
    1.2. Особенности развития конкуренции в современных рыночных системах

     

    Сегодня можно с удовлетворением  констатировать, что традиционно  существовавший разрыв между Россией  и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к  рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к  этому.

    Проблема конкурентоспособности  российских товаров всегда была и  остается острой проблемой, поэтому  необходима продуманная, грамотная  политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

    Уже более пяти лет в нашей  стране действует Государственная  программа демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Государственная  программа демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики  и развития, конкуренции в общей  государственной политике экономических  реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания  и мероприятия по демонополизации  экономики и развитию конкуренции  на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения  в этой области. Согласно закону, фирма  занимает "доминирующее положение", если её доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 года ГКАП утвердил "Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов", включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчётности по объёму производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

    Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме. Проблема создания конкурентной среды в условиях становления рын